Б) Органы, обеспечивающие действие законов

§964. Юристы-адвокаты составляют корпорацию людей, профессионально знающих законы. Они помогают гражданам грамотно пользоваться своими правами и при необходимости отстаивать их. При этом они нередко стремятся представить дело таким образом, что самим гражданам вовсе не обязательно знать содержание законов. Но поскольку проявление свободы человека напрямую зависит от исполнения им своих обязанностей и соблюдения им действующих запретов, постольку каждый человек должен иметь хотя бы общее представление о существующих в стране его проживания законах.

§965. Правовая деятельность граждан должна осуществляться с соблюдением всех предусмотренных законами формальностей. Но чтобы данные формальности имели форму наличного бытия, они должны документироваться. А чтобы документы имели всеобщее признание, они должны регистрироваться в соответствующих органах. Только благодаря соблюдению всех бумажных формальностей собственность граждан получает правовую форму закрепления и при необходимости может быть доказана. В этих целях в обществе существует система регистрирующих органов. К ним относятся: отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы), паспортные столы, нотариальные конторы, бюро технической инвентаризации, регистрационные палаты, патентные бюро, органы регистрации авторских прав и другие.

Ироничная фраза: "Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек" – выражает как раз данный аспект обеспечения всеобщности действия законов. И когда, например, некоторые провозащитники договариваются до того, что самому человеку якобы даже паспорт не нужен, что нужен он лишь государству, которое тем самым контролирует своих граждан, то такие заявления делаются либо от недостатка ума, либо от лукавства. В собственной семье паспорт человеку, конечно же, не нужен. Но в гражданском обществе он всем нам крайне необходим, поскольку именно паспорт удостоверяет право каждого из нас на самого себя: на своё имя, на своё имущество, на своё образование, на своих детей и т.д.

§966. Для надзора за соблюдением законов государственными должностными лицами всех уровней, руководителями негосударственных организаций и предприятий, отдельными гражданами, а также за соответствием ведомственных нормативных актов действующему в стране законодательству, в обществе существует единая централизованная система органов – прокуратура.Она призвана надзирать за исполнением законов и в случае их нарушения возбуждать дела и направлять их в суд.

§967. Повседневные действия граждан, совершаемые ими как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц, в силу своей единичной и случайной природы могут вступать в противоречие с законом и наносить вред. Поэтому для оперативного поддержания правопорядка и защиты прав граждан и организаций в обществе существует полиция (милиция). Она призвана предотвращать преступления и передавать в руки правосудия лиц, уже совершивших их.

Отличие милиции от полиции заключается в принципе комплектования личного состава. Полиция – это профессиональный принцип комплектования. Милиция – это своего рода временная повинность по охране общественного порядка, которую поочерёдно должны выполнять все граждане определённого законом пола и возраста. Фактически милицейский принцип комплектования органов внутренних дел в современном мире нигде не встречается, хотя само название закрепилось в ряде стран.

Так как полиция призвана охранять существующий правопорядок, она обязана отслеживать не только те действия граждан, которыми уже причинён вред, но и те, которые содержат в себе потенциальную угрозу нанесения вреда. Хотя такие действия несут в себе лишь только возможность нарушения прав, но именно поэтому они уже являются основанием для применения к гражданам превентивных мер со стороны полиции: проверка документов, досмотр, задержание и т.д. Такими действиями полиция может стеснять жизнь граждан, что в ответ вызывает у них негативные чувства к ней, однако объективную границу здесь установить нельзя.

В реальной жизни не существует чёткого различия между теми действиями, которые в данной ситуации следует считать опасными и за которые необходимо привлекать к ответственности, и теми, которые не являются опасными и не требуют привлечения к ответственности. В одной ситуации биение по щекам будет насилием, оскорбляющим честь человека, в другой – благом, приводящим в чувство. Однако предоставленное полицейским право на применение превентивных мер должно быть сопряжено с их ответственностью за злоупотребление им.

§968. Защита прав граждан имеет всеобщее значение. Преступление, совершённое в отношении любого лица, является одновременно преступлением против всего общества. Сам факт совершённого в отношении кого бы то ни было преступного действия вызывает у остальных граждан ощущение грозящей им опасности. Поэтому общество не может оставлять преступления нераскрытыми, а преступников безнаказанными, ибо в этом случае они (преступления) de facto будут выступать как дозволенные. Восстановление нарушенных прав и обеспечение исполнения наказания преступниками осуществляют органы юстиции.

