Методы гигиенического воспитания населения
Методы гигиенического воспитания населения - это способы управления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Эти методы предусматривают формирование различных компонентов гигиенической культуры: знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентации, связанных со здоровьем. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием.
Информационно-рецептивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в сообщении специалистом готовой информации гигиенического характера обучаемым лицам, которые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.
Целью данного метода является повышение уровня гигиенических знаний населения. Эта цель достигается в результате использования различных средств гигиенического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом. Формы реализации данного метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лекции и т.д.
Репродуктивный метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведения имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Целью репродуктивного метода является формирование способности применять имеющиеся гигиенические знания в легко опознаваемых вариативных ситуациях. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических умений, необходимых для их применения. Реализации репродуктивного метода способствует использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой.
Репродуктивный метод предполагает использование таких форм, как репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др.
Метод проблемного изложения информации- метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.
Применение данного метода способствует не только повышению уровня знаний, развитию практических умений и навыков, но и формированию творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентации и установок.
Формирование нормативно-ценностной системы в отношении здоровья становится возможным благодаря тому, что данный метод позволяет обучаемым наблюдать за проявлением творческой мысли, логикой мышления специалиста, который разъясняет гипотезы, ставит мыслительный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов и т.д. При применении метода проблемного изложения живое слово специалиста может быть дополнено другими средствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).
Эвристический метод - это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.
Целью эвристического метода, как и метода проблемного изложения, является формирование ценностных ориентации и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.
Основной формой эвристического метода является эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последовательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоречия и т.д.
Средства гигиенического воспитания
Средства гигиенического воспитания - это способы реализации методов гигиенического воспитания, основанные на речи, изображении, действии, а также реальные предметы и приспособления, имеющие отношение к гигиенической тематике.
Речевые средства.
Устные речевые средства - основаны на устной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания вербальным (словесным) путем. К ним относят как «живое слово» специалиста при непосредственном общении его с аудиторией, так и возможные опосредованные способы передачи речевого процесса (речь или звукозапись, транслируемую по радио или по телевидению, передаваемую по телефону, звукозапись на CD).
Письменные речевые средства - основаны на письменной речи и позволяют реализовывать методы гигиенического воспитания путем отображения с помощью системы графических знаков и представляют собой печатные издания, рукописные или машинописные текстовые материалы.
Гигиеническая информация может быть заложена в специальные электронные или автоматические устройства.
Листовка - издание в виде листка агитационно-информационного характера, содержащего гигиенические сведения.
В листовке могут быть даны лаконичные советы и рекомендации. Текст листовки часто сопровождается мотивированным призывом к участию в тех или иных профилактических оздоровительных мероприятиях.
Буклет - это иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги, содержащее краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.
Памятка представляет собой издание в виде книжки небольшого формата, содержащей перечень конкретных советов, правил, сведений гигиенического характера. Памятка предназначается для отдельных целевых групп населения. Особенно широко используется в работе лечебно-профилактических учреждений.
Книга представляет собой научно-популярное издание, в котором комплексно излагаются вопросы охраны и укрепления здоровья. Текст книги должен быть понятным, доступным, иллюстрирован примерами.
Лозунг представляет собой призыв, в краткой форме выражающий требование или рекомендацию гигиенического характера; может быть печатным или рукописным.
Лозунги используются при проведении массовых кампаний по охране и укреплению здоровья, в периоды возникновения опасности эпидемических вспышек заболеваний.
Журнал - научно-популярное периодическое иллюстрированное издание, которое содержит материал по различным аспектам здоровья и профилактики заболеваний.
Газета - периодическое издание, освещающее текущую информацию гигиенического характера, в основном по различным вопросам здоровья и профилактики заболеваний.
Существуют так называемые стенные газеты, которые выпускаются силами работников лечебно-профилактических учреждений.
Рецепт представляет собой бланк, содержащий совет индивидуального характера в отношении здоровья. Может быть печатным ирукописным.
Совет дается в виде рекомендации, касающейся двигательного режима, характера питания, режима труда, отдыха и т.д.
Рецепт как средство гигиенического воспитания особенно распространен в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиниках, амбулаториях и т.д.); вручается пациенту во время врачебного приема.
Автоматический справочный информатор- специальное устройство, которое дает возможность получить необходимую информацию по вопросам охраны здоровья и профилактики заболеваний, напечатанную на специальных пластинках, путем нажатия кнопки с определенным индексом, зафиксированным на пластинке ссоответствующей информацией.
Автоматический справочный информатор позволяет быстро получить точные сведения, в которых заинтересовано то или иное лицо. Он является весьма эффективным средством гигиенического воспитания, так как за короткий промежуток времени обслуживает значительное количество людей.
Электронный информатор «Бегущая строка» - это специальное устройство, позволяющее получить с помощью точечного светящегося изображения гигиеническую информацию, предварительно заложенную в программу ЭВМ, которая дает сигнал на переключение контактов светящихся элементов.
Информатор «Бегущая строка» дает возможность сообщать в краткой форме одновременно большому количеству людей конкретную гигиеническую информацию, в том числе наиболее актуальные сведения, касающиеся охраны и укрепления здоровья.