Организация физического воспитания в вузе
УДК 796
ББК 4511.143
© Ю.В. Ганженко, Г.А. Гущин,
Е.А. Краснов, С.М. Пылаев; 2008
© Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2008
Тема 1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Наиболее общим понятием теории и методики физического воспитания является физическая культура. Физическое воспитание входит в понятие «физическая культура» как ее деятельная часть в виде трех направлений педагогического процесса (общей физической подготовки, профессиональной физической подготовки и спортивной подготовки).
Понятие «физическая культура» относится к понятию «культура» как частное к общему. Другими словами, физическая культура является частью общей культуры народа.
Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.
Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей (включая их спортивные достижения); под духовными – социальные, политические, специальные научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную прогрессивность системы физического воспитания.
Создание и непрерывное развитие этих ценностей немыслимо вне экономического и политического уклада общества. Однако это не лишает физическую культуру относительной самостоятельности, отражающей специфичность явления. Например, производительная деятельность людей выступает как существенный фактор, влияющий на развитие физической культуры, но не как элемент этой культуры.
Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в области физической культуры, но и стимулируют их использование, а, следовательно, и дальнейшее пополнение. В фонд ценностей попадает не абсолютно все, создаваемое наукой и практикой, а лишь то, что действительно служит прогрессу физического совершенствования.
Создание материальных и духовных ценностей осуществляется в сфере производства, общественной, научной и педагогической деятельности людей. Использование же ценностей происходит в специально организованном педагогическом процессе в виде занятий физическими упражнениями в бытовых условиях, а также в различных формах убеждения людей заниматься физическими упражнениями (печать, радио и т. п.).
Деятельной стороной физической культуры является физическое воспитание. В педагогике воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие способностей, отвечающих социально-политическим и нравственно-эстетическим идеалам общества. Воспитание есть область культурной деятельности людей, способ передачи, освоения и совершенствования достижений культуры.
Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека.
В процессе физического воспитания используются разработанные системы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования двигательных умений и навыков, специальных знаний, развития двигательных качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма в соответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитание как педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическим образованием людей.
Задача физического воспитания состоит в том, что каждый человек освоил доступное ему содержание физической культуры. Следовательно, через физическое воспитание человек превращает достижения физической культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и т. п.). В свою очередь, изменения личности под воздействием физического воспитания ведут к изменениям содержания физической культуры, влияют на главные результаты физической культуры (Н.И. Пономарев, 1975) .
Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную, и коммуникативную функции.
Физическое совершенство – исторически изменяющееся понятие. Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрение. Однако на протяжении веков физическое совершенство продолжало оставаться во многом лишь абстрактной идеей, не находя объективных возможностей для воплощения. В нашей стране, где экономика и культура поставлены на службу всему обществу, созданы все необходимые условия для претворения этого идеала в жизнь. Он реализуется в виде конкретных материальных показателей: уровня здоровья, физической подготовленности, творческого долголетия.
Физическое совершенство есть исторически сложившееся представление о мере здоровья и уровень всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей.
Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Реальный смысл и социальную значимость оно приобретает лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.
Под физическим развитием понимается закономерный процесс становления и изменения форм и функций организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни, в частности физического воспитания. Физическое развитие понимается в узком и широком значении слова. В узком смысле – это процесс изменения внешних размеров тела человека. Обычно таким пониманием пользуется особый раздел науки, который называется антропометрией, т. е. измерением человека.
В широком педагогическом смысле физическое развитие понимается как направленный с помощью физического воспитания процесс изменения не только форм, но и функций организма. Разумеется, этот процесс развивается в соответствии с законами биологической жизни – единства среды и организма, постепенного перехода количественных изменений в качественные и др.
Кроме этого, физическое развитие человека подчиняется законам социальной жизни. Многие признаки физического развития человека – прямостояние, ходьба на двух конечностях и т. д. – результат не только биологической, но и социальной эволюции человека. Развитие организма будет осуществляться, даже если этот процесс специально не организован, но его результаты могут быть случайными, физическое развитие может пойти не в том направлении и не теми темпами, какие целесообразны.
Поэтому, соблюдая определенные закономерности естественного развития организма, необходимо руководить его развитием, изменяя условия жизни, в частности используя методы физического воспитания. Главными показателями, по которым судят о физическом развитии, являются количественные показатели размеров, массы тела и уровня функциональных возможностей человека, определяемых, в частности, мерой развития двигательных качеств (силы, быстроты и др.).
