Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем

Согласно статистике 20-30% отказов технических систем прямо или косвенно связаны с ошибками человека. Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи, что может быть связано с повреждением оборудования, нарушением технологического процесса и т.д.

Надежность человека – оператора технических систем определяется его способностью выполнять в полном объеме возложенные на него задачи. Такой способностью обладает далеко не каждый человек в силу своих умственных, физических и других особенностей. Поэтому на каждом производстве введен профессиональный отбор, задачей которого является определение пригодности человека к той или иной работе.

Профессиональный отбор представляет собой специально организуемое исследование, основанное на четких качественных и количественных оценках, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии. Для этого используются анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

При проведении профессионального отбора различают готовность и пригодность к работе по той или иной профессии.

Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека к конкретному виду деятельности.

Немаловажную роль в профессиональной пригодности играет совместимость человека и техники. При этом учитывают [Белов С.В. и др., 1999].

Антропометрическая совместимостьпредполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе производственной деятельности. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости для конечностей оператора, расстояние до приборного пульта и др.

В целях обеспечения безопасности деятельности размеры тела человека необходимо учитывать в следующих случаях:

§ при определении оптимальной высоты от уровня пола или рабочей площадки зон наблюдения за работой механизмов, включая зону обработки, органы настройки, приборы контроля и сигнализации;

§ при расположении по высоте и фронту органов ручного управления машиной и особенно аварийных органов “стоп”;

§ при выборе формы и размеров органов управления.

Для правильного использования антропометрических данных человека при проектировании машин применяют методы сомографии или моделирования. Метод сомографии заключается в конструировании схематических изображений человеческого тела в разных положениях в зависимости от операций, которые он должен выполнять. В основе метода моделирования лежит использование моделей человеческой фигуры.

Биофизическая совместимость учитывает чувствительность организма человека к температурно-влажностному режиму, освещенности, механическим и акустическим колебаниям, ионизирующим излучениям, электрическому току и другим факторам трудовой деятельности.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений.

Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики органов чувств человека. Например, человек не может одновременно следить за показаниями десяти или более мониторов, отражающих характер производственного процесса, и корректировать их параметры и т.д.

Психологическая совместимость учитывает психические возможности человека. Необходимо учитывать особенности психики некоторых лиц, например, такие как боязнь замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств. Кроме того, эффективность деятельности человека зависит от уровня психического напряжения. Превышение критического уровня ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

Социальная совместимость связана с поведением человека в коллективе. Она учитывает отношение человека к конкретной социальной группе и наоборот – социальной группы к конкретному человеку.

Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, самого процесса труда. Например, всем знакомо положительное ощущение при пользовании изящно выполненным прибором или устройством. Для решения многочисленных и чрезвычайно важных технико-эстетических задач привлекаются художники-конструкторы, дизайнеры.

Важную роль при проведении профессионального отбора играет медицинский осмотр. Согласно ст. 213 ТК и ст. 14 Федерального закона "Об основах охраны труда РФ" работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Перед заключением трудового договора (контракта) с работником, руководитель организации должен определить необходимость направления работника на предварительный медицинский осмотр.

Особое внимание при проведении медицинских осмотров уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных и психофизиологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие, психологическая устойчивость и т.п.). Водители транспортных средств должны правильно различать цвета, не иметь сильно выраженной близорукости и дальнозоркости. Электротехнический персонал, выполняющий работы по оперативному обслуживанию и ремонту электроустановок, а также работы по монтажу, наладке, испытаниям и измерениям в этих электроустановках не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний. К газоопасным работам не допускаются лица, имеющие заболевания органов дыхания и т.д.

Тестирование перед приемом на работу проводится с будущими операторами и диспетчерами сложных систем управления, ошибочные действия которых могут быть связаны с неправильным и неполным восприятием информации, ее неправильной обработкой. Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментной, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявляют склонность к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления с содержанием которых, испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.

Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в частности зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тесты на исследование глазомера.

Применительно к травмоопасным производствам в качестве элемента профотбора рекомендуется выявление с помощью специальных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уровень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников.

Медицинское освидетельствование проводят при вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасностью травмирования. Система медицинских осмотров определена приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на работу, и периодические, в ее процессе, освидетельствования, цель которых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе. Перечень такого рода противопоказаний для различных профессий дается в приказах.

Профессиональный отбор — одна из задач управления охраной труда на производстве. Требования к операторам технических систем определены в системе стандартов безопасности труда в разделе “Требования к персоналу” подсистемы, устанавливающей общие требования безопасности к производственным процессам.

В этом разделе для работ повышенной опасности оговаривается минимальный возраст; ограничения по полу (запрещение проведения женщинами сварки внутри емкостей, плазменного напыления и др.), уровень профессиональной подготовленности по безопасности труда. Например, необходимость специального обучения с проверкой знаний (компрессорщики), получение определенной группы по технике безопасности (электрики, сварщики и др.), прохождение аттестации перед допуском к работе (крановщики и др.). Специфика отдельных технологических процессов предъявляет к лицам, их выполняющим, дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям также выявляется в рамках профессионального отбора и медицинских освидетельствований.

Подготовка работающих по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также к действиям в чрезвычайных ситуациях производится в рамках профессионального обучения в вузах, где преподается курс “Безопасность жизнедеятельности”. Специальные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности рассматриваются в спецкурсах. В последние годы начата подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности в системе переквалификации инженерных кадров.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний операторов технических систем возлагается на руководителя объекта (организации, учреждения).

Проверка знаний проводится по утвержденному графику комиссиями (не менее трех человек), назначенными приказом руководителя. Лицо, не сдавшее экзамен, должно пройти повторную проверку в течение месяца.

Внеочередные проверки знаний проводятся при назначении на новую должность, при вводе новых или переработанных правил, вводе новых оборудования или технологии, при переводе с одного предприятия на другое, при перерыве в работе продолжительностью более одного года.

Повышение знаний операторов технических систем по правилам и мерам безопасности труда осуществляется при повышении квалификации: на специальных курсах, семинарах, конференциях, в институтах повышения квалификации, на курсах при научно-исследовательских институтах и предприятиях, а также на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.

Вопросы и задания

1. Что понимается под психологией труда (психологией безопасности труда)?

2. Какие группы компонентов различают в структуре психической деятельности человека? Чем характеризуются эти группы?

3. Как сказываются запредельные формы психического напряжения на тормозном и возбудимом типе?

4. Что собой представляют пароксизмальные состояния (психогенные изменения настроения, аффектные состояния)? Как они могут сказаться на работе операторов?

5. С чем связаны и как сказываются на безопасности труда лекарственные (алкогольные, наркотические) изменения психического состояния операторов?

6. Чем определяется надежность человека – оператора технических систем?

7. Что представляет собой профессиональный отбор?

8. Что понимается под профессиональной готовностью и профессиональной пригодностью к работе по той или иной профессии?

9. Что предусматривает антропометрическая (биофизическая, энергетическая, информационная, психологическая, социальная, технико-эстетическая) совместимость человека и техники?

10. На что обращается особое внимание при проведении медицинских осмотров операторов технических систем?

11. Какие тесты сдают операторы и диспетчеры сложных систем управления?

12. В каком документе определены требования к операторам технических систем?

13. Кто несет ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний операторов технических систем?

14. Когда проводится проверка знаний операторов технических систем?

15. Где проводится подготовка операторов технических систем по правилам и мерам безопасности труда?

РАЗДЕЛ IV

Наши рекомендации