География Забайкальского края. Учебное пособие для образовательных учреждений Забайкальского края. /Под. ред. В..С. Кулакова.
Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.
Энциклопедия Забайкалья: Читинская область. Т.1: Общий очерк. – Новосибирск: Наука, 2000. – 302 с.
Интернет-источники
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/
Культура безопасности жизнедеятельности // Интернет-ресурс МЧС РФ. – Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности: БЖД Инфо. – Режим доступа: http://bzhde.ru/
Информационное агентство РИА Новости // Официальный сайт. – Режим доступа: http://rian.ru/
Управление по делам ГО и ЧС НГУ / Учебные пособия – Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/otd_sl/gochs/posobiya/posobiya.htm
Тема 5: Техногенные аварии и защита от них
План занятия:
1) Обсуждение ситуационных задач в микрогруппах
Рейтинговая оценка:
ü до 8 баллов за решение ситуационных задач (баллы текущего контроля)
ü до 3 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля)
Задание к семинару:
Вам предложены описания реальных ситуаций, связанных с техногенными авариями и возникшими ЧС техногенного характера.
Проанализируйте эти ситуации по указанному ниже плану. Объясните все понятия и термины, встречающиеся в описании и анализе.
В качестве теоретической основы для подготовки используйте материалы соответствующих тем.
Темы для самостоятельной подготовки(см. п.2 «Темы и краткое содержание курса» и электронный курс лекций):
Тема 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и объектов экономики в мирное и военное время.
Тема 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от их последствий.
Тема 17. Первая медицинская помощь.
Ситуационные задачи:
Задача 4.1
Пожар в клубе «Хромая лошадь» — крупнейший по числу жертв пожар в постсоветской России, произошедший 5 декабря 2009 года в Перми. Пожар произошёл во время празднования восьмилетия со дня открытия клуба. В здании собралось около 300 человек (считая персонал), несмотря на то, что, согласно официальным документам, клуб был рассчитан на 50 посадочных мест. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. В помещении клуба был организован фейерверк из так называемого холодного огня. Согласно основной версии, возгоранию способствовала небольшая высота потолка и имевшийся на нём декор из ивовых прутьев и холста. Ударившие в потолок искры привели к его возгоранию. Быстрому распространению огня способствовали использованный вопреки строительным нормам пенопласт, пластиковая отделка стен, а также скопившаяся на потолке пыль. Кроме того, горящая пластмасса начала выделять высокотоксичный дым, содержавший синильную кислоту. Эвакуация осложнялась переполненностью помещения, обилием мебели и узким дверным проёмом основного выхода (вторая створка двери не была открыта при эвакуации). Во время пожара в помещении клуба погас свет, аварийное освещение отсутствовало, началась паника и давка. Пожару была присвоена третья категория сложности. От пожара пострадало 234 человека, включая 156 погибших. По заключению следствия, жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения.
Задача 4.2
20 марта 2012 года произошел выброс аммиака в частном цехе по фасовке и рафинированию подсолнечного масла в селе Самарское Азовского района Ростовской области. В результате ЧП одна из женщин‑рабочих скончалась на месте происшествия, вторая ‑ в медицинском учреждении. Восемь человек обратились в медицинские учреждения после отравления.
Задача 4.3
В результате землетрясения в Японии 11 марта 2011 года, из строя вышли системы охлаждения по крайней мере на двух АЭС страны. Наибольший ущерб был нанесен станции «Фукусима-1», на четырех энергоблоках которой с 12 марта произошла серия взрывов и пожаров. Японское агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) присвоило аварии максимальный - седьмой - уровень опасности. Такой уровень устанавливался лишь однажды - во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. После множественных утечек радиации превышение норм радиоактивности было обнаружено в воде и продуктах в ряде японских префектур. Правительство ввело ограничения поставки таких товаров и эвакуировало жителей из 20-30 километровой зоны отчуждения. Восстановительные работы продолжались несколько месяцев. В августе компания-оператор АЭС приступила к строительству защитного купола над наиболее поврежденным реактором станции. 16 декабря правительство Японии объявило о холодной остановке аварийных реакторов.
