Сословно-корпоративная мораль феодального общества

Нравственные черты феодального общества наиболее выразительно проявились в эпоху Средневековья (конец V — середина XVII вв.). Общество в эту эпоху представляло собой систе­му различных сословий (дворянство, феодалы, помещики, крепостные крестьяне) и профессио­нальных корпораций (рыцарские и монашеские ордены, ремесленные цеха и гильдии). Взаимо­действие людей в этих общностях регулировалось правилами и нормами, сформулированными в установленных кодексах и уставах, которые формировали образ жизни и стиль поведения членов того или иного сословия или корпорации.

Мораль средневекового общества носила патерналистский характер, который выражался в том, что отношения внутри социальных групп уподоблялись отношениям в семье, члены кото­рой беспрекословно подчинялись ее главе, отцу. В феодальной вотчине им был феодал (сеньор, помещик), в ремесленном цехе—мастер, в государстве — король, царь. Главными добродетеля­ми подчиненных являлись послушание, трудолюбие, создание богатства для своего господина, а господ—забота о подчиненных, распределение и расходование того, что было произведено чернью.

Классовая мораль данной эпохи отличалась от морали рабовладельческого строя несколько большими правами эксплуатируемых классов. Так, крестьяне добивались отмены такой приви­легии феодала, как право первой ночи. Они получали возможность пользоваться помещичьими и государственными (казенными) лесами и водоемами, отстаивать некоторые права, установлен­ные обычным правом. За крестьянина, не способного платить налоги и выполнять повинности, это делала соседская община, членом которой он являлся.

Привилегированным сословиям, помимо ведения праздного образа жизни, предписывался ряд норм и правил нравственности, имевших позитивный характер. Особенно настойчиво они культивировались в рыцарском сословии, основу которого составляли воины, находившиеся на службе сеньора и за эту службу получавшие земельные владения (феоды). В числе основных дос­тоинств рыцарябыли мужество, храбрость, чувство чести, стыда и способность прийти на по­мощь обиженным и оскорбленным. Рыцарь должен был постоянно поддерживать свою репута­цию в глазах представителей дворянского сословия. Ради этого он готов был пожертвовать своей жизнью. Особенно ценилась верность данному слову и неприятие унижения.

Существовала целая система рыцарского воспитания. До семи лет им занималась семья, за­тем оно продолжалось при дворе сеньора. Будущим рыцарям давались религиозные знания, их учили придворному этикету. Помимо этого они осваивали верховую езду, фехтование, владение копьем, а также должны были научиться успешно охотиться, хорошо плавать, играть в шашки, сочинять и петь стихи в честь дамы сердца, которая, естественно, принадлежала к дворянскому обществу.

В эпоху Средневековья, как никогда, большие возможности влияния на формирование миро­воззрения общества и поведение его членов получила церковь. Она являлась одним из могущест­венных собственников. Под ее контролем находились образование и просвещение. Как соб­ственник и главный идеологический институт она не только защищала социальное неравенство и власть монархов, но и сама стремилась влиять на государственную власть, определять ее полити­ку. В отношении инакомыслящих, еретиков она применяла жесточайшие меры наказания, вплоть до сожжения. Превращаясь в мировую религию, христианство утверждало нравственные общечеловеческие ценности, в числе которых милосердие, любовь к ближнему, супружеская верность, "золотое правило нравственности" ("Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними...") и др.

Буржуазная мораль.

Нравственность буржуазного общества формировалась под воздействием изменений, про­исходивших в общественной жизни: упадка и разложения феодального строя и развития капита­листических товарно-денежных отношений, появления новых классов буржуазии и пролетариа­та, завоевания буржуазией господствующих позиций не только в экономической, но и в полити­ческой сфере.

Развитию буржуазной духовной культуры, в том числе и нравственного ее компонента, пред­шествовала эпоха Возрождения. Эта эпоха представляла собой поворот от господства теологии (богословия), принижающей творческие возможности человека, к наукам, утверждающим силу человеческого разума и способности индивида в определении своей судьбы и преобразовании общественной жизни. Добродетели в эти времена уже рассматривались не как божественные творения, а как нравственные качества личности, сформированные в процессе воспитания и са­мовоспитания.

