Речевые штампы, помогающие провести деловую беседу
Начало беседы:
1) Я полагаю, что нашу беседу лучше всего начать с обсуждения…
2) Сегодня я предлагаю обсудить…
3) Я думаю, что вам хорошо известны причины, побудившие меня встретиться с вами, и поэтому мне хотелось бы сразу перейти к обсуждению…
4) Думаю, что мы можем договориться и о…
5) Мне бы хотелось начать нашу беседу с…
6) Я полностью согласен с вашим мнением о…
7) Я полагаю, что нам прежде всего следует обсудить…
8) Я думаю, что мы начнем наш разговор с…
9) Мое представление …..полностью совпадает с вашим.
Фразы, свидетельствующие о завершении беседы:
1) Итак, мы подходим к концу нашей беседы.
2) Давайте подведем итоги наших договоренностей.
3) В заключение беседы я хотел бы…
4) На это можно ответить только в самых общих чертах.
5) Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы.
6) У меня большое сомнение в необходимости…
7) Я полагаю, что проблему …можно считать решенной.
8) Позвольте мне от имени нашей фирмы поблагодарить вас за участие в сегодняшнем обсуждении и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество с вами.
2.Найдите обобщающие слова для следующих средств общения:
· Слово
· Мимика
· Речь
· Интонация
· Взгляды
· Темп речи
· Жесты
· Позы
· Язык
3.Исключите лишнее слово:
1. идентификация, эмпатия, рефлексия, аффект
2. заражение, сохранение, внушение, убеждение
3. переговоры, беседа, игра, совещание
4. предуведомление,
5. повтор, цитирование, опрос
6. менторский, конфронтационный, авторитарный, информационный
7. деятельность, ассоциативность, экспрессивность, интенсивность
8. конкуренция, интроверсия, уклонение, приспособление.
4. Вычеркните лишнее:
А. Размещение участников переговоров в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом; угловое, деловое, конкурирующе-оборонительное, независимое, позиционное.
Б. Основными этапами деловой беседы являются; начало беседы, информирование партнеров, аргументирование выдвигаемых положений, принятие решения, завершение беседы.
В. Существуют основные группы вопросов собеседников при деловой беседе; закрытые, открытые, риторические, переломные, однополюсные, вопросы для обдумывания.
Г. Набором коммуникационных эффектов являются; эффект визуального имиджа, первых фраз, аргументации, анкетирования, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации.
ТЕСТ 2.
Допустимо ли с этических позиций использование при ведении переговоров нижеследующих путей и приемов:
1. Ведение переговоров с учетом только лишь своих интересов:
а) да; б) нет.
2. Альтруизм:
а) да; б) нет.
3. Блеф:
а) да; б) нет.
4. Завышение требований к партнерам в начале переговоров с последующим снижением этих требований с целью получения выгоды:
а) да; б) нет.
5. Давление на партнера, используя его затруднительное положение:
а) да; б) нет.
6. Просьбы к партнерам пойти на уступки, мотивируя трудностями, которые переживает фирма в данный момент:
а) да; б) нет.
7. Акцентирование внимания партнеров на выгодных для себя проблемах и отвлечение внимания от невыгодных проблем:
а) да; б) нет.
9. Использование грубости в ответ на грубость, обмана — на обман:
а) да; б) нет.
9. Использование для достижения выгоды информации о негативных явлениях в деятельности и поведении партнеров:
а) да; б) нет.
10. Сокрытие заинтересованности в переговорах
а) да; б) нет.
11. Полная откровенность о делах фирмы в процессе переговоров:
а) да; б) нет.
ТЕСТ 3.
"Умеете ли вы вести переговоры?"
Чтобы жить в обществе, совсем не обязательно обладать качествами, необходимыми для дипломатов. Но некоторая способность вести переговоры облегчает нам взаимоотношения с другими людьми, а если уж вы занимаетесь инициативной экономикой, то умение расположить к себе клиента, выбрать тон беседы, найти правильную и убедительную аргументацию в подтверждение ваших доводов могут стать решающими при заключении важных сделок.
