Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему
ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»
Кафедра безопасности жизнедеятельности
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой БЖД
д.т.н., профессор
Н.И. Чепелев
« ___ » __________ 2010 г.
Гражданская оборона
Методические указания к выполнению курсовой работы
Красноярск 2010
Гражданская оборона: методические указания к выполнению курсовой работы. – Красноярск: ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет, 2010.
Составители: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, к.т.н., доцент А.А. Ильященко.
Одобрены на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности
« » 2010 г.
Протокол №
(с) ФГУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет, 2010
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется наличием на объектах экономики большого количества радиационных, химических, пожароопасных и взрывоопасных производств. До сих пор существует угроза применения оружия массового поражения при террористических актах и военных действиях.
В комплексе проводимых силами МЧС мероприятий по защите личного состава, населения и объектов экономики от последствий чрезвычайных ситуаций важное место занимает прогнозирование и оценка обстановки в районе чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование и оценка обстановки возлагаются на расчетно-аналитические группы штабов ГОиЧС, которые работают в тесном взаимодействии с боевыми расчетами соответствующих служб. Результаты прогнозирования и оценки обстановки позволяют обосновать целесообразные действия спасательных формирований, а также нештатных формирований ГО в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Для выполнения вышеуказанных задач необходима соответствующая подготовка специалистов сельского хозяйства. В связи с этим в образовательных стандартах и примерных рабочих учебных программах образовательных учреждений МСХ России определены знания и умения при решении задач в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и при применении оружия массового поражения, которыми должны овладеть будущие специалисты сельскохозяйственного производства.
В частности специалисты сельскохозяйственного производства должны знать: 1) способы защиты личного состава нештатных формирований ГО, населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 2) методы и средства оценки обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 3) основы планирования действий нештатных формирований ГО в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при проведении мероприятий гражданской обороны.
Выполнение курсовой работы по гражданской обороне студентами образовательных учреждений МСХ России является одним из этапов приобретения знаний по действиям специалистов сельскохозяйственного производства в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основной целью подготовки курсовой работы является овладение методиками решения практических задач по оценке обстановки в очагах (зонах) поражения (заражения) при применении оружия массового поражения и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, повышению устойчивости работы объектов экономики в экстремальных условиях и навыками обоснования мероприятий, повышающих эту устойчивость.
В ходе работы студенты должны показать умение анализировать обстановку, использовать справочные материалы, выбирать способы защиты объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
1. Общие методические указания к выполнению курсовой работы
Курсовая работа выполняется во время самостоятельной подготовки. Методика решения типовых задач, включаемых в курсовую работу, изучается на практических занятиях.
Работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графического материала. Графическая часть выполняется на двух листах формата А4 (210х297 мм), где размещаются схемы зон радиоактивного и химического заражения в масштабе, выбранном студентом самостоятельно. Графическая часть должна быть выполнена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Расчетно-пояснительная записка содержит титульный лист, оглавление, введение, основную часть из 3-х разделов, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполняется на 20-40 листах (текст с одной стороны) стандартной бумаги белого цвета формата А4 (210х297 мм). Размер шрифта 14. Необходимо соблюдать следующие размеры полей на страницах курсовой работы: верхнее и нижнее поле – 25 мм; левое – 30 мм; правое – 10 мм. Текст расчетно-пояснительной записки разбивают на разделы и подразделы. Титульный лист оформляется по образцу (приложение 2 на стр. 54).
При выполнении курсовой работы следует руководствоваться правовыми документами в области населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военного времени, нормативно-техническими документами, регламентирующими вопросы безопасности жизнедеятельности. К нормативно-техническим документам относятся государственные стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанПиН), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СНиП).
Санитарные нормы, например, содержат требования к состоянию среды обитания, качеству питания. В них устанавливаются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье людей.
Нормы радиационной безопасности определяют допустимые дозы облучения людей в процессе производственной деятельности и при проживании на загрязненной радиоактивными веществами местности, регламентируют порядок использования источников ионизирующего излучения.
Строительные нормы и правила предъявляют требования к строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды.
Кроме правовых и нормативно-технических документов при выполнении работы следует использовать учебники и учебные пособия, научные работы по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Студенты определяют тему курсовой работы согласно выданному варианту. После этого подбирают справочный материал и необходимую литературу.
