Методы и формы санитарно-просветительной работы
№ п/п | Методы | Формы | Содержание работы | Примечание |
1. | Устный | Беседа индивидуальная или групповая. Час вопросов и ответов. | Изучение медицинской и специальной литературы. Написание конспекта беседы | Текст рецензируется врачом. План и темы бесед, место проведения и время вывешивается заранее на видном месте. |
Проведение бесед продолжительностью 10-15 минут | ||||
2. | Печатный | Памятка | Книжка-листок с краткими наставлениями. | Содержит краткие сведения о каком-либо заболевании. |
Плакат | Настенный лист. | Привлекает внимание и интерес к трактуемой проблеме. | ||
Листовка | Листок носит агитационный характер. | Сопровождается призывом. | ||
Буклет | Печатное издание на одном листе. | Содержит краткую информацию. | ||
Санитарный бюллетень | Стандартный формат 60х90 см. | Освещает вопросы медицины и гигиены | ||
Лозунг | Выражает идею, требование | Призыва к действию в краткой форме. | ||
Библиотечка | Формирование библиотечки с подшивками литературы, вырезками из газет, журналов. | Учитывает специфику отделения. | ||
3. | Наглядный | «Уголок здоровья» | Подбор и обновление информации. | Периодичность замены – 1 раз в месяц. |
Фотоматериалы | Фотографии на темы профилактики, здорового образа жизни. | Оформляются в альбом. | ||
Технические средства | Слайды, видеофильмы, муляжи, тренажеры | Используются для обучения и самообучения населения. |
Тема беседы подбирается с учетом профиля отделения, сезонности заболеваемости, интереса, образования и возраста пациента. Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной.
Вводная часть знакомит с поставленной темой, доказывает ее важность. Основная часть дает фактический материал, разбирает вопрос с разных сторон. В заключительной части делается вывод.
Продолжительность беседы 15-20 минут, используется рабочее время не менее 4-х часов в месяц. Необходимо предварительно составить реферат или конспект с указанием списка использованной литературы. Каждый пункт в реферате следует писать с новой строки. Особо важные места следует выделять или брать в рамку. При составлении реферата следует предварительно продумать свое выступление. Реферат обязательно рецензируется врачом.
Беседы (групповые) – это 20-30–минутное выступление медицинской сестры перед коллегами или пациентами. Число участников должно быть небольшим (10-15 человек). Ведущий комментирует ответы и доводит новый материал по теме. Строится в виде обмена мнениями по заданной теме. После актуализации темы выступающая медицинская сестра начинает задавать в заранее продуманном порядке вопросы слушателям – каждому в отдельности так, чтобы охватить всех или большинство.
Средства устного метода: лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, курсовое гигиеническое обучение – обеспечивают непосредственный контакт со слушателем. В выступлении по радио и на телевидении вовлекается одновременно большое количество населения.
Лекция – основная форма традиционного обучения, проводится, как правило, врачом, но может проводиться и хорошо подготовленным сестринским персоналом. Все советы научно аргументируются, планируется время для ответов на вопросы.
Вечер вопросов и ответов – ведущий отвечает на вопросы, которые задает аудитория. До начала вечера подобранные по разделам вопросы передаются ведущему, который отвечает на них последовательно, в соответствии с темой. Вновь поступающие вопросы группируются по разделам для последующей работы. Время проведения – не более двух часов.
Широкое распространение получают в последние годы школы здоровья, целью создания которых являются:
• вовлечение пациента в планирование и проведение лечения;
• налаживание психологического контакта пациента с медицинским персоналом и окружающими, психологическая адаптация в домашних условиях;
• привитие знаний и навыков по ведению здорового образ жизни, сохранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и работоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья;
• выработка оптимистического подхода к жизни.
Пациенту сложно разобраться в поступающей информации от врачей, соседей, других пациентов, из средств массовой информации и сделать правильный выбор. На приеме у врача пациенты получают рекомендации по режиму, дозировке и кратности применения препаратов, но они нуждаются в полной, достоверной и профессиональной информации о своем заболевании, для этого создаются и успешно работают школы здоровья.
В школе здоровья обучаются пациенты, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении, способные воспринимать групповые формы обучения, кроме этого проводится и индивидуальное обучение.
Каждое занятие посвящается определенной теме. По ходу изложения материала даются ответы на возникающие у слушателей вопросы, предполагается обмен мнениями. Оценивается освоение материала, даются ответы на вопросы.
