Основные виды подготовки в процессе тренировки
Физическая подготовка – это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, развитие и совершенствование его физических качеств. Специфика содержания физической подготовки заключается в развитии основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Уровень их развития определяется не только физиологическими возможностями его органов и систем, но и психическими факторами, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.
Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку. ОФП определяет собой процесс всестороннего развития физических качеств, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. ОФП создает основу для специальной подготовки. Содержание ОФП зависит от спортивной специализации. СФП – это процесс развития физических качеств, специфичных для избранного вида спорта.
Существует обратная зависимость между возрастом и удельным весом средств ОФП в тренировке. Чем младше дети, тем больше должен быть удельный вес ОФП. С ростом квалификации спортсменов из года в год увеличивается удельный вес СФП и соответственно уменьшается ОФП.
Разновидностью специальной физической подготовки является профессионально-прикладная физическая подготовка.
Основным содержанием профессионально-прикладной физической подготовки является воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии. Объективные факторы труда – характер двигательных действий и особые внешние условия деятельности – обусловливают специфические воздействия на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требования той или иной профессии к физической подготовке работников.
Цель профессионально-прикладной физической подготовки – содействовать повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций.
Профессионально-прикладная физическая подготовка строится чаще всего в форме комплексных и специализированных (обучение отдельным прикладным действиям, развитие отдельных физических способностей) учебно-тренировочных занятий.
Нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. О величине нагрузки можно судить по объективным ощущениям и объективным показателям. К первым относятся ощущения общей и локальной трудности выполнения упражнения, чувство невозможности продолжать работу в установленном темпе и другие.
Но главную роль в оценке нагрузки играют объективные показатели. Различают два их вида: относящиеся к внешней стороне нагрузки; характеризующие ее внутреннюю сторону.
Первые представляют собой количественные характеристики выполненной физической работы, оцениваемые по ее внешним параметрам (продолжительность, число повторений упражнений, скорость и темп движений и др.).
Вторые, выражая степень мобилизации физических и психических возможностей человека при выполнении физических упражнений, характеризуют величину и характер физических, биохимических и психологических изменений в организме, обусловленных данной нагрузкой (число сердечных сокращений в минуту, объем легочной вентиляции и потребления кислорода, величина артериального давления, ударный и минутный объем крови, содержание молочной кислоты в крови и др.).
Под объемом нагрузки понимают как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц). Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени.
По величине воздействия на организм нагрузки подразделяют на максимальные, большие, средние и малые. По направленности педагогического воздействия различают: нагрузки: общего характера, содействующие развитию целого ряда качеств; избирательного воздействия, влияющие на развитие одного или нескольких качеств.
Нагрузка бывает стандартной – практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый момент воздействия и переменной (вариативной) – изменяющейся в ходе выполнения упражнения. Длительное применение стандартных нагрузок может тормозить рост физических качеств, привести к переутомлению занимающихся, вызвать у них потерю интереса к занятиям.
Поэтому непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих качеств.
Нагрузка в процессе занятий может иметь либо непрерывный, либо прерывистый (интервальный) характер. Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений, оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных качеств, так как в этот период происходят восстановительные процессы, характеризующиеся определенными закономерностями.
Гетерохронизм (разновременность) восстановительных процессов проявляется в том, что после выполнения различных нагрузок наблюдается неодинаковое возвращение различных показателей (биохимических, физиологических, психологических) к исходному уровню.
Так, например, прежде всего из крови и мышц устраняется избыток молочной кислоты, затем происходит восстановление креатинфосфата, далее – гликогена. И, наконец, белков. Известно, что биохимической основой силы являются структурные белки мышц, выносливости – запас гликогена, быстроты – содержание в мышцах креатинфосфата.
Следовательно, продолжительность интервалов отдыха будет неодинаковой при развитии быстроты, силы, выносливости и других качеств.
На практике принято распределять упражнения по зонам интенсивности: 1 – восстановительная – направлена на активизацию восстановительных процессов – ЧСС достигает 100–130 уд/мин; 2 – поддерживающая – направлена на поддержание на достигнутом уровне аэробных возможностей (ЧСС 130–150 уд/мин); 3 – развивающая – направлена на повышение аэробных возможностей, специальной выносливости к длительной работе – (ЧСС 150–180 уд/мин); 4 – развивающая – повышение гликолитических анаэробных возможностей, специальной выносливости к кратковременной работе – (ЧСС 180–190 уд/мин); 5 – спринтерская – повышение алактатных анаэробных возможностей, совершенствование скоростных и скоростно-силовых способностей – (ЧСС 190–220 уд/мин).
