Классификация слуховых нарушений

Уровень слухового нарушения Потеря слуха, в дБ Степень потери слуха (по ВОЗ)
Полная потеря слуха Глухота
Глубокое нарушение слуха 90 и более Потеря слуха IV степени
Тяжелое нарушение слуха 71-90 Потеря слуха IIIстепени
Среднетяжелое нарушение слуха 56-70 Потеря слуха IIстепени
Среднее нарушение слуха 41-55 Потеря слуха I степени
Легкое нарушение слуха 26-40 Воспринимается обычная речь

При определении инвалидности принимаются во внимание со­циальная недостаточность, требования по социальной защите или помощи, степень нарушения здоровья и расстройства функций организма, характер последствий травм или дефектов, степень ограничений жизнедеятельности или их сочетание.

Для установления группы инвалидности по слуху (слепоглухо-та) учитываются следующие показания:

- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха);

- нарушение способности к общению — установлению контак­
тов между людьми путем восприятия, переработки и передачи
информации;

- ограничение самообслуживания;

- способность к обучению в учебных заведениях общего типа,
потребность в специальном режиме учебного процесса и (или) с
использованием вспомогательных средств, с помощью других-лиц
(кроме обучающего персонала);

- способность к выполнению трудовой деятельности: уровень
квалификации или объем производственной деятельности, невоз­
можность выполнения работы по своей профессии.

Социальные проблемы лиц с нарушенным слухом

На всех возрастных этапах жизни неслышащие люди сталкивают­ся с проблемами в общении с окружающим миром и в получении информации. Они испытывают затруднения во время общения со слышащими людьми в повседневной жизни, при просмотре теле­визионных передач, посещении зрелищных массовых мероприя­тий в культурных и других учреждениях.

«Слепые оторваны от предметов, глухие — от людей», — писа­ла всемирно известная слепоглухая американская писательница Элен Келлер. В своих научных трудах знаменитый ученый Л. С. Вы­готский подчеркивал сложный характер социальной работы с глу­хими. «Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от обще­ния с людьми... Глухонемота — недостаток социальный по пре­имуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности».

По этим причинам значительная группа инвалидов по слуху не имеет возможности включиться в обычную социокультурную жизнь в обществе, попадает в положение меньшинства, права и интере­сы которого игнорируются большинством членов общества.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструк­туры городов не приспособлены для свободного доступа инвали­дов к информации. К примеру, транспортные средства (автобусы, троллейбусы, поезда пригородного сообщения и др.) не оборудо­ваны табло с бегущими строками. Уличные телефонные аппараты

не могут быть использованы инвалидами по слуху для связи с различными абонентами.

Отсутствие сервиса переводческих услуг в различных регионах Российской Федерации, в других случаях — дефицит переводчи­ков жестового языка затрудняют контакты глухих граждан с пред­ставителями государственных органов власти и юстиции, органи­заций социальной защиты, образования, здравоохранения, управ­ления внутренних дел, их учебу в различных образовательных учреждениях.

Производство в ограниченных масштабах различных моделей тек­стовых телефонных аппаратов и других технических средств связи и коммуникации (световых оптических сигнализаторов, электронянь, будильников с вибратором), центров операторской телефонной связи для глухих приводит к их информационной изоляции.

Общественно-публицистические, познавательные, молодеж­ные, художественные, детские и другие массовые передачи на каналах телевидения синхронно не субтитрируются. Это приводит к исключению глухих граждан из социальной, культурной и по­литической жизни общества.

Критерии сообщества глухих.С точки зрения патологии глухоты во многих странах с начала 1980-х гг. глухих стали рассматривать как культурно-лингвистическое или социолого-лингвистическое меньшинство. В научных трудах, сообщениях средств массовой ин­формации, в обиходе применяются следующие термины для обо­значения сообщества глухих: «языковое меньшинство», «социо­лого-лингвистическое меньшинство», «культурно-языковое мень­шинство».

