Организация социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
Услуги, оказываемые таким семьям, являются защищающими услугами. Цель работы с данной семьей – это решение проблем(ы), т.к. многие проблемы являются лишь следствием и они сами потеряют свою актуальность при решении ключевой проблемы.
При выявлении ключевой проблемы, прежде всего, следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Семьи, где родители страдают алкоголизмом.
2. Семьи, где родители безработные.
3. Семьи, которые распадаются.
4. Неполные семьи.
5. Семья, где родители-инвалиды.
Самое важное при первом визите – это просто налаживания контакта, для снятия страха и напряженности у семьи. Необходимо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с социальным работником. Семья может принять объяснение социального работника, а может – и нет. Спросите, в какой помощи семья нуждается, и согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
Ступени для формирования мотивации семьи к сотрудничеству
1. Создание и поддержание положительного настроя на общение
Члены семьи должны знать, с какой целью эти встречи организуются, какое поведение ожидается от них, они должны быть уверены в том, что семья не станет объектом критики, общественного суда. Первые контакты с сопротивляющимся клиентом должны быть непродолжительными, включающими для обсуждения только самые простые, понятные и нейтральные, не вызывающие раздражения темы. Предъявление завышенных требований, стремление приступить к решению глобальных вопросов обескураживает и раздражает клиента. В отношениях со столь трудным, внутренне ожесточенным клиентом обязательно требуется длительный период адаптации внутренних конфликтов путем снятия напряжения, преодоления неприязни, достижения доверия и уверенности в готовности к контактам.
2. Эмпатическое слушание:
- слушайте клиента, пока содержание рассказа вам понятно. В случае возникновения неясных моментов, задайте вопросы, чтобы их прояснить;
- не позволяйте ни себе, ни клиенту делать продолжительные паузы. Длительное молчание клиента говорит о его отчужденности и нарастающей агрессии. Молчание же специалиста может быть воспринято как демонстрация превосходства;
- не прибегайте к искусственной эмпатии, даже если состояние клиента, его проблема вам понятны.. подобные проявления клиент расценивает как желание специалиста ускорить процесс.
3. Анализ проблем
Анализ проблем позволяет вскрыть те аспекты, которые клиент попытался скрыть, исказил, не осознал. Ситуация обсуждения обстоятельств должна помочь увидеть проблему с разных сторон. Данная ступень – активная для специалиста, он должен задавать вопросы, вести стратегию анализа, чтобы вывести клиента к реальным проблемам и желанию их решить.
- условия в настоящее время. Какие внутренние и внешние условия способствуют обострению проблемы?
- история возникновения проблемы. Как и когда появились, как менялись с течением времени, какими чувствами и событиями сопровождалась?
- функциональное значение. Какой смысл обретает проблемы в настоящее время, чем беспокоит семью?
4. Определение и формулирование проблем, заключение соглашения, направленного на их решение
Условия для определения проблемы:
- формулировку ее следует конкретизировать, избегая абстрактных слов и выражений;
- обозначить различные аспекты проблемы (обстоятельства в настоящее время, обстоятельства в прошлом, значение, социальный характер);
- формулировка должна содержать конкретные действия, направленные на решение.
5. Заключение договора социальной службы с клиентом на совместную деятельность для стабилизации семейной ситуации
- цели и задачи патроната, социальной помощи и поддержки семьи;
- первоочередные проблемы и пути их решения;
- члены семьи, которые будут вовлечены в процесс;
- обязательные вилы и формы помощи;
- дополнительные виды услуг;
- перечень специалистов, привлекаемых к работе с клиентами;
- место и сроки работы с семьей, регулярность и длительность встреч;
- предполагаемые методы работы;
- обязательства клиента;
- контроль за качеством выполнения обязательств сторонами; - порядок разрешения взаимных претензий; - условия расторжения договора.
Одна из самых распространенных ошибок социальных работников при работе с семьей – работа не с семьей, а с отдельными ее членами, потому что семья страдает утратой признаков целостной системы.
Другие типичные ошибки:
1. Односторонний и неправомерно категоричный диагноз из-за неумения, нежелания понять, увидеть, выявить причины и реабилитационный потенциал семьи.
2. Непрофессиональный перенос «вины» одного члена семьи на всю семью, семейная дискриминация по этническому или конфессиональному признаку, принятие в конфликте одной из сторон.
3. Неправомерное обобщение в оценке всей семьи из-за ее поведения в конкретной ситуации.
4. Диагноз «пожизненной девиантности», запугивания (необоснованное вмешательство, лишение родительских прав, изъятие детей, принудительное лечение, санкции, прекращение оказания социальной помощи и др.).
5. Нарушение принципов социальной работы (конфидециальности, права клиента на выбор методов и средств взаимодействия и др.).
6. Стереотипное поведение, набор методов без учета конкретной семейной ситуации.
7. Стигматизация клиентов.
8. Форсирование работы, которая ведет к манипулированию семьей.
9. Игнорирование позитивных сдвигов (несущественных – по мнению специалиста).
10. Навязывание собственного или общественного мнения, помощи, необходимость которой семья не осознает.
11. Отрицание проблемы, с которой семья обращается.
12. Абсолютизация собственного опыта.
13. Неумение работать с семьей в команде.
14. Предоставление семье готовых рецептов, программ как единственно верных, эффективных.
15. Чрезмерное сочувствие, снижающее реабилитационный потенциал семьи.
16. Внешняя излишняя доверчивость по отношению к клиенту-семье для достижения симпатии.
17. Сокрытие информации, ложь.
Качества и навыки, необходимые для социального работника при работе с семьей:
- умение реально оценивать семейную ситуацию, масштабы требуемых перемен и время на их осуществление;
- навыки межличностного общения, способность расположить к себе клиентов, воодушевить их к позитивному сотрудничеству;
- достаточный набор форм, методов, приемов взаимодействия с семьей;
- умение определять и строить работу с опорой на сильные стороны семьи;
- бесконфликтное общение;
- подбор команды профессионалов для работы с конкретным клиентом и ситуацией;
- умение выстраивать и развивать стратегию эффективного взаимодействия;
- самокритичность;
- умение работать в команде специалистов;
- предотвращение рецидивов в поведении семьи;
- чувство меры, в том числе в сопровождении, чтобы последнее не стало опекой;
- закрепление навыков семьи к самоконтролю, самостоятельности, целостности и ценности.
Варианты завершения работы с семьей:
1. Работа социального работника с клиентом-семьей зашла в тупик (это может быть вызвано запущенностью проблем клиента, нежеланием что-либо менять в своей жизни или же низким профессионализмом специалиста вследствие недостатка опыта, знаний, негативных установок социального работника или же завышенной самооценкой специалиста, не прибегнувшего к помощи команды).
2. Супервизор принимает решение о передаче клиента другому специалисту, о чем должна быть поставлена в известность семья и получено ее согласие.
3. Семья в достаточной степени овладела навыками преодоления собственных трудностей, научилась конструктивно решать проблемы.