Вопрос. Этапы обработки воды на водопроводной станции. Факторы риска для здоровья человека

Этапы обработки воды: 1.Очистка воды. Задачей очистки воды является или улучшение физических показателей, или освобождение ее от недопустимого количества некоторых химических ингредиентов. Одним из важнейших этапов очистки воды является повышение ее прозрачности путем снижения содержания взвешенных веществ. Поскольку большинство механических примесей, содержащихся в водной среде, находится во взвешенном состоянии только благодаря ее движению, необходимо уменьшить скорость течения водыДля указанных целей применяют различного типа горизонтальные отстойники, поступая в которые вода, переходя из узкого русла трубы в широкий резервуар, резко уменьшает скорость своего движения. В результате происходит сравнительно быстрое оседание крупнодисперсной взвеси.

Затем воду пропускают через медленно действующий фильтр, где основным фильтрующим материалом служит кварцевый речной песок, на поверхности которого предварительно должна образоваться биологическая пленка из водного планктона, колло

Необходимо подчеркнуть, что указанный вид фильтров из-за малой производительности в основном используют на сельских водопроводах с небольшим объемом подаваемой воды. На более мощных городских водопроводных станциях в настоящее время применяют иную схему водоочистки, в основу которой положен принцип коагуляции с помощью сернокислого алюминия, треххлористого железа и некоторых других веществидов и т. п.

Для устранения неприятных запахов и привкусов обычно используют метод хлорирования с предварительной аммонизацией и аэрированием воды путем ее разбрызгивания или дождевания, когда дурно пахнущие газы, например сероводород, улетучиваются в окружающую атмосферу.

При очистке водопроводной воды может возникнуть необходимость ее умягчения, обезжелезивания и обесфторирования. В первом случае либо добавляют в нее известково-содовый раствор, либо используют специальные ионитовые фильтры-умягчители. В основе процесса обезжелезивания лежит перевод закиси железа в окись с последующим удалением ее гидрата. При необходимости освободить воду от избытка фтора ее фильтруют через анионообменные смолы (активированная окись алюминия). Иногда же можно снизить его содержание за счет разбавления водой, содержащей ничтожные концентрации этого элемента.

2.Обеззараживание воды. Хлорирование непосредственно газообразным хлором или хлорной известью, гипохлоридом натрия, кальция и др.Процесс обеззараживания проводят либо в резервуарах для чистой воды, либо в водопроводной сети непосредственно.

Мб обычное хлорирование, двойное.

Мб хлорирование с аммонизацией.

Также к хим метожам относят бактерицидное действие серебра.

Один из лучших методов-озонирование.


^ Факторы риска:

Укрепляющие здоровье Ухудшающие
Генетические Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Состояние окружающей среды Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
Медицинское обеспечение Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
Условия и образ жизни Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия.

^ 10 вопрос. Здоровый образ жизни, определение. Основные направления создания условий для здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни – это так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
^ Вопрос 11. Окружающая среда.

Окружающая среда – все то,что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность человека (социальные,природные,искусственно создаваемые,физические,химические,биологические факторы). факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; Окружающая среда неразрывно связана с человеком, являющимся активным объектом природы. В этой связи И. М. Сеченов писал: * Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма входит и среда, влияющая на него».
Общие положения закона «о сан.эпидем.благополучии»среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

^ Вопрос 12. Социально-гигиенический мониторинг.

Социально – гигиенический мониторинг, представляет собой систему организационных, социальных, медицинских, санитарно- эпидемиологических, научно-технических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, его оценку и прогнозирование, а также действий направленных на предупреждение, выявление, устранение или уменьшение влияния вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения. Состоит из подсистем:

1.Системы госсанэпиднадзора, обеспечивающей получение данных о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.1.Системы госсанэпиднадзора, обеспечивающей получение данных о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

2. единая государственная система экологического мониторинга, в рамках которой осуществляется наблюдение за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, качеством различных объектов окружающей среды.

3.единая государственная автоматизированная система контроля за радиационной обстановкой.

4.всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы и получаемых им данных о состоянии охраны и условий труда.

5.система государственного учета и статистики

6. санэпиднадзор за условиями, структурой и качеством питания населения, водоснабжение, безопасность для здоровья человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды.

7. система мониторинга состояния здоровья и физического развития населения, в рамках которой осуществляется наблюдение за смертностью, рождаемостью, средней продолжительностью предстоящей жизни, заболеваемостью, инвалидностью и уровнем физического развития населения…

Данный перечень показателей включает социально-демографические показатели (численность население, национальный состав, миграция), показатели социальной инфраструктуры ( протяженность дорог, площадь зеленных насаждений),социально – экономические показатели (энергопотребление, средняя заработная плата, продуктовая потребительская корзина), климатогеографические показатели( метеоусловия, солнечная активность, магнитное поле Земли), санитарно – гигиенические показатели ( качество атмосферного воздуха,питьевой воды,почвы,продуктов питания),медико-демаграфические показатели ( рождаемость,смертность,средняя продолджительность жизни).


^ Вопрос 13. Актуальные вопросы питания населения на соврем.этапе. Гигиена питания. Определение понятия, объект, предмет исследования. Нутрициология.

