Каковы особенности сегодняшних многонациональных коллективов?
Во-первых,основу ВС РФ, всех воинских коллективов составляют, и в обозримой перспективе будут составлять воины славянских национальностей. Второй по численности национальной группой после русских, украинцев и белорусов являются военнослужащие, представляющие тюркские народы (татары, башкиры, чуваши, якуты, карачаевцы, ногайцы, кумыки).
Во-вторых,молодые воины не обладают достаточным жизненным опытом, в том числе в сфере межнациональных отношений. По существу, только в период службы они начинают осваивать на практике духовные ценности других народов нашей страны. Весьма очевидна также разница в подготовке призывников к военной службе в разных субъектах РФ.
В-третьих, существенной особенностью является возросшая роль языка межнационального общения. Сегодня требуется не просто знать русский язык, а владеть им в совершенстве. На русском языке идет обучение воинов, на нем пишутся приказы, уставы, инструкции и наставления, подаются команды. А сложность техники и оружия, высокие темпы и напряженность служебно-боевой деятельности подчас требуют от солдата молниеносной реакции на поданную команду, незамедлительного и ясного доклада. Прочное знание русского языка позволяет военнослужащим не только быстро овладеть специальностью, правилами эксплуатации техники, осваивать свои уставные обязанности, но и духовно сближает представителей различных наций и народностей России, создает предпосылки для развития между ними отношений подлинной дружбы, взаимного доверия и коллективизма.
В-четвертых, на отношения в многонациональных коллективах существенное влияние оказывают элементы национальной духовной культуры. В большинстве своем национально-специфические традиции, привычки, вкусы и потребности не противоречат принципам общей морали и интересам военной службы. Однако порой в коллективе бывает трудно достичь единства мнений, например, при оценке чьих-либо действий.
В-пятых,в многонациональных воинских коллективах идет активное развитие национального самосознания личности. В ходе знакомства с сослуживцами, культурой других народов воин глубже осознает себя как представителя иной, чем окружающие люди, нации. На этой основе в коллективе возникают национально-обособленные группыпо признаку землячества. И хотя не каждая такая группа имеет антиобщественную ориентацию, замечено: именно здесь чаще всего реанимируются и подогреваются всевозможные национальные пережитки, обычаи и привычки. Теневые стороны «землячества» — стремление к обособленности, отчуждению от других воинов в коллективе, круговая порука. Земляку прощается все. За него вступается вся микрогруппа.
В-шестых,особенностью многонационального воинского коллектива является перенос межличностных конфликтов на национальную почву. Часто бывает так: возникнув в сфере личных нравственно-психологических особенностей, конфликт не получает своего разрешения. Он начинает углубляться, переносится на другие области, затрагивает национальные чувства людей, проецируется на межнациональные отношения военнослужащих. Это приводит к проявлениям неуважения к представителям другой нации, принижения, а то и оскорбления национальных чувств.
Частота конфликтов в коллективе во многом зависит от стереотипов восприятия воином своих товарищей иных национальностей. Примечательно, что призывники славянских национальностей воспринимают представителей кавказских или среднеазиатских национальностей как нечто обобщенное. Соответственно, вырабатывают практически одинаковые стратегии своего поведения по отношению к ним. И наоборот, русских, украинцев и белорусов представители кавказских национальностей воспринимают как «русских». К последним они относят нередко и мордвинов, марийцев, чувашей, удмуртов... Призывники неславянских национальностей отмечают легкость в установлении контактов и простоту в общении русских, украинцев и белорусов. Для описания используются такие характеристики, как «добродушные», «простые», «доверчивые» и т. п. Подчеркивается также отсутствие стремления к формированию микрогрупп на основе этнической общности. Характеризуя их, сослуживцы часто отмечают: «недружные», «разобщенные». Опросы показывают, что при определении своего отношения к другим воинам национальность для славян не является доминирующим фактором. Что же касается отношения воинов-славян к кавказским национальностям, то порой существует в определенной степени негативная установка в их восприятии. Для описания их используются такие характеристики: «торгаши», «все продают», «у них много денег», «не любят работать», «хитрые», «наглые», «мстительные», «вспыльчивые», «дружные», «поддерживают своих, независимо от того, правы они или нет», «готовы постоять за себя», «верны дружбе», «гостеприимны» и т. п. Конечно, негативное восприятие отрицательно влияет на складывающиеся отношения в коллективе. Однако, как показывает практика, оно со временем изменяется в лучшую сторону. Ведь одно дело судить о нации обобщенно, усредненно, и совсем другое — познавать конкретную личность в конкретных условиях.
Становясь в армейский (флотский) строй, призывник должен понять, что к проблеме межнациональных отношений нельзя подходить, рассуждая обывательски, обыденно. Каждый народ достоин уважения, а его история и культура — изучения. Важно ясно осознавать, что нельзя делить нации на «плохие» и «хорошие», «умные» и «глупые», «трудолюбивые» и «нетрудолюбивые»... Есть конкретные представители нации, имеющие свои индивидуально-психологические особенности, в которых отражены их сильные стороны и недостатки. Человек — существо национальное. С этим нельзя не считаться, как нельзя не считаться, например, с внешностью, которой наградила нас природа. Очень точно сказал по этому поводу известный поэт Роберт Рождественский:
«Для человека национальность —и не заслуга, и не вина.
