Основные законодательные и подзаконодательные акты по экологической безопасности
К законодательным актам относятся Конституция и законы, принимаемые Верховным Советом, к подзаконным - указы Президента, постановления Верховного Совета, краевых, областных и гордских Советов народных депутатов, а так же постановления Совета Минис-
тров и других исполнительных органов. По поручению Совета Минис- тров подзаконные акты могут разрабатываться директивными органа- ми, например Министерством РФ по охране окружающей природной среды и природных ресурсов, комитетом РФ по труду, Госкомсанэпи- демнадзором. На базе подзаконных актов разрабатываются различ-
ные положения, устанавливающие принципы организации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Государственный экологический контроль проводится с целью предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а также засорения акваторий. Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности.
До 2006 г. проводилась государственная экологическая экспертиза проектной документации. В настоящее время как самостоятельное явление экологическая экспертиза отсутствует. С 2007 г. экологическая экспертиза является частью государственной экспертизы проектной документации.
Государственным учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, является Федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФГУ «Главгосэкспертиза России»), подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации.
Оценка воздействия на окружающую среду – это процедура, в ходе которой выявляется потенциальное воздействие намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В результате выполнения процедуры разрабатываются материалы по оценке воздействия на окружающую среду и население.
ОВОС готовит исходную базу для разработки раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации.
Инструмент ОВОС был широко распространен в РФ с 1995 по 2007 г. Однако, изменения в Градостроительном кодексе РФ (ГрК), в законах «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды», имевшие место в 2006-2007 годах, вызвали среди инициаторов намечаемой хозяйственной деятельности, госорганов и проектировщиков бурные дискуссии относительно того, нужно или нет выполнять оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и предоставлять материалы ОВОС на государственную экспертизу.
Документом, регламентирующим процедуру ОВОС в РФ, является действующее до сих пор «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности» (утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372).
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Росприроднадзор является одним из трех подразделений Ростехнадзора, в ведении которого также находится технологический надзор и атомный надзор.
Правила государственного экологического контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53.
Государственный экологический контроль осуществляют федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система регулярных длительных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Реализация мониторинга требует использования достаточно развитого математического обеспечения, включающего комплексы математических моделей изучаемых процессов.
Различают государственный и производственный экологический мониторинг.
Государственный мониторинг окружающей среды - мониторинг, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации (Росгидромет, Ростехнадзор) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Производственный экологический мониторинг - составная часть производственного экологического контроля, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей в установленных объектах контроля. Осуществляется с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и др. Реализуется, как правило, в крупных компаниях, имеющих значительную материальную базу.
План-график экологического контроля - комплекс документов, содержащих информацию об источниках антропогенного воздействия на окружающую среду, о размещении контрольных точек, перечне подлежащих контролю объектов и веществ, способах, методах и периодичности пробоотбора, измерений, анализов, тестирования, об организациях (подразделениях), участвующих в выполнении работ.