Действия руководителя тушения пожара
Руководитель тушения пожара на основе полученных данных о пожаре осуществляет:
- оценку фактической обстановки и прогнозирование возможного характера развития ЧС (определение вида пожара (взрыва) и степени разрушения объекта;
- прогнозирование возможного числа пострадавших и мест их нахождения; определение площади возгорания, вероятности и направления распространения пожара на соседние объекты).
В целях уточнения фактической обстановки в очаге пожара (взрыва) проводится разведка, которая определяет:
- степень разрушения объекта;
- наличие завалов и преград на путях выдвижения к очагам поражения;
- места, где находятся пострадавшие;
- масштабы и характер пожара, возможность его распространения на соседние районы;
- потребности в силах и средствах для тушения возгорания.
Руководитель на основании данных разведки принимает (уточняет) решения:
- на защиту персонала объекта (населения);
- определяет меры по локализации и тушению пожара или ликвидации последствий взрыва;
- участки проведения спасательных работ, порядок розыска и оказания помощи пострадавшим;
- распределение привлекаемых сил и средств по участкам спасательных работ и их задачи;
- ставит задачи аварийно-спасательным формированиям;
- оповещает население по локальной сети оповещения (внутренней трансляционной сети), для большей оперативности и надежности оповещения могут включаться сирены ГО объекта. При создании угрозы для населения прилегающих к ПВОО кварталов (района) его оповещение может осуществляться по местной радиосети или в системе оповещения РСЧС;
- руководит подразделениями, участвующими в ликвидации пожара, проведением спасательных работ, неотложными аварийно-восстановительными работами.
При проведении спасательных работ в первую очередь принимаются меры к розыску пострадавших, выводу их из разрушенных и задымленных помещений и оказанию им первой медицинской помощи. Осуществляется также эвакуация из опасной зоны лиц, не принимающих участия в проведении АС и ДНР, и населения, прилегающих к ПВОО районов.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.
В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям. Проведение аварийно-спасательных работ в зоне пожара условно подразделяются на 3 этапа:
Начальный этап - проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.
I этап - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
II этап - завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения. На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий. На начальном этапе решаются следующие основные задачи:
- защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение об опасности;
- использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
- эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;
- розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи; соблюдение режимов поведения населения и спасателей;
- предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:
- локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
- приостановка или прекращение технологических процессов;
- тушение пожаров;
- санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники;
- подготовка к проведению работ группировками сил и средств: ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития; приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;
- выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
- принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ;
- обеспечение персонала объекта и населения, проживающего вблизи от ПВОО, средствами индивидуальной защиты: гражданскими противогазами с дополнительными патронами для защиты от оксида углерода (ДПГ-1, ПЗУК), самоспасателями, индивидуальными аптечками.
-
Рис. 7.5. Средства защиты органов дыхания от угарного газа
Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.