Курсовая работа защищается перед комиссией преподавателей кафедры БЖД не позднее 10-ти дней до окончания занятий по гражданской обороне в шестом семестре. Студент при защите должен ответить на вопросы комиссии. Вопросы могут быть по теме курсовой работы и в целом по дисциплине «Гражданская оборона».
Курсовая работа может быть выполнена по следующему примерному плану.
Содержание
Введение
1. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности
1.1. Правовые мероприятия
1.2. Организационные мероприятия
1.2.1. Планирование защиты населения и территорий от ЧС
1.2.2. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧС
1.2.3. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию
1.2.4. Проведение экологического контроля окружающей среды
1.2.5. Подготовка населения к действиям в условиях ЧС
1.2.6. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о ЧС
1.3. Инженерно-технические мероприятия
1.3.1. Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры
1.3.2. Инженерное обеспечение защиты населения
1.3.3. Инженерное оборудование территории, региона с учетом характера воздействия прогнозируемых ЧС
1.3.4. Создание санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов
1.3.5. Защита продовольствия, источников и систем водоснабжения от загрязнения РВ и заражения АХОВ
1.4. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС
1.5. Медико-профилактические мероприятия
2. Оценка радиационной обстановки
2.1. Цель, задачи и способы оценки радиационной обстановки
2.2. Задание и исходные данные для оценки радиационной обстановки
2.3. Решение задач по оценке радиационной обстановки
2.4. Схема зоны радиоактивного заражения
3. Оценка химической обстановки
3.1. Цель, задачи и способы оценки химической обстановки
3.2. Задание и исходные данные для оценки химической обстановки
3.3. Решение задач по оценке химической обстановки
3.4. Схема зоны химического заражения
Заключение
Список использованных источников
В оглавлении (содержании) указываются наименование разделов, пунктов и подпунктов курсовой работы. При этом введение, заключение и список использованных источников не номеруются.
Во введении определяется значение гражданской обороны в современных условиях, необходимость выполнения работ по повышению устойчивости функционирования объектов инфраструктуры, показывается актуальность темы курсовой работы, которая раскрывается в первом разделе.
Первый раздел выполняется в соответствии с темой курсовой работы по плану, разработанному студентом и согласованному с преподавателем.
Второй и третий разделы выполняются в соответствии с заданием и содержат исходные данные, расчетную часть и соответствующие схемы зон заражения. В начале данных разделов дается понятие соответственно радиационной и химической обстановки, с какой целью проводится их оценка.
В заключении даются выводы и рекомендации по решению проблем, рассмотренных в соответствии с темой курсовой работы.
В списке использованных источников приводятся нормативно-правовые документы и литература, которые применялись при выполнении работы. Количество источников, как правило, составляет от 10 до 30 наименований. Следует учесть, что при написании расчетно-пояснительной записки курсовой работы необходимо делать ссылки на использованные источники, указывая их порядковый номер в соответствии со списком.
2. Варианты заданий для выполнения первого раздела курсовой работы
1. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
2. Федеральный закон РФ от 12.02.1998 г. №28-№ФЗ «О гражданской обороне»
3. Чрезвычайные ситуации природного характера.
4. Чрезвычайные ситуаций техногенного характера.
5. Биолого-социальные и социальные чрезвычайные ситуации.
6. Чрезвычайные ситуации биологического характера.
7. Чрезвычайные ситуации военного характера.
8. История развития системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона Российской Федерации (ГО).
10. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
11. Аварии на радиационно (ядерно) опасных объектах и радиоактивное загрязнение окружающей среды.
12. Контроль радиационной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах.
13. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах.
14. Аварии на химически опасных объектах и химическое заражение окружающей среды.
15. Контроль химической обстановки, определение мер по защите населения при авариях на химически опасных объектах.
16. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах.
17. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры.
18. Защита населения и территорий в условиях природных пожаров.
19. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами.
20. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях военного времени.
21. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
22. Права, обязанности и ответственность граждан, принимающих участие в мероприятиях по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
23. Техника радиационной безопасности при работе с РВ и загрязнении внешней среды радионуклидами.
24. Психологические аспекты выживания в чрезвычайных ситуациях.
25. Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
26. Санитарная обработка людей в условиях комбинированного загрязнения.
27. Дезактивация техники, зданий, сооружений.
28. Приборы радиационной и химической разведки, используемые при ликвидации последствий ЧС.
29. Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
30. Юридическая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах РФ.
31. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
32. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 года №712 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
33. Чернобыль – в первые дни после аварии и сегодня.
34. Лучевая болезнь.
35. Защита детей в чрезвычайных ситуациях.
3. задание для выполнения второго раздела
курсовой работы
Таблица 1
Исходные данные для оценки радиационной
обстановки
№ вар. | Исходные данные | № вар. | Исходные данные | ||||
Мощ ность взрыва, q (Мт) | Скоро сть ветра, V (км/ч) | Расстояние от места взрыва, R (км) | Мощ ность взрыва, q (Мт) | Скоро сть ветра, V (км/ч) | Расстоя ние от места взрыва, R (км) | ||
1,0 | 1,0 | ||||||
0,5 | 2,0 | ||||||
0,5 | 10,0 | ||||||
1,0 | 2,0 | ||||||
2,0 | 5,0 | ||||||
0,5 | 10,0 | ||||||
1,0 | 0,2 | ||||||
2,0 | 0,1 | ||||||
0,5 | 5,0 | ||||||
1,0 | 0,1 | ||||||
1,0 | 10,0 | ||||||
0,5 | 0,1 | ||||||
2,0 | 10,0 | ||||||
0,2 | 0,2 | ||||||
5,0 | 2,0 | ||||||
0,1 | 0,05 | ||||||
1,0 | 0,05 | ||||||
5,0 | 1,0 | ||||||
2,0 | 0,05 |
Требуется выполнить:
1. Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему.
2. Определить уровень радиации на оси следа облака ядерного взрыва для заданного расстояния на момент заражения, на 1 час, на 5 часов и на одни сутки после аварии (взрыва).
3. Определить время, через которое уровень радиации на заданном расстоянии снизится до безопасного.
4. Для заданного расстояния определить дозу облучения людей, находящихся в каменном двух этажном здании ОВД в течение суток с момента заражения.
5. Для заданного расстояния определить дозу облучения людей, находящихся на открытой местности, при условии, что работы начнутся через 10 часов после взрыва, продолжительность рабочего дня – 6 часов. Ранее 2 недель назад, полученная доза облучения равна 12 Р.
6. Для заданного расстояния определить дозу облучения, которую получит население, находясь 1-е сутки с момента заражения в ПРУ, защитная мощность которого обеспечивается следующими материалами: древесина – 19 см, бетон – 5,6 см, грунт – 36 см.
7. Для заданного расстояния определить продолжительность аварийно спасательных работ при условии, что работы начнутся через 5 часов с момента заражения. Работы ведутся: на открытой местности в автомобиле. Установленная доза облучения 30 Р.
8. Для заданного расстояния определить, через какое время после ядерного взрыва можно начать работы на открытой местности, если установленная доза облучения – 25Р, продолжительность работы- 6 часов.
9. Для заданного расстояния рассчитать необходимое количество смен, работающих, чтобы обеспечить непрерывную работу в течение 12 часов. Установленная доза облучения на первый день работы – 20 Р.
10. Определить режим защиты населения для данного населенного пункта.