Накопление первоначального капитала на заре буржуазной эпохи часто давалось тяжелым трудом, с риском для здоровья и даже жизни. Это порождало у буржуа такую черту, как бережли­вость, а периодически сотрясающие капиталистическое производство кризисы — стремление накопить денег на «черный день».

Если в феодальном обществе основным показателем престижа и общественного статуса была принадлежность к определенным сословиям (дворянству, рыцарству, священнослужителям), то при капитализме главным мерилом положения в обществе стали деньги,за которые можно было приобрести политическое влияние и купить государственную власть, получить образование и воспитание, выгодно жениться и т.д. На деньги переводится почти все, даже время. Изречение "время — деньги" стало заповедью бизнеса.

Развитие науки и светского образования в капиталистических странах вело к ослаблению то­тального влияния церкви на массовое моральное сознание. Поведение многих людей определя­лось уже не столько религиозными заповедями и установлениями церкви, сколько такими нрав­ственными составляющими, как совесть, долг, честь. Человек постепенно освобождался от пат­ронажа сословия, к которому он принадлежал. Корпоративная мораль уступала автономной мо­рали индивида, а патерналистская этика — антропоцентристскойэтике, ориентированной на индивидуальный моральный выбор, т.е. выбор поведения по своему собственному усмотрению.

Гуманистический характер буржуазной морали, отстаивающей свободу и права человека, под воздействием конкуренции сочетается с индивидуализмом, нередко превращающимся в эго­изм и стремление любыми способами воспрепятствовать успеху своих конкурентов. На первых этапах развития буржуазного общества, в период первоначального накопления капитала, станов­ление нового строя сопровождалось массовым распространением таких аморальных явлений, как завоевательные войны, работорговля, пиратство, авантюризм, жесточайшая эксплуатация рабочих, социальные конфликты. На более зрелом уровне развития буржуазная мораль приобре­ла такие ценности, как честная конкуренция, спонсорство, благотворительность.

В буржуазном обществе вместе с новациями сохранялись и развивались некоторые традиции средневековья. Так, рыцарство трансформировалось в джентльменство. Джентльмен — это, как правило, богатый человек, не работающий физически и не занимающийся торговлей. Одним из показателей джентльменства являлась образованность, имеющая в основе гуманитарное обра­зование (самообразование). Джентльменство, как и рыцарство, предполагало обладание такими нравственными качествами, как честность, обязательность, точность, исполнение данного обе­щания, уважительное отношение к женщине. Таким образом, джентльменство представляло со­бой некое сочетание стиля жизни лучших в культурном смысле представителей буржуазии с тра­дициями уходящей с исторической арены передовой части дворянства.

Существенную роль в формировании деловой этики Западной Европы и США сыграли про­тестантские вероучения. Отколовшись от католической Церкви, протестантство и его ветвь пу­ританство оказали большое влияние на идеологию формировавшегося класса буржуазии. Более того, как утверждает виднейший исследователь протестантской этики немецкий ученый Макс Вебер, пуританство стоял у колыбели и "современного экономического человека" (Вебер М. Из­бранные произведения. М., 1990. С. 200).

В отличие от традиционного католицизма, который осуждал предпринимательскую деятель­ность и обогащение, протестантские вероучения, наоборот, поощряли приобретательство, пого­ню за прибылью и богатством, считая, что это угодно Богу. Вместе с тем протестантская этика требует от делового человека бережливости, умеренности в личном потреблении. Самым боль­шим грехом она считает бесплодную трату времени, праздность, плотские утехи, показную рос­кошь. Безусловно, богатство "искушало" многих буржуа и они нарушали пуританские заповеди. Но многих оно и сдерживало. Во всяком случае, большинство из них трудно обвинить в безделье и расточительности. Как отмечает М. Вебер, "искушения" и нарушения профессиональной этики наиболее характерны для ранних стадий капитализма. Более благоприятное отношение к протес­тантским этическим стандартам наблюдается при развитом капитализме.

В последнее время по-новому стала относиться к предпринимательской деятельности и като­лическая Церковь. Так, в 1987 г. в послании (энциклике) Папы Римского ко всем католикам и ка­толическому духовенству под названием "Заботясь о социальных проблемах" впервые од­нозначно указывается на право личности на предпринимательскую инициативу, которая имеет значение не только для отдельного человека, но и для общего блага.

Наши рекомендации