Правописание согласных в приставках
Д/З по практическим занятиям № 3,4
1. Повторите правописание согласных в корне слова и на конце приставок. Выполните упражнения.
Правописание согласных в корне слова
Для того чтобы проверить правописание глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы после этих звуков был гласный ( или л, м, н, р):
просьба - просить, безмолвствовать - безмолвие.
Двойные согласные.
В русских словах встречаются двойные согласные жж, сс, нн.
Согласные жжпишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, а также в некоторых словах, образованных от глагола жечь (жжешь, жжет, жжем, жжете, жженый, жжение, жженка, возжженный, выжженный, изожженный, прожженный).
Согласные сс пишутся в слове ссора и производных от него (ссориться), а также в словах с корнем -росс- (Россия, россиянин, россиянка, великоросс, малороссиянин, малороссиянка); в словах, образованных от корня -счит- при помощи приставки рас-: рассчитывать, рассчитаться; слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с: расчёт, расчётливый.
Согласные нн пишутся в слове одиннадцать.
Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одинаковой буквой (воззвание, рассердить).
Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, наличие двойных согласных определяется по орфографическому словарю.
Правописание согласных в приставках
В приставках ИЗ(С)-, ВОЗ(С)-, БЕЗ(С)-, НИЗ(С)-, РАЗ(С)-, ЧРЕЗ(С)-
пишется буква З, если корень начинается на звонкий согласный,
буква С, если корень начинается на глухой согласный.
Издать, исчерпать, воззвать, воскликнуть
! Запоминаем правописание слов: здесь, здание, здоровье, зга.
Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, графически объясняя их правописание.
1. Ги...кий язык, чу...ко реагировать, ре...кие суждения, ус..ная форма, переданное предше...ственниками, праз...ное занятие, истинное бе...ствие, искус...ное использование, страс...но возр...жая, уча...ствовать в диалоге, чу...ство слова, че...ствовать победителя, опас...ная тенденция, я...ственно различим, стол с я...ствами, кос...ноязычная речь, кос...ный мозг, доблес...ный воин, вёрс...ка текста, редкос..ная ко(л,лл)екция, чрезвычайное прои...шествие, неумес...ный вопрос, лес...ный отзыв, громоз...кое сооружение, тягос...ное молчание, тяжеловес...ный слог, бесхитрос...ный наряд, уез...ный лекарь, безвес...ный поэт, повернос...ный взгляд, долго здра...ствовать, ззахолус...ный городок.
2. Экспре(с,сс)ивные средства языка, магический криста(л, лл), подли(н,нн)ое богатство, дра(м,мм)атическая красочность, улучшать гра(м,мм)отность, гра(м,мм)отное письмо, русская инте(л,лл)игенция, ко(м,мм)ентирование текста, стилистическая ди(ф,фф)еренциация, речевая ко(м,мм)уникация, проце(с,сс) общения, те(р,рр)иториальная разновидность, про(ф,фф)е(с,сс)иональная речь, иску(с,сс)тво спора, и(л,лл)юстрировать примерами, и(л,лл)юзия роскоши.
Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Бе…чу…ственный, …держать, бе…ценный, чере….чур, …дача, бе…заботный, ни…падать, бе…печно, и…подтишка, чре…мерный, сни…ходительный, …жать, во…делывать, ра…считывать, бе…церемонный, …десь.
2. По любому пособие по правописанию повторите пунктуацию в бессоюзном предложении, теоретические сведения обобщите в таблице (можно воспользоваться предложенным шаблоном). Выполните упражнение.
ПУНКТУАЦИЯ В БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
СХЕМА, смысловые отношения частей | Можно заменить союзным предложением | Пример | |
ЗАПЯТАЯ | |||
перечисление фактов [ ], [ ]. | [ ], и [ ]. | ||
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ | |||
то же, но в более отдаленных по смыслу, распространенных предложениях, в которых часто уже есть знаки препинания. | |||
ДВОЕТОЧИЕ | |||
[ ]:[указывает причину]. | [ ], (потому что). | ||
[ ]: [дополняетсмысл]. | [ ], (что...). (как...). [и увидел (и услышал)], (что) | ||
[ ]: [ поясняет]. | [ , а именно ]: [ ]. | ||
ТИРЕ | |||
быстраясмена событий, неожиданность | |||
противопоставление [ ] — [ ]. | [ ], а [ ]. | ||
[ ] — [сравнение]. | [ ], (словно...) (будто...) | ||
Причинно-следственная связь: [время, условие] — [ ]. [ ] — [вывод, следствие]. Часто совмещается: [условие] — [следствие]. | (когда...), (когда...), [ ]. [ ], (так что...) (поэтому...) | ||
2 часть — неполноепредложение | |||
Если по смыслу надо ставить два двоеточия подряд, вместо 2-го ставится тире. | |||
Упражнение 3. Спишите, выделите грамматические основы предложений, составьте схемы их схемы, чтобы объяснить поставновку знаков препинания (1 часть – повторение пунктуации в сложном предложении, 2 часть – в бессоюзном предложении).
I. 1. Полвека слушал он грозовую музыку сражений видел страшные картины смерти разрушений паники когда у него на глазах тают ряды неприятельской армии а уцелевшие в панике бросая оружие и артиллерию бегут отдавая территорию покидая раненых покидая немногих храбрейших готовых еще драться когда солдаты не слушают командиров и те бессильны что-либо сделать с воинскими частями превратившимися в беспорядочную толпу (М. Брагин). 2. Теперь танцевало много пар и так как места не хватало то каждая пара топталась в ограниченном пространстве: танцующие теснились и толкали друг друга (А. Куприн). 3. Молодой офицер по опыту знал как тяжело переживать подобные минуты когда слова много раз повторяемые точно виснут без поддержки в воздухе и когда какой-то колючий стыд заставляет упорно и безнадежно к ним возвращаться (А.Куприн). 4. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт (Л.Толстой). 5. Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца вам кажется что всё это случилось с вами и так оно при вас и останется: хорошее или плохое восторги печали и сожаления и какая была погода (Э. Хемингуэй).
Упражнение 4. Продолжите любое из трёх предложений так, чтобы получилось:
1) простое предложение с одним рядом однородных членов;
2) простое предложение с несколькими рядами однородных членов;
3) сложносочиненное предложение;
4) сложноподчиненное с однородным соподчинением;
5) сложное предложение с разными видами связи.
Образец: Бой начался внезапно и ...
1)Бой начался внезапно и продолжался около часа.
2)Бой начался внезапно и оглушительно и продолжался около часа.
3)Бой начался внезапно, и отряд был вынужден вступить в схватку.
4)Связной доложил, что бой начался внезапно и что отряд был вынужден вступить в схватку.
5)Бой начался внезапно, и когда связной вспоминал об этом впоследствии, то всегда поражался тому, что чувство страха, которое, как он боялся, охватит его целиком, отступило перед необходимостью выполнять свою работу так, чтобы не подвести товарищей и не опозориться перед ними.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ для продолжения:
1. Мы вошли в дом и ...
2. Снег уже почернел и ...
3. Он услышал эту мелодию и …