Гигиена питания отрасль гигиены изучающая проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека. В процессе развития из Г. п. выделилась диетология, изучающая питание больных и разрабатывающая принципы лечебного питания Самостоятельным разделом является и изучение питания в раннем возрасте. Гиг.питания изучает питание человека в зависимости от пола, возраста, профессии, характера труда, физической нагрузки, климатических условий, национальных и др. особенностей, количественной и качественной стороны питания населения различных районов и определяет потребность людей в пищевых веществах соответственно условиям жизни и труда. В практические задачи Гиг.пит. входит разработка рационального питания в трудовых коллективах (на заводах, в совхозах, колхозах и др. детей в школах, дошкольных и других учреждениях); разработка профилактического питания для рабочих, занятых на предприятиях, имеющих профессиональные вредности; разработка методов эффективного санитарного контроля на предприятиях общественного питания и пищевой промышленности — по охране продуктов питания от возможного проникновения в них вредных веществ; разработка мероприятий по профилактике пищевых отравлений, токсикоинфекций и интоксикаций, предупредительный санитарный надзор за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию предприятий пищевой промышленности, торговли и общественного питания, участие в разработке ГОСТов и временных технических условий (ВТУ) на новые продовольственные товары. Гигиенические требования к питанию здорового чело­века определяются его сбалансированностью и адекватно­стью. Адекватность питания предусматривает необходи­мость:-поддержания молекулярного состава и возмещение энер­гетических и пластических расходов организма;-поступления не только нутриентов (питательных ве­ществ), но и балластных веществ;-учета не только потоков нутриентов из желудочно-кишечного тракта, но и потоков нутритивных и регуляторных веществ (эндокринные элементы желудочно-кишечного тракта);-учета эндоэкологии (взаимодействие организма хозяина и микрофлоры). Кроме адекватности большое значение имеют такие требования, как рациональный режим питания (соблюдение времени приема пищи и интервалов между приемами, ра­циональная кратность приемов пищи, правильное количе­ственное и качественное распределение пищи по приемам, условия приема пищи) и соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении, кулинарной обра­ботке пищи, выполнение принципа безопасности пищи в эпидемическом и токсическом отношении.

В переводе с латинского языка слово «нутрициология» переводится как учение о питании. Проще говоря, это наука о роли отдельных ингредиентов пищи – нутриентах, о пищевых веществах и других компонентах, которые содержатся в этих продуктах, об их усвоении организмом, потреблении, расходовании, об их роли в поддержании здоровья или возникновении заболеваний. В сферу деятельности нутрициологии входят пища, питание, пищевые продукты и вещества, биохимические и физиологические процессы в организме, которые отвечают за поступление, выведение и расходование пищевых веществ и продуктов их обмена. Под наблюдением этой науки находятся процессы нарушения здоровья из-за неполноценного питания, лечебное, а также профилактическое воздействие на организм человека правильного образа жизни, полноценной и здоровой пищи. Современная наука нитрициология состоит из двух взаимосвязанных больших разделов. Первый раздел включает в себя общие сведения о пище, пищевых веществах, о питании в целом, основных и заменимых компонентах пищи человека. В этом разделе рассматриваются сведения о содержании в отдельных продуктах питания пищевых средств. А также сведения о жировом, белковом, витаминном и других видах обмена веществ, данный раздел получил название общей нутрициологии. Второй раздел относится к практической стороне проблемы питания.
^ 14 вопрос. Значение полноценности питания. Законы полноценного питания

Пища - важнейший элемент внешней среды, являющийся непременным условием существования людей. Состав пищи, ее свойства и количество определяют физическое и нервно-психическое состояние человека, состав его тела. Пища - единственный источник энергии. Питание включает в себя процесс приема пищи, ее переваривание, всасывание питательных веществ и их усвоение.

Нарушения в организации питания приводят к различным проявлениям болезней питания: ухудшение показателей физического и умственного развития, снижение сопротивляемости к инфекциям и другим факторам внешней среды, увеличение общей заболеваемости, снижение работоспособности, преждевременное старение, сокращение

продолжительности жизни.

Гигиенические требования к питанию здорового человека определяются его сбалансированностью и адекватностью. Адекватность питания предусматривает необходимость:

- поддержания молекулярного состава и возмещение энергетических и пластических расходов организма;

- поступления не только нутриентов (питательных веществ), но и балластных веществ;

- учета не только потоков нутриентов из желудочно-кишечного тракта, но и потоков нутритивных и регуляторных веществ (эндокринные элементы желудочно-кишечного тракта);

- учета эндоэкологии (взаимодействие организма хозяина и микрофлоры).

Кроме адекватности большое значение имеют такие требования, как рациональный режим питания (соблюдение времени приема пищи и интервалов между приемами, рациональная кратность приемов пищи, правильное количественное и качественное распределение пищи по приемам, условия приема пищи) и соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении, кулинарной обработке пищи, выполнение принципа безопасности пищи в эпидемическом и токсическом отношении.

Физиологические нормы питания регламентируют калорийность, поступление необходимого количества питательных веществ. Нормирование проводится с учетом возраста , пола, профессии, климатических условий, физиологических особенностей (беременные женщины).

В настоящее время действующими являются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (1991).
15 вопрос. Классификация питательных веществ. Физиологическое значение Б,Ж,У.

Классификация питательных веществ:


  • Пит.в-ва


1.Белки

2. Липиды

3.усвояемые Углеводы

4. Витамины

5. Минеральные вещества.


  • Вкусовые

  1. эфирные масла

  2. спирты

  3. органич. К-ты

  4. альдегиды

  5. пигменты

  • Антипитательные

  1. Ингибиторы ферментов

  2. Антивит.

  3. Ферменты

  4. Гормоны, яды

  • Неметаболиз.

  1. Н2О

  2. Клетчатка

  3. индулин

Наши рекомендации