Важная роль в проведении школы здоровья принадлежит медицинской сестре палатной, которая проводит не только обучение пациентов, но и формирование у них мотивации, пробуждает осознанный интерес к управлению своим заболеванием для компенсации состояния.
Методический прием «Я могу помочь себе сам» как мотивация на выздоровление начинает работать с того момента, когда пациент осознанно и постоянно посещает занятия в школе здоровья.
Занятия проводятся в кабинете, оснащенном DVD-плеером, телевизором, компьютером, папками с материалами занятий. Важно на занятиях использовать иллюстрированный материал: наборы для памяток пациентов, буклеты, брошюры, слайды, плакаты, видеофильмы, в которых отражены в доступной форме основные положения занятий.
В ходе занятий медицинская сестра знакомит пациента с простейшими приемами ухода, обучает навыкам самообслуживания, методам наблюдения и самонаблюдения, особенностям диеты; алгоритмам мероприятий оказания самопомощи при ухудшении состояния. Большую помощь в обучении пациентов играют памятки, рекомендации по питанию, здоровому образу жизни, по соблюдению мероприятий, предотвращающих возникновение осложнений, связанных с заболеванием.
На первом и последнем занятии проводится анкетирование, с его помощью можно проследить, насколько эффективно проводятся занятия, получил ли пациент ту информацию, какую ожидал, каких результатов мы достигли при обучении.
Организационная и практическая части занятий отводятся медицинской сестре палатной, которая:
• приглашает пациентов для занятий в школе здоровья;
• ведет запись, фиксирует посещаемость занятий пациентами;
• своевременно обновляет информацию на стендах;
• совместно с врачом участвует в разработке и пересмотре памяток и рекомендации для пациентов;
• проводит практические занятия по обучению пациентов;
• проводит анкетирование пациентов;
• по согласованию с лечащим врачом ведет отчетно-учетную документацию.
Памятка–книжка предназначена для отдельных групп населения или пациентов с определенными заболеваниями. Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического характера.
Плакат – настенный лист с пояснительным, агитационным, рекламным или учебным текстом. Сопровождается крупным рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом. Может быть в виде микроплаката (форма А4-А3) с текстом на обороте. Он привлекает внимание, поддерживает интерес населения к трактуемой проблеме, побуждает к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.
Листовка – печатный или рукописный листок информационного содержания. Несет ярко выраженный агитационный характер, содержащий гигиенические сведения. Текст – краткий, лаконичный, без детализаций. Освещает суть проблемы. Сопровождается мотивированным призывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприятиях.
Буклет – печатное иллюстрированное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
Санитарный бюллетень – форма санитарной настенной печати, освещающая вопросы медицины и гигиены. Стандартный размер – 60х90 см, расположение горизонтальное. Состоит из текстовой и изобразительной части, допускается оформление, состоящее из одного текста.
Текстовая часть содержит четкие понятия по предлагаемой теме, имеет законченную мысль и написана доступным, понятным языком без нагромождения медицинских терминов. В текстовой части может быть выбран любой жанр (информация, очерк, рассказ, стихи). Основные требования к тексту: острота вопроса, практические предложения, краткость, убедительность. Текст заканчивается лозунгом, призывом, обращением, вытекающим из содержания санитарного бюллетеня. Текст пишется художественным шрифтом или печатается, располагается колонками шириной не более 2/3 листа (шрифт – не менее 14, интервал – 2,0). При написании текста следует воздержаться от излишней многоцветности. Как правило, применяют два цвета: один – для теста, другой – для выделения некоторых его частей, букв, цифр. Третий – цвет фона. Текстовую часть дополняют иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, лозунги.
Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, недопустимо использование профессиональных терминов. Рисунок должен дополнять текст. Содержательную часть санитарного бюллетеня выделять рамкой. Нежелательно использовать схемы и фотографии, рисунки внутренних и пораженных органов. Слова «Санитарный бюллетень» пишутся мелким шрифтом в правом нижнем углу газеты, где указываются выходные данные: учреждение, автор.
Правильно разработанный и оформленный санитарный бюллетень – хорошее средство пропаганды медицинских и гигиенических знаний.
Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме, выражающей требования или рекомендацию.
Уголок здоровья – словосочетание пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. На стенде отводится место для санитарного бюллетеня, буклетов, памяток и информации для пациентов. Информация в уголке здоровья должна обновляться не реже 1 раза в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т.д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами.
Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процессы или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом.
Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний. Готовятся в программе «Power Point» и демонстрируются на мультимедийном проекторе, либо на диапроекторе.
Видеофильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность – не боле 10-15 минут, на DVD-диске.