В физическом воспитании можно выделить три основных направления, в рамках которых осуществляется физическое воспитание людей: общая физическая подготовка, профессиональная физическая подготовка, спортивная подготовка.
Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, приобретение возможно широкого круга двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств, служащих основой для последующей специальной подготовки. В целях общей физической подготовки используется все многообразие средств физического воспитания, включая разнообразные физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Общая физическая подготовка осуществляется на всех этапах физического воспитания, но более всего в школьном физическом воспитании, в массовой физкультурной работе и в индивидуальных формах использования физических упражнений.
Профессиональная физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку к конкретным видам трудовой и оборонной деятельности. В ней используются главным образом те физические упражнения, которые наиболее адекватны виду профессиональной деятельности. Применение средств профессиональной физической подготовки ускоряет процесс овладения трудовыми двигательными навыками, повышает производительность труда, улучшает сопротивляемость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды (см. «Профессиональная физическая подготовка в основных звеньях системы физического воспитания»).
Выделение общей и профессиональной физической подготовки в известной мере условно: оба направления взаимодополняют друг друга.
Спортивная подготовка в физическом воспитании представляет особое направление. В ее задачи входит подготовка человека к высоким достижениям в избранном виде спорта. В физическом воспитании спортивная подготовка находит исключительно широкое применение на этапах, связанных с совершенствованием функциональных возможностей организма, где высокие спортивные достижения становятся критерием оценки физической подготовленности людей и ориентирами в физическом воспитании.
Существует понятие «оптимум двигательной активности», которое дает объективное представление о мере целесообразного сочетания теоретической и практической подготовки, которое в наибольшей степени содействует становлению студента.
Установлено, что уровень двигательной активности студентов самый высокий на II курсе, самый низкий – на IV. Сохранение высокого уровня двигательной активности – основной резерв спортивной подготовки студентов.
Организация физического воспитания в вузе
В соответствии с основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте с 1994 г. Государственным комитетом по высшему образованию вводятся в действие примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура» и инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания.
Особенностью новой программы является сочетание оздоровительных, развивающих и тренировочных задач с ее образовательной и воспитательной направленностью. Такая подготовка позволяет студенту дополнительно заниматься физическими упражнениями самостоятельно, а выпускнику вуза, владеющему основами физической культуры, дает возможность организовывать со знанием дела здоровый образ жизни не только для себя, но и в кругу своей семьи, друзей и сослуживцев.
4-годичный курс «Физическая культура» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рассчитан на двухразовые занятия в неделю по 2 учебных часа каждое на I и II курсах и одно занятие в неделю на III и IV курсах.
Этот обязательный базовый курс объемом 408 учебных часов наряду с общим для всех студентов освоением основ физической культуры включает в себя и большую по учебно-тренировочной нагрузке специальную эффективную часть, учитывающую состояние здоровья, физическую направленность и интерес каждого студента к занятиям определенной направленности. Базовый курс может быть дополнен каждым студентом факультативными и самостоятельными занятиями по интересам.
Ежегодно проводится медицинское обследование для контроля за состоянием здоровья студентов.
Распределение студентов в основное, специальное и спортивное учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом состояния здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности, а также интересов самих студентов.
В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав учебных групп – 12–15 человек.
В специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Численный состав группы – 8–10 человек.
В спортивное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты II и старших курсов основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.
Студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов.
Все студенты спортивного отделения выполняют зачетные требования контрольного раздела программы основного отделения.
В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты I курса, имеющие достаточную спортивную подготовленность в избранном виде спорта, но без освобождения от теоретических и методико-практических занятий.
Перевод студентов из одного учебного отделения или группы в другую осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.
Обязательный минимум содержания дисциплины «Физическая культура» на основе государственного образовательного стандарта включает в себя следующую тематику базового курса:
- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
- социальные и биологические основы физической культуры;
- основы здорового образа и стиля жизни;
- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика) ;
- профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Учебный материал базового курса имеет свой теоретический, практический и контрольный разделы.
Теоретический раздел
Теоретический раздел представлен 12 обязательными лекционными темами, на которые отводится 26 ч (I курс – 10, II – 12, III – 2, IV – 2) .
