Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО настольному теннису

Для обучающихся этапа общей физической подготовки

(1-й год обучения)

На 2011-2012 учебный год

Количество часов в неделю - 6

Количество часов в год - 260

СОСТАВИТЕЛЬ:

Педагог дополнительного образования

по настольному теннису Жданова Н.С.

Рабочая программа разработана на основе

типовой образовательной программы по настольному теннису.

г.Грязи

2011 г.

Содержание

стр.

I. Пояснительная записка……………………………………………………… 3

II.Учебный план……………………………………………………………... 5

III. Содержание тем учебного курса.

III.1. Теоретическая………………………………………………………... 6

III.2. Общефизическая……………………………………………………... 7

III.3. Специально-физическая …………………………………………….. 7

III.4. Техническая…………………………………………………………... 8

III .5 Тактическая………………………………………………………….... 9

III.6. Игровая………………………………………………………………... 9

IV. Требования к уровню подготовки …………………………………….. 10

Контрольно-переводные испытания………………………………........... 11 V. Медицинский контроль………………………………………………….... …… 12

VI. Литература………………………………………………………………... 13

I. Пояснительная записка

В рабочей программе представлены основные разделы спортивной подготовки теннисистов СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА 1-го года обучения, изложенные на основе новейших данных в области теории физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю про­цесса спортивной подготовки теннисистов. В основу рабочей программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, ре­зультаты научных исследований.

Основополагающие принципы:

- Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сто­рон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактичес­кой, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и ме­дицинского контроля).

- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревно­вательных нагрузок, рост показателей уровня физической и техни­ко-тактической подготовленности.

- Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа мно­голетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спорт­смена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

Рабочая программа по настольному теннису предназначена для СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА 1-го года обучения.

Рабочая программа составлена на основе типовой образовательной программы по настольному теннису для детско-юношеских спортивных школ, относящейся к спортивно-оздоровительному этапу.

Цель программы:

Создание условий для массового привлечения детей и подростков к занятиям настольным теннисом в спортивно-оздоровительных группах.

Задачи программы:

1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,

укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, выносливости,

равновесия, анаэробных возможностей, координационных способностей)

для успешного овладения навыками игры.

5. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.

6. Привитие навыков соревновательной деятельности.

Необходимость составления рабочей программы для спортивно-оздоровительного этапа подготовки 1-го года обучения обусловлена рядом особенностей, присущих работе с детьми в условиях малых городов. Это, прежде всего объективные проблемы при наборе детей связанные с малой численностью детей одного года рождения, на этапе формирования групп спортивно-оздоровительной подготовки.

На спортивно-оздоровительном этапетребуется более вариативный подход к оценке уровня подготовленности детей по итогам учебного года, который нашёл своё отражение в оценочной характеристике выполнения нормативов КПИ. Еще один важный фактор – нехватка больших спортивных залов и стандартных игровых площадок. Кроме того, значительно ограничены возможности в использовании специализированного инвентаря, приспособлений и тренажёров. В этой ситуации возникает необходимость разработки и использования методик, которые в некоторой мере сглаживают негативное влияние указанных факторов на уровень подготовки детей, прежде всего по физическим и специальным физическим показателям. Несмотря на внешнюю, кажется, простоту игры, техника и тактика настольного тенниса очень сложна. Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к физической, технической и тактической подготовке теннисиста.

Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных теннисистов . В группы принимаются практически все желающие, так как это­го требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка теннисистов высокой квалификации.

В спортивно-оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкуль­турно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – настольного тенниса, выбор спортивной специализации и вы­полнение контрольных нормативов для зачисления на этап ОФП.

Рабочая программа рассчитана на 260 часов подготовки (табл.1). Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учётом возрастных особенностей обучающихся.

II.. Учебный план

Учебно-тематический план для групп общей физической подготовки (1-й год обучения), количество часов в неделю – 6 / количество часов в год – 260

(табл.1)

№ п/п Виды подготовки Календарный год, месяцы обучения Кол-во часов за год
IX X XI XII I II III IV V VI  
Теоретическая подготовка - - - - -
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Игровая подготовка
Контрольные и календарные игры - - - - - - - - - - -
Восстановительные мероприятия - - - - - - - - - - -
Инструкторская и судейская практика - - - - - - - - - - -
Контрольные испытания - - - - - - - -
Медицинское обследование - - - - - - - - - - -
Всего часов за месяц

III. Содержание тем учебного курса.

Раздел III. 1. Теоретическая подготовка – 10 часов

Тема 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России.

Содержание:Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи.

История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире.

Наши рекомендации