Метаболические и функциональные признаки недостаточности жирового обмена в печени
В связи с многообразием различных метаболических реакций и процессов, обеспечивающих постоянство содержания липидов в крови, столь же многообразны и показатели недостаточности печени в жировом обмене. Прежде всего, недостаточность желчевыделительной функции печени, развитие внепеченочного и внутрипеченочного холестаза сопровождается нарушением пристеночного и полостного пищеварения жиров. Последнее обусловлено тем, что не обеспечивается создание оптимального рН для действия панкреатических ферментов, не происходит активации панкреатической липазы, достаточного эмульгирования жиров, образования парных соединений — жирных и желчных кислот. Таким образом, в связи с ограничением поступления желчи в кишечник возникает не только нарушение гидролиза и всасывания жиров, но и жирорастворимых витаминов — А, D, Е, К с возникновением симптоматики соответствующих форм авитаминоза.
Дефицит витамина D, как правило, сопровождается нарушением всасывания ионов Са в кишечнике, что приводит к развитию печеночной остеодистрофии. У больных развивается остеопороз, появляются боли в костях, позвоночнике, немотивированные переломы костей, деминерализация зубов. В кишечнике невсосавшийся кальций соединяется с жирными кислотами, образует кальциевые мыла и в избытке удаляется из организма. Из-за дефицита витамина D и нарушения всасывания кальция усиливается продукция паратгормона, возникает активация остеокластов, усиливается резорбция костной ткани, уменьшается пролиферация остеобластов, т.е. возникает симптоматика кишечного рахита.
Витамин К необходим для синтеза плазменных факторов свертывания крови (II, VII, IX, X) и антикоагулянтов — протеинов. Дефицит витамина К проявляется снижением уровня протромбина в крови, увеличением протромбинового времени свертывания крови, развитием геморрагического синдрома.
Витамин Е является важнейшим антиоксидантом, обеспечивающим инактивацию свободных радикалов. Особенно важно его действие в детском организме, структурах нервной системы. Дефицит витамина Е может приводить к появлению аутоантигенов в связи с повреждением биологических мембран, усилению процессов старения, индукции канцерогенеза, а в детском организме проявляться неврологической симптоматикой (мозжечковой атаксией, парестезией, нарушением сухожильных рефлексов).
Дефицит витамина А сопровождается нарушением зрения (снижается темновая адаптация, появляется сухость кожи и слизистых).
Однако нарушения жирового обмена при недостаточности печени не ограничиваются патологией полостного и пристеночного переваривания жиров и жирорастворимых витаминов.
Первичное поражение печеночной клетки сопровождается выраженным нарушением метаболизма фосфолипидов, холестерина, жирных кислот, ЛПНОП, ЛПНП, ЛППП, ЛПВП, что в конечном итоге приводит к развитию жировой дегенерации печени.
В связи с этим наблюдаемые при поражениях печени нарушения синтеза фосфолипидов обусловлены не только дефицитом липотропных факторов — холина, метионина, витамина B12, но и недостаточным образованием в гепатоцитах АТФ, обеспечивающей энергией синтетические процессы в клетке.
Выраженным изменениям при печеночной недостаточности подвергается и метаболизм холестерина. Как известно, в условиях нормы в печени имеется метаболически активный пул холестерина, содержащий свободный холестерин. Этот пул находится в динамическом равновесии с пулом эстерифицированного холестерина плазмы крови, и его объем может существенно изменяться в зависимости от метаболической активности гепатоцитов. Часть неэстерифицированного холестерина выделяется гепатоцитами в желчь за счет активности микросомальной фракции в составе мицелл, в то же время секретируемые желчные кислоты являются продуктом превращения холестерина. В среднем, у здорового человека секретируется в желчь 0,07–0,08 ммоль/ч холестерина.
При патологии печени ингибируется процесс эстерификации холестерина и синтеза его из ацетоуксусной кислоты, которая накапливается в больших концентрациях и оказывает цитотоксическое действие. В то же время холестерин имеет не только эндогенное, но и экзогенное происхождение, у здорового человека всасывается из кишечника около 40 % всего пула холестерина.
В связи с этим в условиях патологии печени возможно возрастание уровня свободного холестерина крови экзогенного происхождения, в то время как содержание эстерифицированных фракций холестерина в крови значительно снижается.