Энергозатраты – это количество энергии, израсходованное организмом за определенный промежуток времени. Любая деятельность человека связана с энергетическими тратами, которые выражаются в калориях. В состоянии покоя, сна человек расходует энергию на деятельность внутренних органов и систем. Этот расход называется основным обменом.
Энергия, необходимая для выполнения мышечной работы, образуется в результате химических реакций, основанных на использовании трех видов источников: алактатных анаэробных, лактатных анаэробных и аэробных.
Анаэробные алактатные источники представлены группой макроэргических фосфорных соединений, содержащихся в мышцах, а также образующихся в них во время работы. Анаэробные алактатные источники играют решающую роль в энергообеспечении кратковременной работы, продолжительность которой составляет 15–30 с.
Анаэробные лактатные источники связаны с запасом гликогена в мышцах и печени, который расщепляется до молочной кислоты с образованием АТФ и фосфоркреатина (гликолиз). Анаэробные источники энергии во много раз менее экономичны, чем аэробные, и используются тогда, когда поступление кислорода к работающим органам недостаточно для удовлетворения их потребностей. Это имеет место в начале любой, даже малоинтенсивной работы, а также тогда, когда потребность организма в энергии превышает возможности аэробных путей энергообеспечения.
Аэробные энергетические источники мышечной работы предполагают окисление углеводов и жиров кислородом воздуха. Развертывание аэробных процессов происходит постепенно, максимума они достигают обычно через 2–5 мин после начала интенсивной работы. Благодаря значительным запасам глюкозы и жиров в организме и неограниченной возможности потребления кислорода из атмосферы, аэробные источники, обладая меньшей мощностью по сравнению с анаэробными, могут обеспечивать выполнение работы в течение длительного времени.
Легкоатлетические прыжки и метания, прыжки на лыжах с трамплина, рывок и толчок штанги в тяжелой атлетике, прыжки в воду, спринтерский бег обеспечиваются алактатными анаэробными возможностями. Анаэробные лактатные источники играют большую роль в энергообеспечении гребли, бега на средние дистанции, большинства дисциплин плавания, различных видов борьбы, бокса, велосипедного спорта. Аэробные источники энергии являются основным путем энергообеспечения в велосипедном спорте (шоссе), марафонском беге, лыжных гонках. Велика роль аэробных источников в комплексе с анаэробными в единоборствах, спортивных играх.
Техническая подготовка спортсмена – это процесс обучения технике движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем. Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта, специальная техническая подготовка – на достижение технического мастерства в избранном виде спорта.
Техническая подготовка связана с формированием у спортсменов двигательных умений и навыков, а также соответствующих специальных знаний.
В наиболее общем виде уровень технической подготовленности определяется: объемом приемов и действий, которыми владеет спортсмен; степенью освоения этих приемов и действий; результативностью техники.
Тактическая подготовка направлена на усвоение спортсменами необходимых знаний в области тактики, на формирование определенных навыков и умений правильного ведения спортивной борьбы, а также на совершенствование тактического мастерства.
Тактика – раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы, а также их применение против конкретного противника в конкретных условиях состязаний для достижения победы. В соответствии с поведением спортсмена, прежде всего, следует различать пассивную и активную тактики. Пассивная тактика – это умышленное предоставление инициативы противнику с тем, чтобы в нужный момент предпринять необходимые меры. Активная тактика – это навязывание противнику действий, выгодных для себя.
Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в других – к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому и своевременному переключению с одной системы тактических действий на другую.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения.
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психической готовности к участию в конкретном соревновании.
Процесс психологической подготовки охватывает два относительно самостоятельных и одновременно тесно взаимосвязанных направления: воспитание моральных и волевых качеств; совершенствование специфических психических возможностей.
В структуре волевой подготовленности следует выделять такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (мобилизация энергии и активности в достижении цели, в преодолении препятствий), выдержку и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).
Для человека, начинающего заниматься в целях поддержания и повышения резервов здоровья, интенсивные и продолжительные физические нагрузки физиологически не оправданы. При продолжительной физической работе рекомендуется произвольное общее расслабление (релаксация).
Мышечная релаксация (расслабление мышц) – это уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу. Способность к произвольному снижению избыточного напряжения во время мышечной деятельности имеет большое значение в спорте.
Различают активное и пассивное расслабление. Активная релаксация – расслабление мышц человека самопроизвольно без внешнего воздействия. Чем выше класс спортсмена, тем лучше он владеет механизмом расслабления мышц с помощью внешнего воздействия: водных процедур, массажа – лечебного и восстановительного, бани, электростимуляции и т. д.