Отдельная тема может излагаться по частям непосредственно на практических групповых занятиях или читаться полностью в форме лекции для потока.
Практический раздел
Учебный материал практического раздела направлен на повышение уровня развития физических качеств и двигательных навыков, формирование необходимых свойств личности, овладение методами и средствами физкультурной и спортивной деятельности, приобретение личного опыта самостоятельного, целенаправленного и творческого использования средств физической культуры. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях. На 18 тем методико-практических занятий отводится 36 ч, по 14 ч – на I и II, 8 ч – на III и IV курсах. Из 290 ч учебно-тренировочных занятий 88 ч приходятся на I курс, 98 – на II, 50 – на III, 54 – на IV.
Обязательными видами физических упражнений являются отдельные виды легкой атлетики, плавание, спортивные игры, бег на лыжах, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.
Контрольный раздел
На контрольные занятия примерной учебной программы отводится 56 ч (18 ч – на I и II курсах и 10 ч – на III и IV) . В каждом семестре студенты, регулярно посещавшие занятия, получают зачет по результатам проверки уровня освоения учебного материала на оценку не ниже «удовлетворительно» по каждому из следующих видов подготовленности.
Теоретическая и методическая подготовленность. Оценка выводится преподавателем на основании результатов опроса и собеседования по обязательным теоретическим и методико-практическим темам, вынесенным на семестровый зачет.
Физическая подготовленность. Для контроля физической подготовленности в каждом семестре для студентов основного и спортивного отделений планируется выполнение тестов (табл. 1.1, 1.2). Общая оценка физической подготовленности в конце семестра оценивается по всем 5 тестам положительно, если каждый из них студент выполнил на оценку удовлетворительно.
Студенты специального отделения выполняют в каждом семестре 5 доступных им по состоянию здоровья тестов. Предлагаемые оценки являются ориентировочными, ненормативными и требуют в каждом конкретном случае учета индивидуальных особенностей отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая оценка физической подготовленности студента специального отделения по доступным ему тестам может быть также оценена ориентировочно.
Подготовленность по избранной специализации. Владение жизненно необходимыми умениями и навыками, профессионально-прикладная физическая подготовленность.
Таблица 1.1
ЮНОШИ
Тест | Семестр/оценка | |||||||||||
Жим штанги лежа, 50 кг, раз | ||||||||||||
Подтягивание на перекладине, раз | ||||||||||||
Приседания со штангой на плечах, раз 30 кг–1-й курс, 40 кг–2-й курс | ||||||||||||
Подъем ног до 90о в упоре на предплечьях на брусьях, раз | ||||||||||||
Прыжки на двух ногах со скакалкой в течение 3 мин (кол-во сбоев) |
Таблица 1.2
ДЕВУШКИ
Тест | Семестр/оценка | |||||||||||
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз | ||||||||||||
Подъем ног до 90о в упоре на предплечьях, раз | ||||||||||||
Приседания на двух ногах, раз | ||||||||||||
Подъем туловища из положения лежа в сед, руки за головой, ноги закреплены, раз | ||||||||||||
Прыжки на двух ногах со скакалкой в течение 3 мин (кол-во сбоев) |
1.5. Обязательная итоговая аттестация
по физической культуре
Условием допуска к прохождению аттестации является выполнение обязательных тестов по физической и профессионально-прикладной физической подготовленности, предусмотренных в течение последнего семестра обучения на оценку не ниже «удовлетворительно».
Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическим и методическим вопросам, предусмотренным программой в обязательном лекционном курсе и перечне тем обязательных методико-практических занятий. При итоговой аттестации в окончательной оценке наряду с общей физической и профессионально-прикладной физической подготовленностью учитывается также подготовленность по избранной специализации и владение жизненно необходимыми умениями и навыками.
Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, аттестуются по результатам устного опроса.
В соответствии с государственным образовательным стандартом завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура» должен:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических и психических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Контрольные вопросы
Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, воспитание и развитие, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность. Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества и ее социальные функции. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке. Деятельностная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального труда. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт. Основные положения организации физического воспитания в вузе.
Тема 2
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Организм человека
как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся биологическая система
Биологический закон развития организма характеризуется возможностью из одной материнской клетки формировать самые различные дочерние клетки, ткани и органы (мышечные, нервные и т. д.), которые выполняют самые разнообразные функции. Этот закон является основополагающим законом развития живых организмов и их функций.
