Примерная программа учебной дисциплины бжд

Безопасность жизнедеятельности

Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников по специальностям:

0201 «Правоведение»
0610 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»;

1701 «Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»;

1705 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

1806 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»;

2505 «Переработка нефти и газа»;

2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

Салават 2004

Составлены в соответствии с

Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников по

специальностям: 1705, 1701, 1806,

2505, 2902, 0601, 0201.

Одобрено – предметно –

(цикловой) комиссией

Председатель ПЦК

______________________Савина С.Б.

«______»_________________20___г.

Зам. директора по учебной работе

Салаватского индустриального

Колледжа

________________ Бикташева Г.А.

дата «____»______________2004г.

Автор преподаватель Салаватского

А.И. Чернышов индустриального колледжа

Рецензия преподаватель Салаватского

А.И. Рукавишникова индустриального колледжа

Ответственный за выпуск:

А.Б.Денисов методист заочного отделения Салаватского

индустриального колледжа

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)» – обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственная, бытовая, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Основная цель дисциплины «БЖД» – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, необходимыми для:

- создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности;

- выявления и идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экономичности;

- обеспечения и устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Дисциплина «БЖД» базируется на знаниях, умениях, навыках, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин.

Курс «БЖД» состоит из следующих разделов:

- Введение

- Человек и среда обитания.

- Безопасность и экологичность технических систем.

- Защита населения и территорий в ЧС.

- Управление безопасностью жизнедеятельности.

- Безопасность и экологичность в специальных условиях.

При изучении учебного материала и выполнении контрольных работ необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков предусматривается выполнение лабораторно-практических работ в объеме, предусмотренном учебным планом. Требования к знаниям и умениям студентов приведены после каждой темы соответствующих разделов программы. После проработки какой-либо темы необходимо для самоконтроля без помощи учебника сформулировать основные принципы и положения изученного материала.

По данной учебной дисциплине каждому студенту необходимо выполнить 2 контрольные работы.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД

Примерный тематический план

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения
всего Практические занятия Лабораторные роботы
Введение    
Раздел 1. Человек и среда обитания.
Тема 1.1 Факторы, определяю- щие условия обитания человека.     –   –
Тема 1.2 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.
Тема 1.3 Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».     –   –
Тема 1.4 Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.      
Раздел 2. Безопасность и экологичность технических систем.
Тема 2.1 Идентификация травмирующих и вредных факторов.
Тема 2.2 Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов.      
Тема 2.3 Экобиозащитная техника.
Раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.       –
Тема 3.1 Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Ее организация и основные задачи.         –     –
Тема 3.2 Чрезвычайные ситуации мирного времени: природного и техногенного характера. Их последствия         –
Тема 3.3 Чрезвычайные ситуации военного времени.
Тема 3.4 Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.     –   –
Тема 3.5 Предназначение и задачи гражданской обороны. Гражданская оборона на объектах экономики.     –   –
Тема 3.6 Устойчивость функционирования производства в условиях чрезвычайных ситуаций.     –   –
Тема 3.7 Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.             –
Тема 3.8 Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.       –   –
Раздел 4. Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД).     –   –
Тема 4.1 Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖД.     –   –
Тема 4.2 Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.     –   –
Раздел 5. Безопасность и экономичность в специальных условиях.     –   –
Тема 5.1 Особенности обеспечения безопасности отрасли.
Тема 5.2 Безопасность процессов с повышенной экологической опасностью.     –   –
Всего по дисциплине

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен иметь представление:

· о задачах учебной дисциплины при формировании специалиста.

Взаимосвязь курса с профилирующими дисциплинами «Охрана труда», «Охрана окружающей среды», «Экологические основы природопользования». Единый комплекс знаний, необходимых для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания.

Методические указания

Данная тема является вводной и должна дать представление о задачах учебной дисциплины. Нефтегазопереработка и нефтехимия относятся к химически опасным объектам (ХОО) и связаны с наличием сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ), пожаро и взрывоопасных, сложного технологического оборудования. Это выдвигает повышенные требования к созданию особых условий трудовой деятельности. Научный анализ условий труда позволяет определить опасные участки производства, проблемы экологии и травматизма и разработать мероприятия по предупреждению возможных опасных техногенных ситуаций. При изучении дисциплины следует обратить внимание на задачи, поставленные перед отраслью в области охраны здоровья и жизни людей в сфере производства, охрана природной среды от антропогенного воздействия.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является основной целью БЖД как науки?

2. Сколько процентов населения Земли проживает в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере?

3. Что включает в себя область знаний «Экология техносферы»?

4. Какова структура биосферы?

[ 1 ] c.3÷6;

[ 2 ] c.3÷13, 21÷26, 43÷47;

[ 3 ] c.3÷8;

[ 4 ] c.4.

Наши рекомендации