Результатом совершенствования двигательных качеств человека является улучшение физического развития, обеспечение определенного уровня физической подготовленности, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Физическое развитие – закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма и основанных на этих свойствах двигательных способностей. Показателями физического развития человека являются его антропометрические данные, пропорции телосложения.
Рост (длина тела) – один из важнейших показателей. Известно, что рост продолжается до 17–19 лет (девушки) и до 19–22 лет (юноши). Влияние на рост оказывают различные факторы. Прежде всего – наследственность. Соблюдение требований гигиены, отказ от вредных привычек, занятия физической культурой и спортом также немаловажны для нормального роста развивающегося организма. При малой физической активности происходит задержка в развитии костей и может замедляться рост. Исследованиями доказано, что при рационально дозируемых нагрузках кости укрепляются, лучше растут. До 18–20 (а в некоторых случаях даже до 22 лет) стимуляция роста специальными воздействиями дает вполне ощутимые результаты.
Вес (масса) тела – один из наиболее доступных и информативных показателей физического развития. Для человека важен контроль за своим весом. Установлена достоверная связь избыточного веса с ранним возникновением у людей атеросклероза, стенокардии, гипертонической болезни, сахарного диабета, поражения печени и почек и других органов.
Формулы для расчета оптимального веса периодически обновляются диетологами. На сегодняшний день наиболее точной считается оценка массы тела по индексу, предложенному Всемирной организацией здравоохранения (1997). Для людей старше 18 лет индекс высчитывается так: массу тела (кг) разделить на возведенный в квадрат рост человека (м). Нормальная масса тела считается при индексе от 18,5 до 24,5.
Телосложение – один из критериев физического развития. Существует три основных типа телосложения: астенический, нормостенический, гиперстенический. Астеники обычно худощавые, стройные, с длинными и тонкими конечностями, длинной и узкой грудной клеткой, мышцы развиты относительно слабо. Представители этого типа телосложения обычно имеют небольшой вес, они тратят энергию быстрее, чем накапливают. Нормостеники имеют пропорциональное соотношение поперечных и продольных размеров тела, мускулатура у них развита сильнее. Многие спортсмены имеют подобное телосложение. Гиперстеники имеют массивное туловище, короткие ноги и широкую грудную клетку. Люди с данным типом телосложения склонны к полноте.
Как считают ученые-антропологи, человек не должен делать себя роботом биологии наследственности. Возможность влияния на наследственные задатки является уже не предположением – она доказана экспериментально. Режим питания, специальные упражнения помогут природе шлифовать фигуру и полных, и худых. Снизить процент жира, одновременно увеличивая силу мышц и придавая им нужную форму, можно с помощью специально подобранных упражнений, изменяя форму своего телосложения, сделать его красивым и совершенным. Главное, выполняя любое упражнение, твердо знать, что, для чего и как делать.
Контрольные вопросы
Методические принципы физического воспитания. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип доступности. Принцип систематичности. Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов). Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод. Использование словесных и сенсорных методов. Основы обучения движениям. Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание движения. Второй этап – углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения. Третий этап – достижение двигательного мастерства, формирование двигательного навыка. Воспитание физических качеств. Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.
Формы занятий физическими упражнениями. Урочные и неурочные формы занятий (индивидуальные самостоятельные, самодеятельные групповые, специализированные: спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).
Построение и структура учебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятия.
Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП. Специальная физическая подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки. Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.
Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
Тема 6
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Управление занятиями
Приступая к самостоятельным занятиям с использованием различных средств физической культуры и спорта, необходимо ознакомиться со специальной методической литературой, пройти обязательный медицинский осмотр с исследованием сердечно-сосудистой системы и посоветоваться с врачом о возможных нормах физической нагрузки. Направленность занятий может быть: гигиеническая, общеподготовительная, оздоровительно-воспитательная, лечебная.
С учетом направленности занятий и ставится условная цель, достижение которой предполагается через год или более длительный промежуток времени. Для достижения этой цели составляется индивидуальный план самостоятельных занятий, в содержание которого входят: средства тренировочных занятий (физические упражнения из гимнастики, легкая атлетика, спортивные игры и т. п.), объем (количество занятий в месяц и время, затраченное на них) и интенсивность (ЧСС за 10 с).
Эффективность тренировочных занятий легче анализировать, если вместе с учетом ведется и дневник самоконтроля, что позволяет корректировать план. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет по следующей форме (табл. 6.1).
Таблица 6.1