Дорожно-транспортные происшествия и БЖД в них
Тормозной и остановочный пути автомобиля
Законы безопасности и правила дорожного движения
Как мы отмечали, процесс дорожного движения возник, существует и развивается в связи с тем, что у человека появилась потребность и возможность передвигаться, перевозить грузы и пассажиров при помощи транспортирующих средств. Характерной чертой развития этого процесса является стремление осуществлять передвижение с возможно более высокой скоростью, чем человек может передвигаться сам. Таким образом, мы можем сказать, что СКОРОСТЬявляется органическим качеством процесса движения.
Максимальная скорость, с которой может двигаться транспортное средство, ее предел, определяется его конструктивными особенностями. Но почему же реальная скорость значительно ниже этого предела? И чем же она ограничивается? По утверждению В.В. Лукьянова, известного ученого и практика в области безопасности дорожного движения, СКОРОСТЬ ограничена ОПАСНОСТЬЮ.
Основным диалектическим противоречием, раскрытым В.И. Лукьяновым* в 70-е годы прошлого века, преодоление которого лежит на пути обеспечения безопасности дорожного движения, является ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ И ОПАСНОСТЬЮ[1].
У участников дорожного движения, как правило, присутствует стремление передвигаться с возможно большей скоростью. И это понятно. Однако опасность попадания в аварийную ситуацию вынуждает, или должна по крайней мере вынуждать, и водителей, и пешеходов, а равно с ними и пассажиров, ограничивать максимальную скорость движения либо управляемого им транспортного средства, либо свою скорость.
Почему, например, совершаются столкновения или наезды? Да только потому, что кто-то из создавших аварийную ситуацию своевременно не снизил скорость до предела, при котором мог бы безопасно объехать препятствие или остановиться перед ним. В связи с превышением скорости, к примеру автомобиля, возникают такие центробежные силы, которые нарушают нормальное сцепление колес с поверхностью проезжей части (полотном) дороги, в результате чего автомобиль заносит или опрокидывает на повороте.
Следовательно, только скорость порождает опасность.
Нет скорости – нет движения, значит не может возникнуть опасность! Обозначим скорость буквой V, опасность О, запишем следующие условия:
при V = max . . . O = max, при V = 0 . . . O = 0.
Надо хорошо уяснить и запомнить, что для каждой конкретной ситуации, определяемой дорожными условиями и состоянием окружающей среды, совершенством транспортного средства, подготовленностью водителей и пешеходов, существует предел (уровень) скорости, превышение которого, как правило, приводит к возникновению аварийной ситуации, выйти из которой у участников движения часто нет возможности.
Но надо знать и помнить о том, что ОПАСНОСТЬ ДОЛЖНА ОГРАНИЧИВАТЬ СКОРОСТЬ.
Чем выше опасность, тем меньше должна быть скорость. Таким образом, мы видим, что скорость и опасность взаимосвязаны между собой.
ПЕРВЫЙ ЗАКОНОН БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Он объясняет противоречие между скоростью и опасностью так, как мы условно обозначили его на схеме:
порождает
СКОРОСТЬ V О OПАСНОСТЬ
Должна
Ограничивать
Сам же закон звучит так:
ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ – ТЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ ЧЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ – ТЕМ МЕНЬШЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА |
Каким же образом, на какие факторы воздействуя, можно обеспечить благоприятное разрешение противоречия «скорость – опасность»?
Успешное решение этой задачи зависит от совершенства всех компонентов, элементов, «единиц» и подсистем, образующих процесс дорожного движения транспортных средств, дорожных условий и состояния среды и, главным образом, от подготовленности всех участников этого процесса, представляющего собой неотъемлемую часть сложнейшей энерговооруженной динамичной социотехнической системы – автомобильный транспорт, которая была детально рассматривали в предыдущих параграфах, посвященных транспортной культуре и безопасности транспортных систем и человека, в транспортной среде в целом.
Можно утверждать, что правильно выбранная скорость является одним из решающих условий безопасности движения всех видов транспорта и автомобильного в том числе. Если, например, при движении автомобиля, ее величина будет выше какой-то допустимой для данных условий движения, то при возникновении опасности на пути движения у водителя не будет реальной возможности его остановить по причине действующих на автомобиль сил, порожденной энергией движения (кинетическая энергия), величина которой находится в квадратичной зависимости от скорости движения, т.е. Ek = mV2 /2,где: m –массаавтомобиля, а V– скорость его движения.
Чтобы избежать столкновения с препятствием (остановившийся автомобиль, неожиданно вышедший на проезжую часть пешеход или незамеченный в темное время суток стоящий на дороге крупногабаритный предмет и т.д.) или попадания в опасное место на дороге (яма, ухаб, открытый колодец и т.п.), которое может возникнуть неожиданно на пути следования автомобиля (рис. 5), необходимо двигаться с такой скоростью, при которой полный остановочный путь всегда должен быть менее расстояния до препятствия или опасного места, либо при которой существует реальная возможность безопасного маневра (объезд, «увод» автомобиля в сторону и т.д.).