Третий закон безопасности движения
Назовем его кратко так: «ЧУВСТВУЙ ДОРОГУ !». Иными словами, это значит:
УМЕЙ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ, ПРИНИМАЙ АДЕКВАТНОЕ ЕЙ БЕЗОПАСНОЕ РЕШЕНИЕ И ДЕЙСТВУЙ БЕЗОПАСНО! |
Ничего нет удивительного в том, что многие люди просто не научились ВИДЕТЬ дорогу. Это умение приходит лишь тогда, когда человек усилием воли заставляет себя очень внимательно и скрупулезно НАБЛЮДАТЬ и изучать дорожный процесс, наблюдать и ОЦЕНИВАТЬдвижение на том участке дороги, на котором он находится в данный момент. Оценивая обстановку, очень важным является умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ и способность ПРЕДВИДЕТЬте ситуации, которые могут возникнуть и в которые человек может попасть, а также и то, как он умеет ПРИНИМАТЬ БЕЗОПАСНОЕ РЕШЕНИЕ и ДЕЙСТВОВАТЬ (вести себя) БЕЗОПАСНО. Главное – это надо уметь не входить в опасную (аварийную) ситуацию, а если по воле случая или даже по своей неосторожности попал в нее, то мог бы с меньшими потерями для себя и окружающих из этой опасной ситуации выйти.
Становится уже аксиоматичным, что этим трем законам безопасного участия в дорожном движении надо не только обучать всех участников движения, но необходимо вырабатывать у них специальные умения с последующим их закреплением в качестве навыков и привычек безопасно вести себя в процессе движения.
Дорожно-транспортные происшествия:
причины, механизм совершения и его последствия
«Правила дорожного движения» и «Правила учета дорожно-транспортных происшествий» делят все ДТП на 9 основных видов:
СТОЛКНОВЕНИЕ. К нему относят все встречные попутные и боковые столкновения движущихся транспортных средств. Случаи столкновения механических транспортных средств с велосипедами, имеющими подвесной двигатель, и мопедами относят к «наездам на велосипедиста».
ОПРОКИДЫВАНИЕ. Это дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествия (столкновения, наезд на пешехода и др.).
НАЕЗД НА СТОЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО. Отличается от столкновения тем, что одно из транспортных средств не двигалось.
НАЕЗД НА ПРЕПЯТСТВИЕ. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (столб, дерево, ограждение и т. п.).
НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортные происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимых транспортным средством грузов (досок, бревен и т.п.).
НАЕЗД НА ВЕЛОСИПЕДИСТА. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
НАЕЗД НА ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные ударились о движущееся транспортное средство.
НАЕЗД НА ЖИВОТНЫХ. Дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) или сами животные ударились о движущееся транспортное средство. Дорожно-транспортное происшествие не должно квалифицироваться как "наезд на животное" и не подлежит учету, если отсутствует материальный ущерб от гибели животных или птиц.
ПРОЧИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ. К ним относят:
– сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания);
– падение перевозимого груза или отброшенное колесом транспортного средства;
– падение предмета на человека, животное или другое транспортное средство;
– наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
– наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т.п.);
– падение пассажира с движущегося транспортного средства или в его салоне в результате резкого изменения скорости или траектории движения;
– другие виды дорожно-транспортных происшествий.
Положение с безопасностью движения пешеходов во многих странах, в том числе и в России, вызывает вполне оправданную тревогу. Почти одна треть всех пострадавших в ДТП – пешеходы. Так, доля пешеходов от общего числа погибших составляет в среднем (в %):
Великобритания 39
Япония 36
Германия 22
Франция 20
США 18
В России по вине пешеходов совершается в год в среднем 27-30 % ДТП, в которых гибнет примерно 7 тыс. человек, а получает ранения почти 44 тыс.
Надо отметить, что в странах Запада число погибших постоянно снижается, несмотря на постоянное увеличение автомобильного транспорта, чего не скажешь о нашей стране.
Анализ ДТП, проведенный Е.В. Бочаровым, И.К. Коршаковым, Г.Я. Волошиным и др., показывает, что наезды на пешеходов происходят в основном из-за ошибок в поведении человека на дороге. Для предупреждения таких происшествий необходимо знать характер и причины ошибок, совершаемых людьми. Наибольшее число погибших пешеходов, как правило, в возрасте до 10 лет и старше 64 лет. Это объясняется тем, что дети еще на осознают всей опасности дорожного движения, а у пожилых людей снижается скорость ходьбы, ухудшается реакция, ослабляются зрение и слух.
Из числа погибших пешеходов во время происшествия (%):
переходили проезжую часть дороги 47 – 69
двигались вдоль дороги в попутном направлении движению 15 – 28
двигались вдоль дороги навстречу движению 5 – 13
находились непосредственно на проезжей части дороги 11 – 15
Из числа погибших примерно 70 % виновными были сами, значительную долю из которых (25 %) составили дети до 10 лет, игравшие на дороге или перебегавшие ее.
Исследование пешеходного движения показывает, что в зависимости от возраста и пола изменяются значения скорости движения пешеходов (м/с):
Мужчины | Женщины | Дети | Подростки |
до 55 лет 1,62 | до 50 лет 1,35 | возраст | возраст |
свыше 55 лет 1,50 | свыше 50 лет 1,29 | 6-10 лет 1,11 | 11-16 лет 1,59 |
с маленькими детьми 0,69
Скорость движения пешеходов изменяется также в зависимости от временного интервала между ним и приближающимся транспортным средством:
Временной интервал, с | более 8 | 6-8 | 4-6 | 2-4 |
Скорость движения пешехода, м/с | 1,2 | 1,23 | 1,43 | 1,98 |
Ежегодное распределение нарушений пешеходами норм и правил безопасности на дорогах, явившихся следствием опасного поведения на дорогах нашей страны и в результате чего произошли наезды на них, составляет (средние величины) (%):
переход в неустановленном месте 68,5
переход перед близко движущимся транспортным средством 49,0
нетрезвое состояние 31,0
неожиданный выход из-за транспортного средства (из-за укрытия) 29,0
неподчинение сигналам регулирования дорожного движения 16,0
невнимательность 18,0
Почти 80 % всех наездов на пешеходов происходит при их внезапном появлении перед движущимся транспортным средством.
На рис. 31 приведены характерные дорожно-транспортные ситуации при наездах на пешеходов, а в табл. 11 – процентное распределение ДТП в этих ситуациях.
Рис. 31. Характерные дорожно-транспортные ситуации при наездах на пешеходов
Таблица 11
Распределение ДТП в %(см. ситуации на рис. 31)
(№ рис.) В зоне перекрёстка | |
(1) При въезде на перекрёсток | 10,9 |
(2) На перекрёстке | 4,7 |
(3) При выезде из зоны перекрёстка в прямом направлении | 3,2 |
(4) То же, при выполнении поворота направо | 2,6 |
(5) То же, при выполнении поворота налево | 1,2 |
На перегонах дорог | |
(6) При внезапном появлении пешехода справа | 53,6 |
(7) То же, слева | 20,0 |
(8) На остановках общественного транспорта | 3,8 |
(9) При движении транспортного средства задним ходом | 0,6 |
Таблица 12