При конфликте целей участвующие в ситуации стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем

При конфликте во взглядах участвующие стороны расходятся в идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует больших затрат времени, чем достижение согласия в конфликтах целей.

Чувственный конфликт проявляется в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их взаимоотношений. Люди раздражают друг друга стилем поведения.

Внутриличностный конфликт проявляется внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или взглядов. Его интенсивность повышается с увеличением количества вариантов решения, с достижением баланса между положительным и отрицательным исходом конфликта и восприятием важности его источника.

В межличностный конфликт вовлекаются два или более индивида, если они воспринимают себя находящимися в оппозиции друг к другу относительно целей, расположений, ценностей или поведения каждого из них. Это наиболее распространенный тип конфликта.

Внутригрупповой конфликт - как правило, это столкновение между частями или членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы всей группы. Может возникать в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т. д.

Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Может иметь профессионально-производственную или эмоциональную основу. Носит интенсивный характер. Развитие межгруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.

Внутриорганизационный конфликт возникает чаще всего на почве проектирования отдельных работ, формирование организации в целом, а также в результате формального распределения власти. Может быть вертикальным (конфликт между уровнями организации), горизонтальным (между равными по статусу частями организации), линейно-функциональным (между линейным руководством и специалистами) и ролевым.

Открытые конфликты чаще всего проявляются на деловой почве. Разногласия участников относятся к производственной сфере и выра­жают, например, различные способы решения задачи. Открытые конфликты относительно безобидны.

Первопричина "тлеющих", скрытых конфликтов - человеческие отношения. Многие кажущиеся "деловыми" конфликты на самом деле основаны на чувствах и взаимоотношениях людей. Эти конфликты не так просто решить: если деловая часть конфликта урегулирована, то напряжение переносится на другие проблемы с теми же участниками.

Функциональные конфликты имеют несколько положительных последствий:

• обсуждаемые проблемы решаются способами, наиболее приемлемыми для всех сторон, а персонал чувствует свою причастность к решению проблем;

• сводятся к минимуму трудности в реализации решений - враж­дебность, несправедливость, необходимость поступать против воли;

• в будущем стороны скорее будут расположены к сотрудничеству, нежели к противостоянию;

• уменьшается возможность проявления группового мышления и синдрома покорности;

• улучшается качество принятия решений, выявляются разные точки зрения, через конфликт члены группы могут

Проработать возможные проблемы еще до их проявления.

Конфликт, если им не управлять, может быть дисфункциональным, т. е. иметь отрицательные последствия:

• неудовлетворенность, плохой моральный климат, увеличение текучести кадров, снижение производительности;

• возникновение сильной преданности работников своей группе и представления о другой стороне как о "враге",

уменьшение сотрудничества в будущем, сворачивание взаимодействия и общения конфликтующих сторон;

• придание большего значения победе над "врагом", чем решению реальной проблемы.

АНАЛИЗ. ОЦЕНКА И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

Конфликтом, с точки зрения современного менеджмента, можно управлять, если решить две основные проблемы: предупреждение возникновения конфликта; конструктивное разрешение конфликта, если его не удалось предупредить.

Если менеджеру стало известно о предконфликтной ситуации, необходимо:

• выяснить обстоятельства и суть возникших разногласий, их причину, источники и т. п.;

• опросить лиц, обладающих информацией о зарождающемся противоречии;

• провести индивидуальную беседу с каждым из участников конфликта в целях определения их взглядов

(мнений) о сложившейся ситуации и путей дальнейшей работы с ними;

• определить возможные последствия разногласий;

• принять активное участие в преодолении возникших разногласий.

Если же конфликт уже начался, необходимо:

• определить причины перерастания предконфликтной ситуации в конфликт;

• принять меры, исключающие нанесение морального или материального ущерба со стороны

противоборствующих сторон;

• провести разбирательство по существу конфликта и дать ему принципиальную оценку;

• добиться фактического устранения возникших острых разногласий, при необходимости административными средствами.

Наши рекомендации