Сами глухие смотрят на глухоту как на фактор, который свя­зан, прежде всего, с социальным, лингвистическим, антрополо­гическим и культурным аспектами. Глухие предпочитают, чтобы к ним в обществе относились как к равноправным членам, кото­рые могут быть интегрированы в «мир слышащих» в качестве чле­нов сообщества глухих. Они говорят об их правах развивать свой жестовый язык, свои ценности и традиции, субкультуру, фольк­лор, историю и т.д.

В 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН согласилась с предложе­нием своих экспертов, что в каждой стране «глухие и люди с серьезными нарушениями слуха должны быть признаны как лин­гвистическое меньшинство, которое имеет право пользоваться своим жестовым языком в качестве первого официального языка и средства коммуникации и обучения, а также пользоваться пере­водческими услугами».

Основными критериями, по которым определяется принадлеж­ность к сообществу глухих, выступают:

1) использование жестового языка. Жестовый язык объединяет глухих в одно пространство, которое отделяется от большинства

слышащих. Жестовый язык передается от одного поколения дру­гому. В 1984 г. ЮНЕСКО приняла резолюцию: «...Жестовый язык должен быть признан как легитимная лингвистическая система и должен иметь тот же статус, что и другие лингвистические систе­мы». В 1988 г. Парламент Совета Европы призвал государства ЕЭС признать национальные жестовые языки как официальные языки в своих странах.

Жестовый язык отмечен в конституции.таких стран, как Вели­кобритания, Финляндия, Колумбия, Португалия, Словакия, Че­хия, ЮАР, Уганда и др.

Жестовый язык неслышащих Австралии, Белоруссии, Дании,
Канады, Литвы, Норвегии, США, Украины, Уругвая, Швейца­
рии, Швеции, Франции и других стран применяется во многих
сферах общественной жизни и близок к официальному призна­
нию государством.

В Швеции, Норвегии, Франции и других государствах законо­дательно закреплено право глухих на получение образования на жестовом языке;

2) глухота как критерий идентификации, по которому глухие
причисляют себя к социолого-лингвистическому меньшинству.

Как пишет Луиза Кауппинен, президент Всемирной федера­ции глухих (\УРЕ>), в журнале «^РЭ №\уз»: «Во всем мире сфор­мировалось определенное самосознание глухих, которые стали рассматривать себя как социально-культурную общность со своим языком, самобытной историей, ценностями, обычаями, средства­ми и организациями, раскрывающимися во взаимодействии с другими, то есть "неглухими"»;

3) поведенческие нормы и правила. У членов сообщества суще­
ствуют определенные правила и нормы, в рамках которых они жи­
вут. Например, при обращении друг другу машут руками, похло­
пывают по плечу, чтобы привлечь к себе внимание. Имена глухих
на жестовом языке, как правило, имеют кличку (сокращенное имя);

4) браки между глухими. Более 90 % браков глухих людей заклю­
чаются^ глухими или слабослышащими. Чаще встречаются браки
между выпускниками одной школы для глухих или слабослыша­
щих детей;

5) историческое наследие. Для глухих характерно чувство пре­
емственности. Каждое новое поколение глухих наследует историю,
пройденную в школе и сообществе. Школьные учебные заведения
или общественные организации глухих имеют музейные коллек­
ции о развитии сообщества глухих, его культурном историческом
наследии. В России и других странах проводятся международные
конференции, симпозиумы, выходят печатные материалы по ис­
тории сообщества глухих.

На XIII Генеральной Ассамблее Всемирной федерации глухих и Всемирном конгрессе глухих в 1999 г. в Брисбене (Австралия)

Классификация слуховых нарушений - student2.ru

Рис. 4. Использование жестового языка

были приняты резолютивные материалы и рекомендации по ра­боте с глухими, исходя из того, что последние образуют языковое меньшинство.

Использование русского жестового языка1.По данным опроса в 2003 г., в Москве из 7026 опрошенных лиц, имеющих большую потерю слуха, 93 % постоянно пользуются жестовым языком в повседневной жизни (рис. 4).

В других регионах Российской Федерации число неслышащих людей, использующих жестовый язык, по сравнению с Москвой выше.

Различные группы инвалидов по слуху по-разному используют жестовый язык.