Структурной и функциональной единицей организма является клетка. Клетка представляет собой основу строения и жизнедеятельности организма. Объединение дифференцированных по структуре и функциям клеток образуют ткани организма (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная), из которых построены органы, обеспечивающие выполнение сложных специализированных функций (например, кровообращение).
Совокупность органов, выполняющих определенный вид деятельности, составляют анатомо-физиологические системы: опорно-двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, выделительная, эндокринная, половая, нервная и органов чувств.
Жизнедеятельность организма происходит в непрерывной взаимосвязи и взаимодействии частей организма на всех уровнях между собой и с окружающей средой. Все эти процессы строго скоординированы, что обеспечивает, с одной стороны относительное постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), а с другой – целесообразную текущую деятельность органов и систем и их приспособление к среде обитания (адаптацию).
Гомеостаз – относительное динамическое постоянство состава свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. Гомеостаз обеспечивается совокупностью сложных приспособительных реакций организма человека, направленных на устранение или максимальное ограничение влияний различных внешних и внутренних факторов, нарушающих относительное постоянство внутренней среды организма.
К внутренней среде организма, где протекает жизнедеятельность всех клеток и тканей, относят кровь, лимфу и тканевую жидкость. Гомеостаз организма поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.
Показателями гомеостаза служат устойчивые количественные показатели, называемые биологическими константами. К наиболее распространенным из них относят температуру тела, артериальное давление крови, pH крови, концентрацию сахара, белков и др. Нарушение гомеостаза, даже небольшое, может вызвать заболевание организма. Поэтому для распознавания начала заболевания определяют уровень биологических констант. Это помогает правильно установить диагноз, т. е. характер заболевания.
Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (природным, производственным, социальным). Адаптация осуществляется на основе взаимодействия и уравновешивания процессов построения и разрушения, в организме непрерывно происходит распад и синтез веществ, его составляющих.
В отношении спортивной деятельности адаптацию можно представить как совокупность физиологических реакций организма спортсмена, лежащих в основе приспособления к тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Различают срочную адаптацию, когда приспособление к факторам внешней среды происходит за счет имеющихся, готовых физиологических механизмов, и долговременную, в процессе которой вырабатываются новые механизмы приспособления, расширяющие функциональные резервы организма.
Очевидным проявлением срочной адаптации является увеличение теплоотдачи в ответ на жару, рост объемов дыхания и крови, на физическую нагрузку и др. Долговременная адаптация обеспечивает развитие ранее недостижимых силы, скорости, выносливости при физических нагрузках, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов, введение которых ранее было несовместимо с жизнью.
Таким образом, срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя, а долговременная возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды.
Наиболее характерными проявлениями реакции адаптации является первоначальное нарушение функции (декомпенсация) с последующим приспособлением к действию раздражителя (стадия относительной устойчивости или резистентности).
Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе принципа гомеостаза. Способность организма человека к адаптации складывается из его врожденных и приобретенных свойств.
В принципе адаптация организма может быть рассмотрена как двуединый процесс. С одной стороны, организм приспосабливается к удержанию жизненно важных констант внутренней среды, а с другой – поскольку часто предотвратить сдвиги гомеостаза все равно не удается – организм приспосабливается к деятельности в условиях измененного гомеостаза путем вовлечения резервов организма.
В процессе адаптации происходит расширение диапазона резервных возможностей организма и повышается способность к их мобилизации. Способность к адаптации нестабильна и может меняться. Для повышения эффективности адаптации в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие организм: рациональное питание, обоснованный режим, адаптирующие медикаментозные средства, физическая тренировка, закаливание. Особую роль в повышении адаптационных возможностей играет физическая тренировка.
Совершенная координация всех функций является следствием того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития (жизни). Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д.
Одним из условий саморегуляции является обратная связь между регулируемым процессом и регулирующей системой, поступление информации в центральную регулирующую систему.
Саморегуляция имеет специальные автоматические механизмы для управления функциями. Как только качественные и количественные параметры какой-либо функции (дыхания, кровообращения, выделения и др.) изменяются, тотчас путем обратной связи начинается их постепенное восстановление. Например, возникшее по какой-либо причине повышение артериального давления (работа, эмоции и пр.) приводит к раздражению определенных зон в сосудах. Нервные сигналы этих зон возбуждают сосудодвигательные центры нервной системы, что сопровождается расширением сосудов и ослаблением сердечных сокращений. В результате артериальное давление постепенно возвращается к нормальному уровню.
Центральное место в любой саморегуляции занимает приспособительный аппарат – функциональная система организма.
Функциональная система организма – динамическая саморегулирующаяся организация, все составные элементы которой взаимодействуют получению полезного для организма приспособительного результата. Различают функциональную систему артериального давления, pH и глюкозы крови, питательных веществ и др. Функциональная система может быть как наследственной, так и приобретенной в процессе жизни. Функциональная система образует взаимосвязь органов, тканей и физиологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма.
2.2. Воздействие природных
и социально-экологических факторов
на организм и жизнедеятельность человека
Природные факторы (внешняя среда) имеют важнейшее значение для жизнедеятельности человека. Активно воздействуя на организм человека, они способствуют или препятствуют укреплению его здоровья, повышению или снижению работоспособности. Природные факторы, влияющие на человека, весьма разнообразны и многочисленны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная радиация и многое другое. Природные факторы обусловливают и специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи и воды, характер заболеваний и меры их предупреждения и т. д. Например, в пустыне ведущими будут защита от тепловых поражений и добывание воды, в Арктике на первое место выступает борьба с холодом и т. д.
В настоящее время воздействие внешней среды на человека очень часто имеет и отрицательное влияние и примеров тому множество. Так, жители районов с повышенной влажностью воздуха (в том числе и Санкт-Петербурга) чаще других страдают болезнями опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы. Еще одним из отрицательных природных факторов для горожан является питьевая вода, постоянное потребление которой увеличивает число заболеваний зубов и десен, в то же время в местностях с благоприятным составом воды (Закарпатье) процент заболеваний во много раз меньше средних показателей.
Воздействия природных факторов во многом являются общими как для животных, так и для человека. Однако процесс адаптации животных носит в основном физиологический характер, в то время как для человека процесс адаптации тесно связан с социальными сторонами его жизни.
Воздействие социальных факторов на организм и адаптация к ним зависят от экономических и социально-политических условий жизни общества, а также в целом от культуры общества, семьи и личности.
Человек имеет в своем распоряжении разнообразные защитные средства, которые дает ему цивилизация: одежду, дома с искусственным климатом и т. п., освобождающие организм от излишней нагрузки на некоторые адаптивные системы. Значительное воздействие на человеческую психику оказывает возрастающий поток информации, что требует повышенного напряжения адаптационных механизмов. Физический труд все больше заменяется работой механизмов. Этот факт наряду с возрастающим потоком информации порождает психологическую напряженность, которая в сочетании с недостаточной двигательной активностью часто приводит к срыву адаптации.
Развитие технологий в производстве продуктов питания приводит к включению в пищу большого числа ненатуральных веществ, что наряду с употреблением различных алкогольных напитков, медикаментов, курением и тем более потреблением наркотиков создает дополнительную нагрузку на организм человека.
Человек при современных технических возможностях открывает все новые и новые источники потребления, и если в начале XX века был достигнут экологический предел доли потребления, то на сегодняшний день человечество повысило свою долю потребления в 7 раз сверх экологического предела. Биосфера разрушается, происходит ее качественное изменение, отрицательно влияющее на жизнедеятельность человека: истощение водных ресурсов, эрозия, дефляция почв, загрязнение атмосферного воздуха. Так, уровень различных легочных заболеваний напрямую связан с уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Наиболее наглядно это прослеживается при анализе профессиональных заболеваний целого ряда специальностей: работников химических и стекольных производств, шахтеров и т. д.
Ухудшение среды обитания служит причиной многих социальных последствий экологической миграции и ее последствия – появления экологических беженцев; локальных экологических конфликтов, имеющих тенденцию к росту; экологической агрессии, например вывоз на чужие территории токсичных технологий и отходов; роста заболеваемости людей, особенно в городах и неблагоприятных районах. Так, длительное проживание в районах с повышенным уровнем радиации вызывает рост числа онкологических заболеваний, часто происходят изменения на генном уровне как у людей, так и у животных, растений. Некоторые ученые предполагают, что неожиданное появление и распространение СПИДа – один из «ответов» природы на угрозу ее уничтожения.
Влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм человека является предметом изучения науки гигиены.