Предлагаемый тест позволяет понять, хотя и приблизительно, обладаем ли мы этими способностями. Следует дать спонтанный, но все-таки наиболее верный ответ, выбирая между "да" или "нет" в зависимости от вашего обычного поведения или образа мыслей.
1. Удивляет ли вас реакция людей, с которыми вы видитесь впервые?
2. Есть ли у вас привычка заканчивать фразу за других, так как вы считаете, будто знаете, что они скажут?
3. Часто ли вы жалуетесь, что вам не предоставляют подходящих средств, чтобы довести до конца свою работу?
4. Возражаете ли вы или хотя бы имеете такое намерение, когда критикуют мнение, которое вы разделяете, или коллектив, к которому вы принадлежите?
5. Способны ли вы представить себе, что будете делать в следующие шесть месяцев?
6. На совещании, на котором вы не знаете всех участников, высказываете ли вы свою точку зрения?
7. Считаете ли вы, что во всех переговорах всегда бывает победитель и побежденный?
8. Поговаривают ли о вас, что вы упрямы и твердолобы?
9. Считаете ли вы, что на переговорах, где надо добиться 5, следует начинать с запроса 10?
10. Трудно ли вам удается скрывать плохое настроение, когда играете с друзьями (например, в шахматы) и проигрываете?
11. Считаете ли необходимым отвечать пункт за пунктом кому-то, кто высказывает на совещании мнение, противоположное вашему?
12. Неприятно ли вам часто сменять один вид занятий другим?
13. Занимаете ли вы такой пост и получаете ли такую зарплату, каких рассчитывали добиться еще годы назад?
14. Считаете ли вы дозволенным использовать слабости других, чтобы достичь своих целей?
15. Уверены ли вы, что легко найдете аргументы, чтобы убедить других в вашем праве настаивать на своем?
16. Готовитесь ли тщательно к встречам и совещаниям, которые вам предстоят?
Ответы
Запишите по одному очку за каждый из ответов, которые совпадают со следующими:
1 .Нет 5. Да 9. Нет 13. Да
2. Нет 6. Нет 10. Да 14. Нет
З. Нет 7. Нет 11. Да 15. Нет
4. Нет 8. Да 12. Да 16. Нет
От 0 до 5 очков. Вы не рождены для переговоров. Лучше всего для вас было бы выполнять работу, при которой другая личность принимает решения и справляется с проблемами.
От 6 до 11 очков. Умеете вести переговоры хорошо. Но для вас существует опасность проявить властные черты характера в неподходящий момент. Известное совершенствование в искусстве ведения переговоров вам не помешает.
От 12 до 16 очков. Вы ловки в переговорах, но будьте осторожны: люди, которые вас окружают, могут подумать, что за этой ловкостью скрывается нечто нечестное, что вы пользуетесь недозволенными средствами.
Вопросы и задания.
1.Что такое технология общения?
2. Охарактеризуйте основные этапы беседы.
3. Назовите основные требования к ведению деловой беседы.
4.Почему даже конструктивная критика не всегда эффективна?
Приведите примеры.
5.Составьте пять комплиментов для собеседника на предстоящей деловой встрече
6Составьте пять комплиментов для своих близких, друзей.
7.Чем отличается комплимент от лести?
8.Почему важно понимать язык телодвижений. Как можно научиться этому?
9.Почему язык телодвижений неоднозначен?.
10.Как с помощью соответствующих движений и позы можно снять напряженное состояние партнера?
11. Если партнер не сообщает о своем решении, но видно, что он настроен негативно, что можно предпринять для изменения его расположения?
12.Почему предпочтительно угловое расположение партнеров за столом переговоров?
Литература 3,7,9,21,22,24,26,27,31,32,35,39,43,45,46,48,53,61,76,89,
102,104.
Тема 10.Этика исполнения публичных выступлений.
1. Подготовка к публичному выступлению.
2.Композиционно-технологтческая структура речи.
3. Слагаемые успешного выступления.
4. Речь и образ оратора.