4. задание для выполнения второго раздела
курсовой работы
Таблица 2
Исходные данные для оценки химической
обстановки
№ вар. | Наименование АХОВ и тип хранилища на открытой местности | Количество АХОВ в емкости, т | Расст. до объекта (R), км | Количество работающих на объекте, чел. | Обеспеченность противогазами, % | Время суток | Метеоусловия | |
Облачность | Скорость ветра, м/с | |||||||
Сероводород, необвал. | Ночь | Пасмурно | ||||||
Хлор, необвал. | День | Ясно | ||||||
Сернистый ангидрид, обвал. | Ночь | Ясно | ||||||
Аммиак, обвал. | Ночь | Ясно | ||||||
Аммиак, необвал. | Ночь | Ясно | ||||||
Сероводород, необвал. | 1,5 | Ночь | Ясно | |||||
Аммиак, обвал. | День | Пасмурно | ||||||
Аммиак, необвал. | 2,5 | Ночь | Пасмурно | |||||
Сероводород, обвал. | День | Пасмурно | ||||||
Сернистый ангидрид, необвал | Ночь | Пасмурно | ||||||
Сернистый ангидрид, необвал | 0,5 | День | Ясно | |||||
Хлор, необвал. | День | Ясно | ||||||
Сернистый ангидрид, необвал | Ночь | Полуясно |
Продолжение табл. 2
№ вар. | Наименование АХОВ и тип хранилища на открытой местности | Количество АХОВ в емкости, т | Расст. до объекта (R), км | Количество работающих на объекте, чел. | Обеспеченность противогазами, % | Время суток | Метеоусловия | |
Облачность | Скорость ветра, м/с | |||||||
Хлор, необвал. | 1,5 | День | Полуясно | |||||
Сернистый ангидрид, необвал. | Ночь | Полуясно | ||||||
Сернистый ангидрид, необвал | Ночь | Ясно | ||||||
Хлор, необвал. | День | Ясно | ||||||
Сернистый ангидрид, обвал. | Ночь | Ясно | ||||||
Хлор, обвал. | Ночь | Ясно | ||||||
Хлор, необвал. | День | Пасмурно | ||||||
Хлор, обвал. | Ночь | Полуясно | ||||||
Аммиак, необвал. | Ночь | Полуясно | ||||||
Хлор, обвал. | День | Пасмурно | ||||||
Хлор, обвал. | 2,5 | Ночь | Ясно | |||||
Аммиак, обвал. | Ночь | Ясно | ||||||
Сероводород, необвал. | 1,2 | Ночь | Полуясно | |||||
Аммиак, необвал. | 1,5 | Ночь | Ясно | |||||
Аммиак, необвал. | 1,5 | День | Пасмурно |
Окончание табл. 2
№ вар. | Наименование АХОВ и тип хранилища на открытой местности | Количество АХОВ в емкости, т | Расст. до объекта (R), км | Количество работающих на объекте, чел. | Обеспеченность противогазами, % | Время суток | Метеоусловия | |
Облачность | Скорость ветра, м/с | |||||||
Хлор, обвал. | День | Ясно | ||||||
Сернистый ангидрид, необвал. | День | Пасмурно | ||||||
Хлор, обвал. | День | Пасмурно | ||||||
Сернистый ангидрид, необвал. | Ночь | Полуясно | ||||||
Сероводород, необвал. | День | Пасмурно | ||||||
Хлор, необвал. | Ночь | Ясно | ||||||
Аммиак, необвал. | День | Ясно | ||||||
Хлор, необвал. | 2,0 | День | Ясно | |||||
Сернистый ангидрид, необвал. | Ночь | Пасмурно | ||||||
Аммиак, обвал. | 1,0 | Ночь | Пасмурно |
ТРЕБУЕТСЯ ВЫПОЛНИТЬ:
1. Определить размеры и площадь зоны химического заражения. Нанести на схему.
2. Определить время подхода зараженного воздуха к объекту.
3. Определить время поражающего действия АХОВ.
4. Определить возможные потери в очаге химического поражения.
5. Пример выполнения задания по оценке
радиационной обстановки
При оценке радиационной обстановки курсанты применяют табличную методику.
В начале раздела дается понятие радиационной обстановки, приводятся цель и задачи ее оценки. Затем курсант приступает к решению задач согласно своему варианту.
Пример
Исходные данные:
мощность взрыва, q – 1 Мт;
скорость среднего ветра, V– 50 км/ч;
расстояние до объекта от места взрыва, R– 100 км.
Определить размеры зон радиоактивного заражения местности и нанести их на схему.
Решение
1. Длину зон радиоактивного заражения на оси следа облака при наземном ядерном взрыве можно определить по формулам:
длина зоны Г – , где - мощность взрыва, тыс. т;
длина зоны В - ;
длина зоны Б - ;
длина зоны А - .
Максимальная ширина каждой зоны будет зависеть от ее длины и скорости среднего ветра : так, например, при скорости среднего ветра ; при ; при .
Следует учесть, что зона Г не образуется при Мт и и более; при Мт и и более.
Для нашего случая:
;
;
;
.
2. Для полученных данных выбираем масштаб (одинаковый для длины и ширины) и строим схему зоны радиоактивного заражения местности, учитывая полученные размеры, как показано на рис.1.
Внешняя граница каждой зоны обозначается соответствующим цветом: зона А – синим, зона Б – зеленым, зона В – коричневым, зона Г – черным.
Схема прогнозируемых зон радиоактивного заражения местности
|
С
Ю
М 1:5 000 000
Рис. 1 Схема нанесения прогнозируемых зон радиоактивного заражения местности