Задача 4.4
17 августа 2009 года в машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС хлынула вода, уничтожив три гидроагрегата и повредив все остальные. Крупнейшая в России ГЭС была остановлена. Погибли 75 человек, 13 пострадали. Ущерб от аварии превысил 7,338 миллиарда рублей, включая экологический ущерб. Сумма, которая потребуется на восстановление ГЭС, составляет около 20 миллиардов рублей.
Задача 4.5
Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года. Из-за протечки трубопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь) и особых погодных условий в низине, где в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, скопился газ. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный объемный взрыв и вспыхнул гигантский пожар. Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранены более 600. Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.
Задача 4.6
7 сентября 2010 года самолётом Ту-154М выполнялся регулярный внутренний пассажирский рейс из города Удачный в Москву. Через 3,5 часа после взлёта на самолёте произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. Экипаж произвёл вынужденную посадку самолёта визуально в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолётов этого типа взлётно-посадочную полосу (ВПП) без светосигнального оборудования и приводных радиостанций. Cамолёт выкатился за пределы ВПП в кустарник и мелкий лес, в результате чего был существенно повреждён. Все девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. Успешная посадка аварийного самолёта в этих условиях со сниженной управляемостью на короткую полосу была расценена авиационными экспертами как чудо. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник. 8 октября 2010 года Президент Российской Федерации присвоил пилотам звание Героев России. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. В феврале 2012 года начальник вертолетной площадки награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Задача 4.7
В Турции произошла дорожная авария с участием автобуса, в котором находились российские туристы. В результате автокатастрофы погибли два человека. Инцидент произошел в районе города Белек. Автобус, в котором находился 21 турист из России, протаранил грузовик. Жертвами аварии стали россиянка и водитель, гражданин Турции. В ДТП также пострадали 11 человек - с небольшими травмами они отправлены в городскую больницу.
Примерный план анализа:
1) Определите, к какому типу ЧС относится данная ситуация (по источнику возникновения, по масштабу). О каком классе пожаров / АХОВ идет речь (по ситуации)?
2) Каковы возможные причины данной ЧС? Какие поражающие факторы действовали?
3) Как должна осуществляться заблаговременная подготовка к подобным ЧС:
а) для объектов экономики (ОЭ)
б) для территорий
в) для населения
Охарактеризуйте основные мероприятия. Выделите действия руководителей (субъекта федерации, районов, населенных пунктов, ОЭ), персонала ОЭ и населения.
4) Какие оперативные меры должны быть предприняты во время данной ЧС:
а) для объектов экономики (ОЭ)
б) для территорий
в) для населения
Охарактеризуйте основные мероприятия и действия. Выделите действия руководителей (субъекта федерации, районов, населенных пунктов, ОЭ), персонала ОЭ и населения. В каких случаях возможно участие федеральной власти?
5) Возможные ситуации, связанные с необходимостью оказания первой медицинской помощи:
к Задаче 4.1: В данной ситуации есть пострадавшие от отравления угарным газом. Опишите последовательность оказания первой медицинской помощи при таких отравлениях.
к Задаче 4.2: В данной ситуации есть пострадавшие от отравления аммиаком. Опишите последовательность оказания первой медицинской помощи при таких отравлениях.
к Задаче 4.3: В данной ситуации могут быть пострадавшие от отравления радионуклидами. Опишите последовательность оказания первой медицинской помощи при таких отравлениях.
к Задаче 4.6:: В данной ситуации могут быть пострадавшие. Опишите последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях.
к Задаче 4.7:: В данной ситуации могут быть пострадавшие. Опишите последовательность оказания первой медицинской помощи при переломах.
Рекомендуемая литература: