Доврачебная помощь при клинической смерти
Клиническая смерть наступает с остановкой кровообращения. Это может случиться при поражении электрическим током, утоплении и в ряде других случаев при сдавливании или закупорке дыхательных путей.
Ранними признаками остановки кровообращения, которые появляются в первые 10-15 секунд, являются: исчезновение пульса на сонной артерии, отсутствие сознания, судороги. Поздними признаками остановки кровообращения, которые появляются в первые 20-60 секунд, являются: расширение зрачков при отсутствии реакции их на свет, исчезновение дыхания или судорожное дыхание (2-6 вдоха и выдоха в минуту), появление землисто-серой окраски кожи (в первую очередь носогубного треугольника).
Это состояние обратимо, при нем возможно полное восстановление всех функций организма, если в клетках головного мозга не наступили необратимые изменения. Организм больного остается жизнеспособным в течение 4-6 минут. Своевременно принятые реанимационные меры могут вывести больного из этого состояния или предотвратить его.
Сразу же после того, как появились признаки клинической смерти необходимо повернуть пострадавшего на спину и нанести прекардиальный удар. Цель такого удара – как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что должно послужить толчком к запуску остановившегося сердца.
Удар наносят ребром сжатой в кулак кисти в точку, расположенную на нижней средней трети грудины, на 2-3 см выше мечевидного отростка, которым заканчивается грудная кость. Делают это коротким резким движением. При этом локоть наносящей удар руки должен быть направлен вдоль тела пострадавшего.
Правильно и вовремя нанесенный удар может в считанные секунды вернуть человека к жизни: у него восстанавливается сердцебиение, возвращается сознание. Однако если этого не произошло, то приступают к проведению непрямого массажа сердца и искусственному дыханию, которые проводятся до появления признаков оживления пострадавшего: на сонной артерии ощущается хорошая пульсация, зрачки постепенно сужаются, кожа верхней губы розовеет.
Непрямой массаж сердца проводится в следующей последовательности (рис. 69):
1. Пострадавшего укладывают на спину на жесткое основание (землю, пол и т.п., т.к. при массаже на мягком основании можно повредить печень), расстегивают поясной ремень и верхнюю пуговицу на груди. Полезно также поднять ноги пострадавшего примерно на полметра над уровнем груди.
2. Спасатель становится сбоку от пострадавшего, одну руку ладонью вниз (после резкого разгибания руки в лучезапястном суставе) кладет на нижнюю половину грудины пострадавшего так, чтобы ось лучезапястного сустава совпадала с длинной осью грудины (срединная точка грудины соответствует второй - третьей пуговице на рубашке или блузке). Вторую руку для усиления надавливания на грудину спасатель накладывает на тыльную поверхность первой. При этом пальцы обеих рук должны быть приподняты, чтобы они не касались грудной клетки при массаже, а руки должны быть строго перпендикулярны по отношению к поверхности грудной клетки пострадавшего, чтобы обеспечить строго вертикальный толчок грудины, приводящий к ее сдавливанию. Любое другое положение рук спасателя недопустимо и опасно для пострадавшего.
3. Спасатель становится по возможности устойчиво и так, чтобы была возможность надавливать на грудину руками, выпрямленными в локтевых суставах, затем быстро наклоняется вперед, перенося тяжесть тела на руки, и тем самым прогибает грудину примерно на 4-5 см. При этом необходимо следить за тем, чтобы надавливание производилось не на область сердца, а на грудину. Средняя сила нажима на грудину составляет около 50 кг, поэтому массаж следует проводить не только за счет силы рук, но и массы туловища.
4. После короткого надавливания на грудину нужно быстро отпустить ее так, чтобы искусственное сжатие сердца сменилось его расслаблением. Во время расслабления сердца не следует касаться руками грудной клетки пострадавшего.
5. Оптимальный темп непрямого массажа сердца для взрослого составляет 60-70 надавливаний в минуту. Детям до 10 лет проводят массаж одной рукой, а младенцам - двумя пальцами (указательным и средним) с частотой до 100-120 надавливаний в минуту.
В таблице 6 приведены требования к проведению непрямого массажа сердца в зависимости от возраста пострадавшего.
Таблица 6
Непрямой массаж сердца
Возраст | Рука | Точка нажатия | Глубина нажатия | Частота | Соотношение вдох/нажатие |
До 1 года | 2 пальца | 1 палец ниже межсосковой линии | 1,5-2 см | 1/5 | |
1-8 лет | 1 рука | 2 пальца от грудины | 3-4 см | 100-120 | 1/5 |
Взрослый | 2 руки | 2 пальца от грудины | 5-6 см | 60-70 | 1/5 – 2 спасателя 2/15 – 1 спасатель |
Возможное осложнение в виде перелома ребер при проведении непрямого массажа сердца, который определяют по характерному хрусту во время сдавливания грудины, не должно останавливать процесса массажа.
Искусственное дыханиеспособом “рот в рот” проводится в следующей последовательности (рис. 69):
1. Быстро очищают рот пострадавшего двумя пальцами или пальцем, обернутым тканью (носовым платком, марлей), и запрокидывают его голову в затылочном суставе.
2. Спасатель встает сбоку от пострадавшего, кладет одну руку на его лоб, а другую - под затылок и поворачивает голову пострадавшего (при этом рот, как правило, открывается).
3. Спасатель делает глубокий вдох, слегка задерживает выдох и, нагнувшись к пострадавшему, полностью герметизирует своими губами область его рта. При этом ноздри пострадавшего нужно зажать большим и указательным пальцами руки, лежащей на лбу, или прикрыть своей щекой (утечка воздуха через нос или углы рта пострадавшего сводит на нет все усилия спасателя).
4. После герметизации спасатель делает быстрый выдох, вдувая воздух в дыхательные пути и легкие пострадавшего. При этом вдох пострадавшего должен длиться около секунды и по объему достигать 1-1,5 л, чтобы вызвать достаточную стимуляцию дыхательного центра.
5. После окончания выдоха спасатель разгибается и освобождает рот пострадавшего. Для этого голову пострадавшего, не разгибая, повернуть в сторону и противоположное плечо поднять так, чтобы рот оказался ниже груди. Выдох пострадавшего должен длиться около двух секунд, во всяком случае быть вдвое продолжительнее вдоха.
6. В паузе перед следующим вдохом спасателю нужно сделать 1-2 небольших обычных вдоха-выдоха для себя. После этого цикл повторяется сначала. Частота таких циклов - 12-15 в минуту.
При попадании большого количества воздуха в желудок происходит его вздутие, что затрудняет оживление. Поэтому целесообразно периодически освобождать желудок от воздуха, надавливая на подложечную область пострадавшего.
Искусственное дыхание “рот в нос” почти ничем не отличается от изложенного. Для герметизации пальцами рук нужно прижать нижнюю губу пострадавшего к верхней.
При оживлении детей вдувание производят одновременно через нос и рот.
Если оказывают помощь два человека, то один из них делает непрямой массаж сердца, а другой – искусственное дыхание. При этом их действия должны быть согласованными. Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя. Эти мероприятия проводят попеременно: 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох). В случае если помощь оказывает один человек, что чрезвычайно утомительно, то очередность манипуляций несколько изменяется – через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 надавливаний на грудную клетку. В любом случае необходимо, чтобы искусственное дыхание и непрямой массаж сердца осуществлялись непрерывно в течение нужного времени.
Вопросы и задания
1. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?
2. Какие различают виды ран? Чем они характеризуются?
3. Каковы признаки наличия проникающего ранения груди, живота?
4. Какие могут быть опасные осложнения ран?
5. Какие используются меры профилактики осложнений ран?
6. Что такое кровотечение? Какие виды кровотечений различают, и чем они характеризуются?
7. В чем заключается опасность кровотечений?
8. Как следует обнажать рану?
9. Какие существуют способы остановки кровотечения, и в каких случаях применяются те или иные способы?
10. Какие артерии и где прижимаются для остановки кровотечения?
11. Какие существуют правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки?
12. Наложите жгут на бедро, плечо, голень, предплечье.
13. Как следует обработать рану после остановки кровотечения?
14. Какие особенности необходимо соблюдать при обработке раны живота в случае выпадения внутренностей?
15. Какие типы повязок накладываются на голову (на грудь)?
16. Наложите повязку на голову и на грудь.
17. Как накладывается повязка при открытом пневмотораксе?
18. Как накладывается повязка на верхнюю (нижнюю) часть живота?
19. Какие повязки накладывают на верхние конечности?
20. Наложите повязки на нижнюю и верхнюю области живота, палец, плечевой и локтевой суставы.
21. Какие повязки накладывают на нижние конечности?
22. Наложите повязки на коленный и голеностопный суставы, голень и стопу.
23. Как накладывается стерильная повязка на промежность с помощью бинта или косынки?
24. Какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, и в чем заключается первая помощь при этих травмах?
25. Как остановить носовое кровотечение?
26. Какие меры следует предпринять при сильных ушибах груди или живота?
27. Какие способы транспортировки пораженных Вы знаете?
28. Что такое перелом? Какие различают виды переломов?
29. Каковы основные признаки переломов и их осложнения?
30. Что необходимо сделать для оказания первой помощи при переломе костей черепа (верхней и нижней челюсти, ключицы, ребер, костей таза, позвоночника)?
31. Выполните иммобилизацию при переломе ключицы, ребер, костей предплечья, бедра, голени шинами и подручными средствами.
32. Что такое травматический шок? Каковы основные признаки травматического шока, и что нужно делать при их проявлении?
33. Каковы признаки растяжения связок и вывихов суставов, и как надо оказывать первую помощь в этих случаях?
34. Каковы признаки синдрома длительного сдавливания?
35. Как оказать первую помощь при синдроме длительного сдавливания?
36. Как различают ожоги по степени тяжести?
37. В чем заключается первая помощь при ожогах различной степени тяжести?
38. Как оказывается первая помощь при ожогах, вызванных пламенем?
39. Как оказывается первая помощь при ожогах химическими веществами глаз и кожи?
40. Как оказывается первая помощь при электрических ожогах?
41. От чего зависит характер лучевых поражений?
42. Какие выделяют периоды лучевых ожогов?
43. Как различают лучевые ожоги по степени тяжести?
44. Какую медицинскую помощь оказывают при поверхностных (тяжелых) лучевых ожогах?
45. От чего в основном зависит спасение жизни человека, оказавшегося под напряжением?
46. Какие основные способы прекращения воздействия электрического тока на пострадавшего Вы знаете?
47. Какие меры первой помощи применяются после освобождения пострадавшего от действия тока?
48. Какие различают виды утопления, и чем они характеризуются?
49. Какие меры первой помощи применяются после извлечения пострадавшего из воды?
50. Каковы признаки перегревания? Что нужно делать при появлении признаков перегревания?
51. Как оказывается первая помощь при обморочном состоянии?
52. Каковы признаки переохлаждения организма? Что нужно делать при переохлаждении организма?
53. Каковы признаки обморожения? Как различают обморожения по степени тяжести?
54. Как предупредить возникновение обморожений?
55. В чем заключается первая помощь при обморожениях?
56. Чем характеризуется общее замерзание, и что нужно делать для спасения пострадавшего в этом случае?
57. Чем вызывается и чем характеризуется пищевое отравление?
58. Какие вредные для человеческого организма вещества Вы знаете?
59. В чем заключается первая помощь при пищевом отравлении?
60. Каковы признаки отравления вредными газами? Какие меры по оказанию первой помощи следует принять при отравлении вредными газами?
61. Каковы признаки остановки кровообращения?
62. Какие основные мероприятия проводят при клинической смерти?
63. Как проводится непрямой массаж сердца?
64. Как проводится искусственное дыхание способом «рот в рот» («рот в нос»)?
65. Как одновременно проводится непрямой массаж сердца и искусственное дыхание?
66. Выполните непрямой массаж сердца и искусственное дыхание на тренажере.
РАЗДЕЛ III
ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА
В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, непрерывно воздействовал на естественную среду обитания и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.
Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков.
Человек находится в теснейшей связи с техносферой. Эта связь проявляется в процессах жизнеобеспечения человека в быту, общественной и культурной жизни, учебе, спорте и, конечно, в труде.
Труд, как целенаправленный процесс взаимодействия человека с техносферой является объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и других. И, прежде всего, труд является объектом исследования физиологии – науки, изучающей процессы, протекающие в живом организме. В состав этой науки входит дисциплина физиология труда, изучающая закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека.
В задачи физиологии труда входит изучение физиологических процессов, то есть состояния и изменения жизненных функций организма человека в процессе его трудовой деятельности, и на основании этого разработка мероприятий, направленных на повышение работоспособности и общего жизненного тонуса, а также укрепления здоровья работающих.
ГЛАВА 1
ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА
В физиологии труда изучается ряд проблем: обучения, рациональных режимов труда и отдыха, утомления, рационализации трудовых движений и др.
Начало изучения вопросов физиологии труда положено в нашей стране работами И.М. Сеченова (1901 г.) по анализу роли чувств в труде. В 1914-1918 гг. физиология труда определилась как самостоятельная дисциплина и появились институты, занимающиеся физиологией труда (Москва, Берлин).
В настоящее время в нашей стране физиологией труда занимаются многие институты по охране и гигиене труда.