Если в стране утверждают иначе, —значит, несчастна эта страна!»
В воинском коллективе, как нигде, недопустимы любые проявления национализма, национального эгоизма. В этом плане от каждого его члена зависит создание здорового общественного мнения, направленного на осуждение любых случаев межнациональной розни, попыток военнослужащими той или иной национальности добиться привилегированного положения.
Находясь в коллективе, солдат (матрос) ведет себя определенным образом. И это наглядно характеризует его. Поведенческая характеристика личности в условиях межнационального общения в воинском коллективе включает: готовность и умение пойти на контакты с лицами других национальностей; дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения;учет национальной специфики лиц, вступающих в контакт;тактичность по отношению к лицам другой национальности в любых, даже конфликтных, ситуациях; готовность и умение прийти на помощь.
Особенности военнослужащих разных национальностей.Молодой солдат (матрос), попадая в новый для него тип коллектива, вступает в сложный, подчас противоречивый процесс взаимной адаптации военнослужащих разных национальностей. Прибывшие в подразделение воины с повышенным вниманием и интересом присматриваются к своим товарищам, сопоставляют их поведение со своими традициями, нравами, обычаями. У некоторых воинов чрезвычайно силен фон национальной культуры, у других этот фон размыт и не сказывается на поведении и установках. Тем не менее, любой молодой воин, пришедший в коллектив, должен знать и учитывать национально-психологические особенности своих товарищей, так как они неизбежно реализуются во всех сферах деятельности: в отношении к другим людям, к себе, к делу. Каковы же эти особенности?Отличительными чертами национального характера русских являются: высокая гражданская солидарность, милосердие и сострадание, готовность прийти на помощь другим людям, доброжелательность, неприхотливость, храбрость, мужество, готовность без колебаний идти на риск и самопожертвование во имя Родины. В боевых условиях проявляются замечательные качества, которые в обычной обстановке не всегда заметны, — бескорыстие, самопожертвование, честь. Воины русской национальности достаточно легко усваивают армейский и флотский образ жизни. Они быстро адаптируются к новым условиям, довольно легко переносят разлуку с родными, успешно овладевают воинской специальностью. Однако чрезмерная романтизация отдельных сторон службы иногда приводит к некоторому разочарованию в армейских (флотских) буднях.Реализации положительных качеств мешают черты, содержащие изрядный негативный заряд: довольно легкое подчинение влиянию отрицательных микрогрупп; некоторая халатность в обращении с оружием и боевой техникой, если за этим слабо следят командиры; леность и пассивность в воинской службе при определенных послаблениях со стороны командования; необязательность и несобранность, неумение доводить начатое дело до конца, слабый учет в деятельности своих и чужих ошибок. К сожалению, об этом говорят и народные пословицы: «Русак умен, да задним умом», «Русский человек любит «авось», «небось», «как-нибудь» и др.Русские являются наименее сплоченными, по сравнению с другими, нациями. У них по-прежнему сильны традиции двоемыслия (разделение на официальную жизнь, официальное мнение и личную жизнь по другим принципам); низкопоклонство, льстивость по отношению к вышестоящим, нетерпимость к чужому мнению; «круговая порука». Академик Д.С. Лихачев считает, что для русских издавна было характерным «во всем доходить до крайностей, до пределов возможного», «во всем достигать последнего предела».Беспримерная кампания конца 80-х начала 90-х годов по самобичеванию страны и ее истории не только способствовала углублению негативного образа России за рубежом, но и спровоцировала возникновение и у самих россиян своего рода комплекса национальной неполноценности («страна дураков», «страна воров», «с нашим народом каши не сваришь» и т. п.). Вместе с тем, несмотря на отмеченные негативные черты, русский народ отнюдь не глупее и не ленивее прочих, а, может быть, и талантливее многих других. Просто мы провели очень много лет в королевстве кривых зеркал. Слишком долго от личности мало что зависело, а способности и деловитость оставались невостребованными. Поколения воспитывались по принципу «не высовывайся», «держись подальше от властей», «много не требуй — ограничь потребности» и т. д. Вот поэтому многие еще не поняли главного — так много зависит от самоуважения, активности и целеустремленности личности. И они пассивно плывут по жизненному течению (мечтая и предаваясь иллюзиям) вместо того, чтобы самим формировать обстоятельства.
