Сословно-корпоративная мораль феодального общества
Нравственные черты феодального общества наиболее выразительно проявились в эпоху Средневековья (конец V — середина XVII вв.). Общество в эту эпоху представляло собой систему различных сословий (дворянство, феодалы, помещики, крепостные крестьяне) и профессиональных корпораций (рыцарские и монашеские ордены, ремесленные цеха и гильдии). Взаимодействие людей в этих общностях регулировалось правилами и нормами, сформулированными в установленных кодексах и уставах, которые формировали образ жизни и стиль поведения членов того или иного сословия или корпорации.
Мораль средневекового общества носила патерналистский характер, который выражался в том, что отношения внутри социальных групп уподоблялись отношениям в семье, члены которой беспрекословно подчинялись ее главе, отцу. В феодальной вотчине им был феодал (сеньор, помещик), в ремесленном цехе—мастер, в государстве — король, царь. Главными добродетелями подчиненных являлись послушание, трудолюбие, создание богатства для своего господина, а господ—забота о подчиненных, распределение и расходование того, что было произведено чернью.
Классовая мораль данной эпохи отличалась от морали рабовладельческого строя несколько большими правами эксплуатируемых классов. Так, крестьяне добивались отмены такой привилегии феодала, как право первой ночи. Они получали возможность пользоваться помещичьими и государственными (казенными) лесами и водоемами, отстаивать некоторые права, установленные обычным правом. За крестьянина, не способного платить налоги и выполнять повинности, это делала соседская община, членом которой он являлся.
Привилегированным сословиям, помимо ведения праздного образа жизни, предписывался ряд норм и правил нравственности, имевших позитивный характер. Особенно настойчиво они культивировались в рыцарском сословии, основу которого составляли воины, находившиеся на службе сеньора и за эту службу получавшие земельные владения (феоды). В числе основных достоинств рыцарябыли мужество, храбрость, чувство чести, стыда и способность прийти на помощь обиженным и оскорбленным. Рыцарь должен был постоянно поддерживать свою репутацию в глазах представителей дворянского сословия. Ради этого он готов был пожертвовать своей жизнью. Особенно ценилась верность данному слову и неприятие унижения.
Существовала целая система рыцарского воспитания. До семи лет им занималась семья, затем оно продолжалось при дворе сеньора. Будущим рыцарям давались религиозные знания, их учили придворному этикету. Помимо этого они осваивали верховую езду, фехтование, владение копьем, а также должны были научиться успешно охотиться, хорошо плавать, играть в шашки, сочинять и петь стихи в честь дамы сердца, которая, естественно, принадлежала к дворянскому обществу.
В эпоху Средневековья, как никогда, большие возможности влияния на формирование мировоззрения общества и поведение его членов получила церковь. Она являлась одним из могущественных собственников. Под ее контролем находились образование и просвещение. Как собственник и главный идеологический институт она не только защищала социальное неравенство и власть монархов, но и сама стремилась влиять на государственную власть, определять ее политику. В отношении инакомыслящих, еретиков она применяла жесточайшие меры наказания, вплоть до сожжения. Превращаясь в мировую религию, христианство утверждало нравственные общечеловеческие ценности, в числе которых милосердие, любовь к ближнему, супружеская верность, "золотое правило нравственности" ("Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними...") и др.
Буржуазная мораль.
Нравственность буржуазного общества формировалась под воздействием изменений, происходивших в общественной жизни: упадка и разложения феодального строя и развития капиталистических товарно-денежных отношений, появления новых классов буржуазии и пролетариата, завоевания буржуазией господствующих позиций не только в экономической, но и в политической сфере.
Развитию буржуазной духовной культуры, в том числе и нравственного ее компонента, предшествовала эпоха Возрождения. Эта эпоха представляла собой поворот от господства теологии (богословия), принижающей творческие возможности человека, к наукам, утверждающим силу человеческого разума и способности индивида в определении своей судьбы и преобразовании общественной жизни. Добродетели в эти времена уже рассматривались не как божественные творения, а как нравственные качества личности, сформированные в процессе воспитания и самовоспитания.
Накопление первоначального капитала на заре буржуазной эпохи часто давалось тяжелым трудом, с риском для здоровья и даже жизни. Это порождало у буржуа такую черту, как бережливость, а периодически сотрясающие капиталистическое производство кризисы — стремление накопить денег на «черный день».
Если в феодальном обществе основным показателем престижа и общественного статуса была принадлежность к определенным сословиям (дворянству, рыцарству, священнослужителям), то при капитализме главным мерилом положения в обществе стали деньги,за которые можно было приобрести политическое влияние и купить государственную власть, получить образование и воспитание, выгодно жениться и т.д. На деньги переводится почти все, даже время. Изречение "время — деньги" стало заповедью бизнеса.
Развитие науки и светского образования в капиталистических странах вело к ослаблению тотального влияния церкви на массовое моральное сознание. Поведение многих людей определялось уже не столько религиозными заповедями и установлениями церкви, сколько такими нравственными составляющими, как совесть, долг, честь. Человек постепенно освобождался от патронажа сословия, к которому он принадлежал. Корпоративная мораль уступала автономной морали индивида, а патерналистская этика — антропоцентристскойэтике, ориентированной на индивидуальный моральный выбор, т.е. выбор поведения по своему собственному усмотрению.
Гуманистический характер буржуазной морали, отстаивающей свободу и права человека, под воздействием конкуренции сочетается с индивидуализмом, нередко превращающимся в эгоизм и стремление любыми способами воспрепятствовать успеху своих конкурентов. На первых этапах развития буржуазного общества, в период первоначального накопления капитала, становление нового строя сопровождалось массовым распространением таких аморальных явлений, как завоевательные войны, работорговля, пиратство, авантюризм, жесточайшая эксплуатация рабочих, социальные конфликты. На более зрелом уровне развития буржуазная мораль приобрела такие ценности, как честная конкуренция, спонсорство, благотворительность.
В буржуазном обществе вместе с новациями сохранялись и развивались некоторые традиции средневековья. Так, рыцарство трансформировалось в джентльменство. Джентльмен — это, как правило, богатый человек, не работающий физически и не занимающийся торговлей. Одним из показателей джентльменства являлась образованность, имеющая в основе гуманитарное образование (самообразование). Джентльменство, как и рыцарство, предполагало обладание такими нравственными качествами, как честность, обязательность, точность, исполнение данного обещания, уважительное отношение к женщине. Таким образом, джентльменство представляло собой некое сочетание стиля жизни лучших в культурном смысле представителей буржуазии с традициями уходящей с исторической арены передовой части дворянства.
Существенную роль в формировании деловой этики Западной Европы и США сыграли протестантские вероучения. Отколовшись от католической Церкви, протестантство и его ветвь пуританство оказали большое влияние на идеологию формировавшегося класса буржуазии. Более того, как утверждает виднейший исследователь протестантской этики немецкий ученый Макс Вебер, пуританство стоял у колыбели и "современного экономического человека" (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 200).
В отличие от традиционного католицизма, который осуждал предпринимательскую деятельность и обогащение, протестантские вероучения, наоборот, поощряли приобретательство, погоню за прибылью и богатством, считая, что это угодно Богу. Вместе с тем протестантская этика требует от делового человека бережливости, умеренности в личном потреблении. Самым большим грехом она считает бесплодную трату времени, праздность, плотские утехи, показную роскошь. Безусловно, богатство "искушало" многих буржуа и они нарушали пуританские заповеди. Но многих оно и сдерживало. Во всяком случае, большинство из них трудно обвинить в безделье и расточительности. Как отмечает М. Вебер, "искушения" и нарушения профессиональной этики наиболее характерны для ранних стадий капитализма. Более благоприятное отношение к протестантским этическим стандартам наблюдается при развитом капитализме.
В последнее время по-новому стала относиться к предпринимательской деятельности и католическая Церковь. Так, в 1987 г. в послании (энциклике) Папы Римского ко всем католикам и католическому духовенству под названием "Заботясь о социальных проблемах" впервые однозначно указывается на право личности на предпринимательскую инициативу, которая имеет значение не только для отдельного человека, но и для общего блага.