Формирование иммунитета ребенка. Роль различных факторов в этом процессе. Виды иммунитета. Иммунологические нарушения: аллергия
Говоря о лейкоцитах, мы не можем пройти мимо такой функции организма, как иммунитет.
Как известно, под иммунным процессом понимают ответ организма на определенного рода раздражение, на вторжение чужеродного агента — антигена. Изучение защитных свойств белых клеток крови было начато русским ученым И. И. Мечниковым, который сделал в 1883 г. первые сообщения о фагоцитозе. Важная роль в защите организма от инфекции принадлежит особым белкам плазмы (антителам), которые вырабатываются плазматическими клетками (видоизмененными в процессе иммунного ответа лимфоцитами). Антитела содержатся в глобулиновой фракции белков крови (иммуноглобулины) и свободно циркулируют с током плазмы. Они обеспечивают способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность от повреждающих агентов, или иммунитет. Повреждающими факторами, или антигенами, являются вещества, которые воспринимаются организмом как чужеродные и вызывают специфический иммунный ответ — реакцию антиген-антитело, направленную на обезвреживание болезнетворных микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности (токсины) и др.
В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются, и, несмотря на это, в первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчивы к инфекционным заболеваниям. Это объясняется тем, что плод получает готовые антитела (гамма-глобулины) через плаценту от матери. В грудном периоде часть антител ребенок получает с материнским молоком. Кроме того, невосприимчивость новорожденных детей к некоторым заболеваниям связана с недостаточной зрелостью организма, особенно его нервной системы.
По мере созревания организма, его нервной системы, ребенок постепенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. Ко второму году жизни вырабатываются уже значительное количество иммунных тел.
Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадания от заболевших детей в организм ребенка малых доз возбудителя не вызывает у него заболевания, но активирует выработку антител. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию.
К 10 годам иммунные свойства организма хорошо выражены и в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет. Немаловажную роль в формировании иммунных реакций организма играют профилактические прививки.
Виды иммунитета. Различают врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет является наследственным признаком данного вида. Так, человек невосприимчив к возбудителям чумы рогатого скота, куриной холеры и т. д. Естественный пассивный иммунитет характерен для новорожденного, когда примерно в течение года присутствуют антитела матери. Затем вырабатывается естественный активный иммунитет, который обеспечивается за счет иммунной памяти. Если иммунитет вырабатывается после перенесенного инфекционного заболевания, то называется приобретенным. Современная медицина располагает мощными средствами, позволяющими создавать иммунитет искусственно путем предохранительных прививок, лечебных сывороток. После введения вакцины (ослабленная или убитая культура возбудителя инфекционного заболевания) в организме образуются соответствующие антитела к антигенам возбудителя и человек становится невосприимчивым к определенному заболеванию. Это активный приобретенный иммунитет. В настоящее время созданы активные вакцины против оспы, бешенства, столбняка, туберкулеза. При введении организм готовых антител, возникает искусственный пассивный иммунитет.
Нарушение иммунитета проявляется в виде аллергии и СПИДа.
Сегодня под аллергиейпонимают неадекватный по силе иммунный ответ организма на определенное вещество (аллерген), связанный с повышенной к нему чувствительностью. Аллергеном называют антиген, вызывающий аллергию. Почему один антиген может быть аллергеном, а другой не может, до сих пор окончательно не ясно. Это определяется физико-химическими свойствами антигена и особенностями иммунной системы организма.
Все аллергены можно разделить на две большие группы:
1. эндогенные аллергены;
2. экзогенные аллергены.
Первая группа относится к тем случаям, когда по некоторым причинам развивается иммунный ответ на собственные компоненты организма. Вторая группа относится к аллергенам, присутствующим во внешней среде.
1. Аллергены животного происхождения. Выраженная аллергенность присуща клеткам покровных тканей – шерсти, перхоти, перьям птиц; кроме того, высокой аллергенностью обладают выделения теплокровных животных: моча, слюна и т.д.
2. Растительные аллергены. Пыльца очень многих растений может вызывать аллергию. В воздухе появляется пыльца определенных групп растений. Весной обнаруживается пыльца деревьев (береза, лещина, дуб). В период конец мая – середина августа в связи с цветением злаковых трав (тимофеевка, мятлик и т.д.).
3. Бактериальные и грибковые аллергены. Это аллергены бактерий (стафилококков, стрептококков) и грибов (плесневые, дрожжевые грибы).
4. Пылевые аллергены. В эту группу объединяют аллергены, входящие в состав домашней пыли (продукты жизнедеятельности микроклещей), аллергены библиотечной пыли, производственной пыли.
5. Лекарственные аллергены. Практически все из известных сегодня лекарств, способны вызвать аллергию, выступая в качестве полноценных аллергенов. Наиболее часто аллергию вызывают такие медикаменты, как антибиотики (пенициллин, стрентомицин, новокаин, лечебные гетерологические сыворотки).
6. Пищевые аллергены. Аллергия может возникать к целому ряду пищевых продуктов: в качестве аллергенов наиболее часто выступают молоко, яйца, рыба, мед.
7. Интенсивные аллергены. Это аллергены, входящие в состав яда жалящих насекомых.
Признаки аллергической болезни возникают только в условиях контакта с аллергеном. Как только этот контакт прекращается, исчезают и признаки болезни.