В) Органы юстиции

§969. Органы юстиции включают в себя систему судов и систему учреждений исполнениянаказания.

Судебная система содержит в себе:

а) конституционный суд, который устанавливает соответствие принимаемых законов и указов, а также подведомственных нормативных актов (уставов организаций и т.п.) положениям конституции страны;

б) арбитражный суд, который рассматривает коллизии, возникающие в сфере экономических отношений;

в) суды общей компетенции (юрисдикции), которые рассматривают преступления против человека и общества.

§970. Выступая от имени гражданского общества, суд представляет собой независимую и незаинтересованную по отношению к противоборствующим сторонам силу. Он рассматривает дело не в интересах сторон, а в интересах защиты права как такового. В ходе разбирательства суд:

а) рассматривает существо дела:

- существует ли сам факт несоответствия принятых законов положениям конституции;

- действительно ли между сторонами был заключён договор, который нарушен,

- имел ли место сам факт преступления;

б) выносит вердикт:

- соответствует или не соответствует,

- прав или не прав,

- виновен или не виновен,

в) определяет меру наказания.

Решения по трём перечисленным пунктам представляют собой функцию суда. Предварительное расследование обстоятельств дела не входит в его обязанности.

§971. Суд предоставляет сторонам возможность приводить свои доказательства на оспариваемое ими право. В силу этого процесс судопроизводства сам по себе является отраслью права, и все его процедурные моменты также должны быть определены законом. Соблюдение прав человека в ходе судебного разбирательства гарантируется судебно-процессуальнымкодексом. Открытость судебного процесса представляет гражданам возможность знать, осуществляется ли судопроизводство в соответствии с законом или нет.

Обеспечение объективности и эффективности действий суда достигается тем, что его решения определяются не на основе произвола судей, а на основе соответствующих законов. Совещание членов суда при вынесении приговора представляет собой процедуру обмена их личными мнениями. Поэтому процесс принятия членами суда своего решения, в отличие от общего хода судебного разбирательства, не может быть публичным и гласным.

§972. Положение, согласно которому преступление можно считать доказанным, если сам обвиняемый признаёт свою вину, не может служить основанием для вынесения обвинительного заключения суда. Равным образом и отрицание им своей вины не может служить основанием для вынесения ему оправдательного приговора. Такие признания исходят только из субъективности самого обвиняемого, где он с одинаковым успехом может быть как искренним, так и неискренним. Если же исходить из того, что только мнение судьи должно быть решающим при определении виновности, то в этом случае обвиняемого ставят в положение несвободного человека. За него другие люди признают его вину.

Середина здесь состоит в том, что признание виновности должно исходить не только из сознания обвиняемого, но и из его души. Но для того чтобы почувствовать, идущее из глубины души обвиняемого чувство вины, требуется присутствие при разбирательстве дела нескольких "судей", интуиция которых должна подсказать им единственно верное решение. В этом и состоит смысл института присяжных заседателей. Не в том, что коллективно они умнее одного судьи и могут лучше него разобраться в приводимых сторонами доказательствах, а в том, что сумма субъективных ощущений нескольких человек более застрахована от ошибок, чем интуиция одного судьи (§581).

§973. Судебные приставы и учреждения исполнения наказания (пенитенциарная система) принуждают виновную сторону к действительному исполнению решений суда.

§974. Жизнь не стоит на месте и постоянно развивается. То, что было хорошо вчера, превращается в сдерживающий фактор сегодня. Растут потребности людей, изменяются параметры общества. В силу этого частные интересы граждан с необходимостью перерастают в их интерес по поводу общей направленности развития страны. В целях участия граждан в выработке всеобщих решений в гражданском обществе существует сфера политики.

Политика

Сфера осуществления правосудия показывает, насколько существующий в обществе порядок способствует достижению особенных интересов граждан. Благодаря политической сфере совершается переход от особенных интересов граждан к программам всеобщего развития и, соответственно, переход от гражданского общества – к третьей форме нравственного мира, к государству.

Наши рекомендации