Примерная программа учебной дисциплины бжд
Безопасность жизнедеятельности
Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников по специальностям:
0201 «Правоведение»
0610 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»;
1701 «Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»;
1705 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
1806 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»;
2505 «Переработка нефти и газа»;
2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
Салават 2004
Составлены в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
специальностям: 1705, 1701, 1806,
2505, 2902, 0601, 0201.
Одобрено – предметно –
(цикловой) комиссией
Председатель ПЦК
______________________Савина С.Б.
«______»_________________20___г.
Зам. директора по учебной работе
Салаватского индустриального
Колледжа
________________ Бикташева Г.А.
дата «____»______________2004г.
Автор преподаватель Салаватского
А.И. Чернышов индустриального колледжа
Рецензия преподаватель Салаватского
А.И. Рукавишникова индустриального колледжа
Ответственный за выпуск:
А.Б.Денисов методист заочного отделения Салаватского
индустриального колледжа
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)» – обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственная, бытовая, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Основная цель дисциплины «БЖД» – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, необходимыми для:
- создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности;
- выявления и идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экономичности;
- обеспечения и устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;
- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Дисциплина «БЖД» базируется на знаниях, умениях, навыках, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин.
Курс «БЖД» состоит из следующих разделов:
- Введение
- Человек и среда обитания.
- Безопасность и экологичность технических систем.
- Защита населения и территорий в ЧС.
- Управление безопасностью жизнедеятельности.
- Безопасность и экологичность в специальных условиях.
При изучении учебного материала и выполнении контрольных работ необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков предусматривается выполнение лабораторно-практических работ в объеме, предусмотренном учебным планом. Требования к знаниям и умениям студентов приведены после каждой темы соответствующих разделов программы. После проработки какой-либо темы необходимо для самоконтроля без помощи учебника сформулировать основные принципы и положения изученного материала.
По данной учебной дисциплине каждому студенту необходимо выполнить 2 контрольные работы.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД
Примерный тематический план
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | ||
всего | Практические занятия | Лабораторные роботы | |
Введение | |||
Раздел 1. Человек и среда обитания. | |||
Тема 1.1 Факторы, определяю- щие условия обитания человека. | – | – | |
Тема 1.2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. | – | ||
Тема 1.3 Негативные факторы в системе «человек – среда обитания». | – | – | |
Тема 1.4 Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. | |||
Раздел 2. Безопасность и экологичность технических систем. | |||
Тема 2.1 Идентификация травмирующих и вредных факторов. | – | – | |
Тема 2.2 Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. | |||
Тема 2.3 Экобиозащитная техника. | |||
Раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. | – | ||
Тема 3.1 Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Ее организация и основные задачи. | – | – | |
Тема 3.2 Чрезвычайные ситуации мирного времени: природного и техногенного характера. Их последствия | – | ||
Тема 3.3 Чрезвычайные ситуации военного времени. | – | – | |
Тема 3.4 Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. | – | – | |
Тема 3.5 Предназначение и задачи гражданской обороны. Гражданская оборона на объектах экономики. | – | – | |
Тема 3.6 Устойчивость функционирования производства в условиях чрезвычайных ситуаций. | – | – | |
Тема 3.7 Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | – | ||
Тема 3.8 Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. | – | – | |
Раздел 4. Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД). | – | – | |
Тема 4.1 Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖД. | – | – | |
Тема 4.2 Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД. | – | – | |
Раздел 5. Безопасность и экономичность в специальных условиях. | – | – | |
Тема 5.1 Особенности обеспечения безопасности отрасли. | – | – | |
Тема 5.2 Безопасность процессов с повышенной экологической опасностью. | – | – | |
Всего по дисциплине |
ВВЕДЕНИЕ
Студент должен иметь представление:
· о задачах учебной дисциплины при формировании специалиста.
Взаимосвязь курса с профилирующими дисциплинами «Охрана труда», «Охрана окружающей среды», «Экологические основы природопользования». Единый комплекс знаний, необходимых для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания.
Методические указания
Данная тема является вводной и должна дать представление о задачах учебной дисциплины. Нефтегазопереработка и нефтехимия относятся к химически опасным объектам (ХОО) и связаны с наличием сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ), пожаро и взрывоопасных, сложного технологического оборудования. Это выдвигает повышенные требования к созданию особых условий трудовой деятельности. Научный анализ условий труда позволяет определить опасные участки производства, проблемы экологии и травматизма и разработать мероприятия по предупреждению возможных опасных техногенных ситуаций. При изучении дисциплины следует обратить внимание на задачи, поставленные перед отраслью в области охраны здоровья и жизни людей в сфере производства, охрана природной среды от антропогенного воздействия.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является основной целью БЖД как науки?
2. Сколько процентов населения Земли проживает в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере?
3. Что включает в себя область знаний «Экология техносферы»?
4. Какова структура биосферы?
[ 1 ] c.3÷6;
[ 2 ] c.3÷13, 21÷26, 43÷47;
[ 3 ] c.3÷8;
[ 4 ] c.4.