Третий закон безопасности движения

Назовем его кратко так: «ЧУВСТВУЙ ДОРОГУ !». Иными словами, это значит:

УМЕЙ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ, ПРИНИМАЙ АДЕКВАТНОЕ ЕЙ БЕЗОПАСНОЕ РЕШЕНИЕ И ДЕЙСТВУЙ БЕЗОПАСНО!

Ничего нет удивительного в том, что многие люди просто не научились ВИДЕТЬ дорогу. Это умение приходит лишь тогда, когда человек усилием воли заставляет себя очень внимательно и скрупулезно НАБЛЮДАТЬ и изучать дорожный процесс, наблюдать и ОЦЕНИВАТЬдвижение на том участке дороги, на котором он находится в данный момент. Оценивая обстановку, очень важным является умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ и способность ПРЕДВИДЕТЬте ситуации, которые могут возникнуть и в которые человек может попасть, а также и то, как он умеет ПРИНИМАТЬ БЕЗОПАСНОЕ РЕШЕНИЕ и ДЕЙСТВОВАТЬ (вести себя) БЕЗОПАСНО. Главное – это надо уметь не входить в опасную (аварийную) ситуацию, а если по воле случая или даже по своей неосторожности попал в нее, то мог бы с меньшими потерями для себя и окружающих из этой опасной ситуации выйти.

Становится уже аксиоматичным, что этим трем законам безопасного участия в дорожном движении надо не только обучать всех участников движения, но необходимо вырабатывать у них специальные умения с последующим их закреплением в качестве навыков и привычек безопасно вести себя в процессе движения.

Дорожно-транспортные происшествия:
причины, механизм совершения и его последствия

«Правила дорожного движения» и «Правила учета дорожно-транспортных происшествий» делят все ДТП на 9 основных видов:

СТОЛКНОВЕНИЕ. К нему относят все встречные попутные и боковые столкновения движущихся транспортных средств. Случаи столкновения механических транспортных средств с велосипедами, имеющими подвесной двигатель, и мопедами относят к «наездам на велосипедиста».

ОПРОКИДЫВАНИЕ. Это дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествия (столкновения, наезд на пешехода и др.).

НАЕЗД НА СТОЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО. Отличается от столкновения тем, что одно из транспортных средств не двигалось.

НАЕЗД НА ПРЕПЯТСТВИЕ. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (столб, дерево, ограждение и т. п.).

НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортные происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимых транспортным средством грузов (досок, бревен и т.п.).

НАЕЗД НА ВЕЛОСИПЕДИСТА. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

НАЕЗД НА ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные ударились о движущееся транспортное средство.

НАЕЗД НА ЖИВОТНЫХ. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) или сами животные ударились о движущееся транспортное средство. Дорожно-транспортное происшествие не должно квалифицироваться как "наезд на животное" и не подлежит учету, если отсутствует материальный ущерб от гибели животных или птиц.

ПРОЧИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ. К ним относят:

– сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания);

– падение перевозимого груза или отброшенное колесом транспортного средства;

– падение предмета на человека, животное или другое транспортное средство;

– наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;

– наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т.п.);

– падение пассажира с движущегося транспортного средства или в его салоне в результате резкого изменения скорости или траектории движения;

– другие виды дорожно-транспортных происшествий.

Положение с безопасностью движения пешеходов во многих странах, в том числе и в России, вызывает вполне оправданную тревогу. Почти одна треть всех пострадавших в ДТП – пешеходы. Так, доля пешеходов от общего числа погибших составляет в среднем (в %):

Великобритания 39

Япония 36

Германия 22

Франция 20

США 18

В России по вине пешеходов совершается в год в среднем 27-30 % ДТП, в которых гибнет примерно 7 тыс. человек, а получает ранения почти 44 тыс.

Надо отметить, что в странах Запада число погибших постоянно снижается, несмотря на постоянное увеличение автомобильного транспорта, чего не скажешь о нашей стране.

Анализ ДТП, проведенный Е.В. Бочаровым, И.К. Коршаковым, Г.Я. Волошиным и др., показывает, что наезды на пешеходов происходят в основном из-за ошибок в поведении человека на дороге. Для предупреждения таких происшествий необходимо знать характер и причины ошибок, совершаемых людьми. Наибольшее число погибших пешеходов, как правило, в возрасте до 10 лет и старше 64 лет. Это объясняется тем, что дети еще на осознают всей опасности дорожного движения, а у пожилых людей снижается скорость ходьбы, ухудшается реакция, ослабляются зрение и слух.

Из числа погибших пешеходов во время происшествия (%):

переходили проезжую часть дороги 47 – 69

двигались вдоль дороги в попутном направлении движению 15 – 28

двигались вдоль дороги навстречу движению 5 – 13

находились непосредственно на проезжей части дороги 11 – 15

Из числа погибших примерно 70 % виновными были сами, значительную долю из которых (25 %) составили дети до 10 лет, игравшие на дороге или перебегавшие ее.

Исследование пешеходного движения показывает, что в зависимости от возраста и пола изменяются значения скорости движения пешеходов (м/с):

Мужчины Женщины Дети Подростки
до 55 лет 1,62 до 50 лет 1,35 возраст возраст
свыше 55 лет 1,50 свыше 50 лет 1,29 6-10 лет 1,11 11-16 лет 1,59

с маленькими детьми 0,69

Скорость движения пешеходов изменяется также в зависимости от временного интервала между ним и приближающимся транспортным средством:

Временной интервал, с более 8 6-8 4-6 2-4
Скорость движения пешехода, м/с 1,2 1,23 1,43 1,98

Ежегодное распределение нарушений пешеходами норм и правил безопасности на дорогах, явившихся следствием опасного поведения на дорогах нашей страны и в результате чего произошли наезды на них, составляет (средние величины) (%):

переход в неустановленном месте 68,5

переход перед близко движущимся транспортным средством 49,0

нетрезвое состояние 31,0

неожиданный выход из-за транспортного средства (из-за укрытия) 29,0

неподчинение сигналам регулирования дорожного движения 16,0

невнимательность 18,0

Почти 80 % всех наездов на пешеходов происходит при их внезапном появлении перед движущимся транспортным средством.

На рис. 31 приведены характерные дорожно-транспортные ситуации при наездах на пешеходов, а в табл. 11 – процентное распределение ДТП в этих ситуациях.

третий закон безопасности движения - student2.ru

Рис. 31. Характерные дорожно-транспортные ситуации при наездах на пешеходов

Таблица 11

Распределение ДТП в %(см. ситуации на рис. 31)

(№ рис.) В зоне перекрёстка
(1) При въезде на перекрёсток 10,9
(2) На перекрёстке 4,7
(3) При выезде из зоны перекрёстка в прямом направлении 3,2
(4) То же, при выполнении поворота направо 2,6
(5) То же, при выполнении поворота налево 1,2
На перегонах дорог
(6) При внезапном появлении пешехода справа 53,6
(7) То же, слева 20,0
(8) На остановках общественного транспорта 3,8
(9) При движении транспортного средства задним ходом 0,6

Таблица 12

Наши рекомендации