Социальная работа с семьей, направленная на социальное продвижение (развитие) семьи и ее членов
Технологии социальной адаптации и реабилитации
Социальная реабилитация и социальная адаптация в практической социальной работе обычно выступают как две стороны одного и того же процесса. С одной стороны, технологии социальной адаптации позволяют укрепить и поддержать тенденцию к стабилизации положения, присущую большинству людей в обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить в перспективе условия их жизнедеятельности, или после их преодоления. С другой стороны, технологии социальной реабилитации позволяют усилить тенденцию к компенсации, присущую большинству людей, утративших какие-либо способности и возможности из-за данных обстоятельств.
Технология социальной реабилитации – это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на максимально более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности и восстановление утраченных социальных связей.
Технология социальной адаптации – это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.
Индивидуальная работа – непосредственная помощь человеку в адаптации его к новымусловиям жизни в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе(консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). При проведениииндивидуальной работы специалисту по социальной работе с семьей необходимо:
– установление контакта с клиентом и определение его потребности в социальных услугах;
– выяснение проблемы и постановка социального диагноза;
– мотивация необходимости социальной помощи;
– определение и исследование предполагаемого решения;
– выбор метода и технологии социальной работы;
– профессиональные действия по решению проблемы
Социальная модель используется в том случае, когда семейные трудности есть результатнеблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации ирекомендаций требуется вмешательство внешних сил: привлечение других специалистов,оказание материальной помощи, трудоустройство, помощь с жильем и пр.
Такие технологии социальной терапии, как трудотерапия, иппотерапия, глинотерапия в работе с несовершеннолетними могут носить как реабилитационный, так и адаптационный характер. Одни и те же операции социальной реабилитации могут сильно отличаться в зависимости от условий их осуществления: стационарных, полустационарных, нестационарных или надомных.
Адаптационно-реабилитационный характер технологии оказания помощи на базе транзитной социальной квартиры, направленный на развитие социального сопровождения, социальной коррекции и реабилитации детей-сирот и молодежи, освободившейся из мест лишения свободы.
Право на получение данного временного жилья имеют в первую очередь выпускники государственных учреждений для детей-сирот, жертвы насилия, молодые люди, освобождающиеся из мест заключения (согласно положению о транзитной квартире временный приют предоставляется молодежи до 23 лет).
Транзитная социальная квартира представляет собой однокомнатную квартиру с телефоном, телевизором и всеми необходимыми бытовыми условиями. Проживающие в квартире до трудоустройства имеют право на временное бесплатное и частично бесплатное получение продуктов для самостоятельного приготовления пищи, а также одежды и обуви. После устройства на работумолодой человек начинает оплачиватьпроживание, иегоснимаютс довольствия.
Находясь под контролем специалистов, подросток не просто живет в квартире, пользуясь возможностью на время избежать бездомности или других проблем, а приобретает навыки конструктивной самостоятельной жизни в социуме. Действия специалистов по обучению молодого человека этим навыкам составляют технологические процедуры:
1. обучение умению найти работу;
2. тренировка навыка рационально планировать свой бюджет и тратить деньги;
3. содействие в планировании свободного времени;
4. совместный поиск возможностей для получения постоянного жилья;
5.обучение беременных несовершеннолетних уходу за детьми и др.
Психологи, педагоги, специалисты по социальной работе обучают социального квартиранта коммуникативным навыкам, умению правильно реагировать на критику, корректно налаживать отношения с представителями противоположного пола.
Социальное посредничество – неотъемлемая часть реабилитационной технологии адаптации на базе транзитной социальной квартиры. Специалистами социальных службосуществляется тесное взаимодействие со специалистами различных органов и учреждений, от которых зависит решение проблем подростков (А. С. Дудкин «Технологии социальной работы с семьей и детьми», 2011).