Организация контроля за противопожарной защитой на судне

Капитан судна, как руководитель тушения пожара, обязан контролировать противопожарное состояние судна, выполнение организационных и технических мероприятий по предотвращению и эффективной борьбе с пожаром.

Основными должностными лицами, отвечающими за соблюдение противопожарной безопасности и готовность к борьбе с пожаром на судне, являются старший помощник капитана и старший механик.

Старший помощник обязан комплектовать судно противопожарным имуществом и средствами защиты. Организовать, контроль за их хранением, уход и поддержание в постоянной готовности к действию. Контролировать выполнение противопожарных мероприятий. Следит за состоянием отличительной окраски аварийно-спасательного имущества.

Старший механик отвечает за противопожарное состояние машинного помещения, готовность к действию стационарных систем пожаротушения и пожарной сигнализации. Он обязан контролировать выполнение в машинном помещении противопожарного режима, следить за отличительной окраской аварийно-спасательного имущества, маркировкой трубопроводов систем пожаротушения.

Каждое судно, согласно требованию Международной конвенции СОЛАС и Правил классификации постройки морских судов (Регистр) должно быть укомплектовано противопожарным имуществом и снаряжением. Противопожарное имущество и снаряжение должно размещаться и храниться в доступных местах и быть в постоянной готовности к действию.

Проверка наличия и технического состояния противопожарного имущества проводится командиром аварийной партии. Результаты проверки докладываются старшему помощнику, записываются в судовой журнал осмотра и проверок противопожарного вооружения и инвентаря.

Хранение противопожарного инвентаря и имущества должно удовлетворять следующим требованиям:

• пожарные рукава в собранном виде с пожарными стволами, хранятся на вьюшке рядом с краном, а в закрытых помещениях подсоединенными к пожарному крану;

• пенные установки, пеногенераторы должны быть легкодоступны и находиться вблизи от пожарных кранов и рукавов;

• металлические ящики с песком устанавливаются у малярных помещений и мест приема топлива;

• комплекты снаряжения пожарного хранятся в сухом, отапливаемом помещении в надстройке;

• аварийное и противопожарное имущество должно храниться на аварийных противопожарных постах, расположенных в удобных для подхода местах.

При проверке противопожарного состояния судна капитан, старший помощник капитана и старший механик должны контролировать:

• правильность размещения пожарного инвентаря и его окраску;

• соблюдение противопожарного режима в жилых, служебных и производственных помещениях;

• дату проверки и зарядки огнетушителей;

• состояние пожарных рукавов, наличие резиновых прокладок и маркировки на рукавах

• наличие плафонов на судовых светильниках;

• исправность пожарной сигнализации;

• состояние судовых установок пожаротушения и готовность их к действию;

• проверку работы систем объемного пожаротушения продувкой воздуха;

• место и порядок хранения легковоспламеняющихся жидкостей;

• отсутствие временных электропроводок и открытых розеток;

• отсутствие нештатного электрооборудования;

• место и порядок хранения взрывоопасных веществ;

• чистоту трюмов и отсутствие воды в льялах;

• сопротивление изоляции электрооборудования;

• наличие специальных ящиков для обтирочных материалов;

• наличие подписей о запрещении курения;

• наличие указателей путей эвакуации;

• укомплектованность снаряжения пожарного;

• состояние вентиляции на камбузе;

• работа аварийного пожарного насоса и аварийного дизель-генератора.

Результаты осмотра должны записываться в журнал проверок и формуляры систем. Проверка наличия и состояния противопожарного инвентаря и имущества проводится перед каждым выходом в море, но не реже одного раза в месяц.

При проверке противопожарного снаряжения необходимо контролировать:

• комплекты снаряжения пожарного, термостойкие и термоотражающие костюмы;

• укомплектованность снаряжения пожарного;

• наличие заряженных аккумуляторных фонарей;

• ежемесячную проверку защитных костюмов и снаряжения пожарного;

• условия хранения мешков с защитными костюмами и их маркировка;

• дыхательные изолирующие аппараты сжатого воздуха (АСВ-2):

• условия хранения и маркировка аппаратов;

• периодичность рабочей проверки не реже одного раза в месяц, а также перед каждой зарядкой баллонов;

• последний срок гидравлического испытания баллонов, которые не должен превышать пяти лет;

• записи в формулярах о плановых проверка и осмотрах;

Спасательные пояса и страховочные тросы:

• внешний осмотр и состояние спасательного пояса в комплекте с карабином не реже одного раза в неделю;

• внешний осмотр страховочного стального изолированного тросика длиной 30 метров с коушами на концах не реже одного раза в неделю;

• ежегодные испытания спасательного пояса и карабина на нагрузку 350 кг;

Переходное соединение международного образца:

• место хранения и состояние переходного соединения контролируется раз в полгода;

• наличие прокладок, болтов и шайб для установки переходного соединения;

Огнетушитель:

• проведение ежемесячных внешних осмотров с проверкой наличия пломб, целостность предохранительных мембран;

• проведение гидравлических испытаний один раз в пять лет;

• ежегодную перезарядку пенных и порошковых огнетушителей;

• наличие записей о проверках в формулярах.

Старший помощник капитана должен контролировать записи результатов проверок в журнале проверок и формулярах противопожарного снаряжения и имущества.

Наши рекомендации