Одной из характерных особенностей липидного обмена в печени является детоксикация жирных кислот с короткой цепью (ЖККЦ) — бутановой, валериановой, капроновой и каприловой. При печеночной недостаточности, не сопровождающейся развитием комы, возникает незначительное увеличение содержания в крови короткоцепочечных жирных кислот, а у пациентов с печеночной комой их уровень возрастает в 3–8 раз. Последнее обусловлено нарушением элиминации и эстерификации указанных ЖККЦ. Короткоцепочечные жирные кислоты оказывают выраженное цитотоксическое действие: ингибируют синтез мочевины и активность глутаминовой дегидрогеназы (два основных пути утилизации аммиака), что приводит к гиперамминиемии. ЖККЦ оказывают прямое воздействие на нейроны и синаптические мембраны, блокируя транспорт ионов и проведение импульса.
При тяжелых формах печеночной недостаточности возникает и избыточное накопление в крови и жирных кислот с длинной цепью в связи с нарушением их метаболизма в гепатоцитах. Как известно, жирные кислоты распадаются, главным образом, в процессе β-окисления, требующего наличия АТФ для активации жирных кислот. Однако при различных вариантах альтерации и дистрофии гепатоцитов возникают набухание митохондрий и дефицит макроэргических фосфатных связей.
Одной из важных функций гепатоцитов является образование транспортных форм жиров — ЛПОНП и ЛПВП, в состав молекул которых входят холестерин, триглицериды, транспортные формы белка a- или b-глобулиновых фракций при обязательном участии фосфолипидов. Принимая во внимание тот факт, что при патологии гепатоцитов возникает дефицит синтеза фосфолипидов в печени, становятся очевидными недостаточность образования транспортных форм жиров в печени, нарушение вымывания их из гепатоцитов в системный кровоток. Последние являются одним из патогенетических факторов развития жировой инфильтрации печени.
Жировая инфильтрация печени (синонимы жировая дистрофия, жировой гепатоз) обусловлена комплексным воздействием этиопатогенетических факторов, которые могут быть представлены следующим образом:
1. Избыточным поступлением жиров в печень в связи с усилением мобилизации их из депо при абсолютном дефиците инсулина, или при его относительной недостаточности в случае избыточной продукции контринсулярных гормонов: СТГ, катехоламинов, глюкагона, гормонов щитовидной железы.
2. Избыточным поступлением жиров в печень из депо при голодании, а также при чрезмерном поступлении в системный кровоток жиров алиментарного происхождения.
3. Фактором, способствующим развитию жировой инфильтрации печени, является избыточное поступление в организм углеводов, обладающих способностью трансформироваться в печени в жиры.
4. В основе жировой инфильтрации печени может лежать первичное поражение гепатоцитов под влиянием бактериальных, токсических, иммуноаллергических и др. факторов с последующим нарушением процессов β‑окисления жирных кислот, эстерификацией холестерина, образованием транспортных форм жиров и недостаточностью их поступления в системный кровоток гепатоцитов.
5. Одной из причин жировой инфильтрации печени является недостаточность экзогенных или эндогенных липотропных факторов, в частности метионина, лецитина, витамина В12, липокаина и др. В норме содержание нейтральных липидов в гепатоцитах не превышает 5 % массы печени, при жировой дистрофии уровень триглицеридов в печени может достигать 80 %.
6. Недостаточность белковосинтетических функций печени.
Избыточное накопление неметаболизируемых липидов в гепатоцитах приводит к дезорганизации их структуры, усугублению развития печеночной недостаточности.
20.3. Общие закономерности нарушений пигментного обмена в печени при различных вариантах патологии инфекционной и неинфекционной природы
Нарушение метаболизма билирубина вызывает развитие гипербилирубинемии и проявляется желтушным окрашиванием кожи и слизистых.
Основные механизмы нарушения обмена билирубина:
1. Избыточное образование пигмента.
2. Снижение поглощения билирубина печенью.
3. Нарушение конъюгации билирубина в печени.
4. Нарушение экскреции билирубина из печени в желчь.
В ряде случаев у любого конкретного больного может проявиться несколько механизмов нарушения обмена билирубина.
В зависимости от патогенетических механизмов и патологических процессов, приводящих к повышенному содержанию билирубина, выделяют следующие виды желтух:
1. Гемолитическую (надпеченочную).
2. Гепатоцеллюлярную (печеночную).
3. Обтурационную (подпеченочную).
Кроме патологических процессов, приводящих к нарушению билирубинового обмена, выделяют физиологические, транзиторные гипербилирубинемии.