(Касается граждан Российской Федерации)
Воинов славянских национальностей отличают терпимость и тактичность, уживчивость, общительность. Воины-украинцы в службе обстоятельны, деловиты, напористы, трудолюбивы, стремятся к лидерству в коллективе, порой смело идут на конфликт. В некоторых случаях ведут себя излишне замкнуто, стараются делать только то, что нужно лично им, не прислушиваясь при этом к мнению коллектива и товарищей. Воинов-белорусов отличают ровное поведение, немногословность, добродушие во взаимоотношениях с сослуживцами. Они старательны, упорны, настойчивы, трудолюбивы, иногда излишне впечатлительны. Представители народов Среднего Поволжья и Приуралъя (татары, башкиры, чуваши, марийцы...), как правило, хорошо подготовлены в физическом и техническом отношении, дисциплинированы, исполнительны, стойко преодолевают трудности, тяготы и лишения военной службы, ответственны, настойчивы в освоении специальностей, старательны в выполнении приказов и распоряжений, честны и принципиальны в отношениях с сослуживцами. Они открыто гордятся своим происхождением, национальными традициями и достижениями. Но чувство национальной гордости проявляется по-разному. Если татарину покажется, что ущемили его национальную гордость, он, скорее всего, даст отпор обидчику и потребует открыто принести извинения. То же можно сказать о башкирах, они горячи и вспыльчивы. А вот чуваши в подобных случаях чаще просто огорчаются за допущенное представителями других национальностей бескультурье и стараются восстановить добрые взаимоотношения, прощая нанесенные обиды. Это характерно и для марийцев, удмуртов, отчасти мордвин. Не любят они обострять и раздувать конфликты. Даже если задета их национальная честь, предпочитают мир любому противоборству. Воины — представители Татарстана и Башкортостана способны быстро идти на компромисс, маневрировать в межличностных отношениях. Не откажешь им и в умении схитрить, словчить, слукавить, так как эти качества почитаются в народе как достоинства. Подвижная и активная натура воинов-татар и башкир дополняется такими характеристиками, как готовность взяться за любое дело, уверенность в своих силах и способностях, стремление к лидерству в профессиональном плане и в сфере межличностных отношений. Вместе с тем у некоторых из воинов данных национальностей названные качества могут перерастать в самоуверенность, в переоценку сил и способностей, а то и просто в хвастливость и самолюбование.
За последние годы значительно чаще, чем прежде, стали встречаться верующие молодые воины. Это является результатом существенной активизации в последние годы ислама. Традиционно вся тяжелая домашняя работа в мусульманских семьях ложилась на плечи женщин. Мужчина считает унижением выполнять «женскую» работу. В условиях армейской службы в связи с этим возникают определенные сложности (мытье пола в казарме, посуды в столовой, стирка белья и т.д.). Отказываясь выполнять те или иные воинские обязанности, юноши-мусульмане зачастую даже не задумывается над тем, правильно он поступает или нет. В этом случае ему просто необходимо разъяснить, что дело вовсе не в том, что это «женская работа», недостойная мужчины. Надо убедить сослуживца, что если они действительно ценят дружбу, то не будут перекладывать свою ношу на плечи таких же, как они, солдат. Ведь не могут же приехать в солдатскую казарму (кубрик) их матери и невесты, чтобы навести там порядок. Для военнослужащих — выходцев из северных районов страны, особенностями социально-психологического облика являются: преобладание преимущественно флегматического и сангвинического темпераментов, спокойствие, уравновешенность в мышлении и поведении, тщательное обдумывание, основательность в своих действиях, сдержанность в выражении чувств и эмоций, малообщительность, даже замкнутость, добродушие и простота, огромное трудолюбие, аккуратность и пунктуальность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей.
Таковы основные национально-психологические особенности военнослужащих, проходящих службу в Российских Вооруженных Силах. Их знание и учет позволит молодым воинам быстрее пройти «притирку» в воинских коллективах, заслужить уважение сослуживцев.
Вопросы выходного контроля.1.Что из себя представляетвоинский коллектив?2. Сущность и особенности воинского коллектива.3. Что такое воинский коллектив? 4. Специфика жизнедеятельности воинского коллектива. 5. Что такое психология воинского коллектива?6. Что такое общественное (коллективное) мнение?7. Что такое коллективные настроения? 8. Что такое коллективные традиции? 9. Что такое внутри коллективные взаимоотношения? 10. Какие факторы влияют на взаимоотношения воинов срочной службы? 11. Пути адаптации к военной службе . 12. Умей общаться. 13.«Живи по уставу — завоюешь честь и славу». 14. Приказ командира — закон. 15. Стань профессионалом в своей воинской специальности. 16. Будь коллективистом. 17. Правильно веди себя в конфликтных ситуациях.18. Умей постоять за себя. 19. Успех — в самосовершенствовании. 20. Многонациональность–характерная черта воинских коллективов. 21. Каковы особенности сегодняшних многонациональных воинских коллективов? 22. Отличительные черты национального характера русских. 23. Какие черты характера русских содержат негативный заряд? 24. Отличительные черты национального характера представителей народов Среднего Поволжья и Приуралья.
25. Отличительные черты национального характера для военнослужащих -выходцев из северных районов страны.