1. К группе инвалидов по слуху, для которых родным первич­
ным (материнским) языком служит жестовый язык, относятся
преимущественно дети глухих родителей, выпускники школ для
глухих детей. Они посещают культурно-массовые мероприятия,
где действия на сцене сопровождаются жестовым языком; со слы­
шащими общаются с помощью письма или переводчиков жесто­
вого языка, иногда устным методом.

2. Есть инвалиды по слуху, для которых первична русская сло­
весная речь. Жестовый язык они используют как вспомогательное
средство. К этой группе относятся преимущественно выпускники
массовых школ, а также школ для слабослышащих детей, дети
слышащих родителей.

3. К группе инвалидов по слуху, которые свободно владеют
двумя языками — русской словесной речью и жестовым языком

Классификация слуховых нарушений - student2.ru 1 Русский жестовой язык — основное средство межличностной коммуника­ции большинства глухих и многих слабослышащих россиян. Наряду с русским языком русский жестовый язык играет важную роль в жизни глухих — в разви­тии их познавательной деятельности, получении информации, формировании личности и интеграции в общество.

(такой способ общения обычно называют тотальной коммуника­цией), — относятся выпускники школ для глухих и слабослыша­щих детей, дети слышащих или глухих родителей.

Для овладения современной и эффективной технологией со­циальной работы с инвалидами по слуху важно знать особенно­сти применения жестового языка в различных социологических группах людей.

Реабилитация и социальное обслуживание инвалидов

по слуху

В современных условиях стала очевидной необходимость изме­нения самих оснований и принципов построения социокультур­ной политики в отношении инвалидов по слуху. С одной стороны, сами глухие активизировали движение за свои права, за создание своих организаций и утверждение их статуса. С другой стороны, государственные органы также предпринимают шаги, свидетель­ствующие о пересмотре принципов взаимодействия с социогруп-пой глухих. Главная цель этого взаимодействия — полноценное включение их в жизнь общества.

Под реабилитацией глухих понимают комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и дру­гих мероприятий, цель которых — реализация равных прав и воз­можностей глухих во всех сферах жизни.

Главное — изменить отношение общества к глухим, развенчать миф об их ограниченных умственных и физических способностях.

Приведенные ниже выдержки из Декларации независимости инвалида важны для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества.

• Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

• Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как кажется.

• Не рассматривайте меня, как пациента, так как я просто ваш
соотечественник.

• Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это права.

• Не пытайтесь руководить мною. Имею право на собственную
жизнь, как любая личность.

• Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не де­
лайте мне одолжения.

• Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются
инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, пре­
дубежденное отношение к ним.

• Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад
в общество.

• Помогите мне познать то, что я хочу.

• Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в
попытке сделать лучше.

• Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

• Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это
доставляет вам удовольствие.

• Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не
заслуживает восхищения.

• Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.

• Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною
для собственного удовлетворения.

• Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает ра­
венство.

• Слушайте, поддерживайте и действуйте.

В контексте социальной модели реабилитации следует исполь­зовать соответствующую корректную терминологию при обозна­чении группы людей, имеющих потерю слуха: глухой, слабослы­шащий, инвалид с детства по слуху, позднооглохший, человек с нарушением слуха.

Не рекомендуется использование слов и понятий, создающих негативные стереотипы: глухонемой, тугоухий.

Представителям системы социальной защиты, сферы обслу­живания желательно знать дактильную азбуку и жестовый язык. Рекомендуется включение курсов по работе с инвалидами по слу­ху и изучению жестового языка в программы учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, готовящих специалистов в области социальной защиты, образования, здра­воохранения и физической культуры и спорта.

Большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприя­тий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху:

- бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в
различные организации, при обучении глухих в учебных заведе­
ниях среднего и высшего профессионального образования;

- оборудование объектов городской среды техническими сред­
ствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с
возможностями телекоммуникаций и др.);

- обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами
коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспро­
водные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппа­
раты и др.);

- организация телевизионных передач с субтитрами;

- создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе
центров социального обслуживания или учреждений государствен­
ных органов социальной защиты;

- выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных
аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи тек­
стовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегу­
щей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем);

- оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности.

Переводческие услуги.Для лиц с нарушением слуха огромное значение имеет обеспечение переводческих услуг как способа об­щения между глухими и слышащими. На пленарной сессии Евро­пейского Парламента 17 июня 1988 г. была принята «Резолюция о жестовых языках». В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (Резолюция 48/96),- говорится: «Следует использовать жестовый язык в образовании глухих детей, в их семь­ях и сообществе глухих. Для облегчения общения между глухими и окружающими следует оказывать переводческие услуги на жесто-вом языке».

Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 14) огоборе-но право глухих на обеспечение беспрепятственного доступа ин­валидов к информации.

1. Государство гарантирует инвалиду право на получение необ­
ходимой информации.

2. Язык жестов признается как средство межличностного обще­
ния. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода теле­
визионных программ, кино- и видеофильмов.

3. Органы социальной защиты населения оказывают инвали­
дам помощь в получении услуг по сурдопереводу, в предоставле­
нии сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Кроме того, государственные органы управления образовани­ем обеспечивают учащихся с нарушениями слуха — бесплатно или на льготных условиях — специальными учебными пособиями и литературой, а также предоставляют им возможность пользова­ния услугами сурдопереводчиков (статья 19).

Для инвалидов по слуху в городской структуре на постоянной основе должен быть организован сервис перевода жестового язы­ка. Для повышения качества переводческих услуг необходимо со­здание аттестационной комиссии переводчиков жестового языка, на которой должна оцениваться их профессиональная квалифи­кация.

Качество обслуживания инвалидов по слуху во многом зависит от профессиональных качеств и знания этических норм перевод­чиками жестового языка. К ним предъявляются определенные тре­бования:

- переводчик жестового языка не является адвокатом, юриди­
ческим консультантом и социальным работником. Он не должен
давать советов, рекомендаций или высказывать личное мнение;

- переводчик должен всю информацию, полученную в ходе пе­
ревода, держать в секрете, соблюдать строгую конфиденциаль­
ность;

- переводчик должен вести перевод добросовестно, передавая
содержание и суть слов говорящего и используя понятный клиен­
ту язык;

- во время перевода переводчик должен стараться быть привет­
ливым, терпеливым и сдержанным;

- переводчик не должен допускать вольный перевод, а обязан
по возможности переводить слово в слово, озвучивать каждый
жест;

- по просьбе клиента переводчик должен переводить все;

- при получении задания переводчик должен оценить обста­
новку и запросы клиента и не браться за дело, если его квалифи­
кация не соответствует требуемому уровню перевода;

- переводчик должен выполнять свою роль в манере, соответ­
ствующей ситуации;

- переводчик должен повышать свою квалификацию и знания
за счет участия в семинарах, профессиональных встречах, меро­
приятиях для глухих;

- переводчик должен поддерживать высокий уровень своей ра­
боты в соответствии с требованиями аттестационной комиссии и
этикой перевода.

Успешность социальной реабилитации глухих определяется га­рантией доступности качественного образования (общего и про­фессионального), при расширении круга специальностей на всех уровнях и изменении общественного отношения к данной группе лиц с особыми возможностями и потребностями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют виды и причины нарушений слуха?

2. Какой вид ограничений жизнедеятельности наиболее значим при
нарушении слуха?

3. В чем заключается сущность социальной реабилитации инвалидов с
патологией слуха?

4. Какое значение имеет жестовый язык для инвалидов по слуху?

5. Как обеспечиваются гарантии глухих на получение переводческих

услуг?

Литература

1. Базоев В.З., Паленный В. А. Человек из мира тишины. — М., 2002.

2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.

3. Государственный доклад Администрации Президента Российской
Федерации и Совета по делам инвалидов при Президенте Российской
Федерации «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М.,
1998.

4. Доклад председателя Комитета социальной защиты населения г. Моск­
вы на заседании правительства Москвы 10 апреля 2001 г. «Реабилитация
инвалидов — приоритетное направление их государственной поддержки».

Наши рекомендации