Организация и методика проведения занятий по теме «Образ жизни и индивидуальная безопасность»

В процессе изучения этой темы учащиеся совершенствуют и закрепляют знания о системе защиты человека от опасностей, а также приобретают навыки здорового образа жизни.

В процессе преподавания этой темы необходимо широко опираться на знания учащихся, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир» (1-4 классы), биологии и экологии (9 класс).

Во вступительном слове первого занятия следует отметить, что в ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась надежная естественная система защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды, т. е. от опасностей. Задача каждого здравомыслящего человека – не только не разрушать эту систему, но и непрерывно ее совершенствовать.

Далее следует остановиться на характеристике этой системы защиты, указав, что ее основу составляет нервная система, которая обеспечивает связь организма с окружающей средой с помощью органов чувств. Органы чувств позволяют человеку принимать разнообразную информацию внешней среды (в том числе и об опасностях) и соответствующим образом реагировать на происходящие вокруг события.

Чтобы организм адекватно реагировал на разнообразную информацию окружающего мира, необходимо постоянно заботиться о сохранении способности органов чувств, нервной и других систем выполнять свои специфические функции. Для этого нужно соблюдать определенные правила, выполнять конкретные меры, которые в совокупности составляют, как сейчас принято говорить, здоровый образ жизни.

Здесь нужно отметить, что здоровый образ жизни – это форма человеческой деятельности.

Рассмотрение мер и правил здорового образа жизни не следует проводить концентрированно, т. е. в каком-то одном классе. Вопросы здорового образа жизни целесообразно изучать (рассматривать) во всех классах основной школы. Это будет способствовать более качественному решению учебных и воспитательных задач темы. Также хотелось бы обратить внимание преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей-предметников на один важный с точки зрения эффективности педагогического воздействия на обучаемых аспект. Практика свидетельствует о том, что учитель, не живущий по принципам здорового образа жизни, не сможет научить этому детей. Об этом надо всегда помнить, отправляясь на встречу со своими воспитанниками.

Из-за ограниченного объема книги для примера кратко рассмотрим один из уроков этого модуля (блока) на тему «Вредные привычки и безопасность человека».

Цель урока – углубить и систематизировать знания о влиянии вредных привычек на личную безопасность и безопасность окружающих, способствовать формированию здорового образа жизни.

Урок целесообразно начать краткой вступительной беседой. Вопросы для беседы могут быть такими:

Что такое привычка? (Привычка – это способность человека совершать определенные действия в определенных условиях.)

Какие бывают привычки? Что относится к полезным привычкам? (Умывание, чистка зубов, утренняя гимнастика, мытье рук перед едой, вежливость, дисциплинированность и пр.)

Что относится к вредным привычкам? (Сквернословие, неумеренность в еде, курение, употребление алкоголя, токсикомания, наркомания и т. д.)

После беседы следует обратить внимание детей на то, как вредные привычки влияют на здоровье и личную безопасность. Для убедительности и наглядности можно, например, подготовить плакат, где сосредоточить информацию о пагубности вредных привычек на безопасность человека. Организация и методика проведения занятий по теме «Образ жизни и индивидуальная безопасность» - student2.ru Завершив дискуссию вокруг фактов и цифр, приведенных на плакате, необходимо задать учащимся вопрос: как вредные привычки одного человека могут сказаться на здоровье и безопасности других? Учащиеся высказываются. Вероятно, ответы ребят будут самые разнообразные. С помощью учителя они систематизируют их, выделяют негативные факторы, которые в значительной степени сказываются на безопасности других. Такими факторами являются: состояние опьянения пешеходов и водителей, по вине которых совершаются дорожно-транспортные и иные происшествия с человеческими жертвами, курение в постели, приводящее к многочисленным пожарам, взрывам, ожогам, возбуждение алкоголем или наркотиками и потеряв чувства контроля над собой, вследствие чего совершаются различные правонарушения (пьяному море по колено) и т. д.

В конце беседы необходимо подвести учащихся к выводу: отказ от вредных привычек – залог личной безопасности и благополучия близких и окружающих людей.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие разделы включены в обязательный минимум содержания по курсу ОБЖ в 5-9 классах?

2. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Краткая характеристика факторов окружающей среды».

3. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Природа и безопасность человека».

4. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Социально-политические конфликты и безопасность личности и общества».

5. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Стихийные бедствия и безопасность человека».

6. Опишите организацию и методику проведения уроков по теме «Образ жизни и индивидуальная безопасность».

Литература

1. Вишневская Е.Л. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. – М.: «Русское слово», 1995. – 62 с.

2. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы.: Метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

3. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы.: Учебно-метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2005. – 76 с.

4. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2003. – 48 с.

5. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

6. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

7. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

8. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.

9. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

10. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с.

11. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

12. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы. – М. Дрофа, 2004. – 92 с.

13. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.

14. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5-6 классы: Пособие для учителя. – С-Пб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 240 с.

15. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе: 5-11 классы: Метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, В.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002. – 126 с.

16. Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 5 класс / Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005. – 116 с.

17. Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 6 класс / Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005. – 133 с.

18. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / Авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 120 с.

19. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 классы: Учебно-метод. пособие / С.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.

20. Соловьев С.С. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Комплект тестовых знаний для учащихся 7-8 классов. – М.: Интеллект-Центр, 2001. – 144 с.

21. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 5-11 классы: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.

22. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-9 классы. – М., Просвещение, 1996. – 80 с.

Лекция 14. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах

План:

1. Содержание курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах.

2. Организация и методика проведения занятий по разделу «Экстремальные ситуации и безопасность человека».

3. Организация и методика проведения занятий по разделу «Эмоционально-волевая и физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях».

4. Организация и методика проведения занятий по разделу «Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях».

5. Организация и методика проведения занятий по разделу «Основы обороны государства и военной службы граждан».

Содержание курса «Основ безопасности жизнедеятельности»

В 10-11 классах

Содержание курса ОБЖ (обязательный минимум) в 10-11 классах определено приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.1999 г., № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

Обязательный минимум содержания по ОБЖ:

Основы здорового образа жизни.

Здоровье человека: индивидуальное и общественное, духовное и физическое. Здоровый образ жизни. Основные показатели индивидуального здоровья. Резервы здоровья. Режим дня человека и его значение для здоровья. Особенности режима труда и отдыха в подростковом и юношеском возрасте. Биологические ритмы и работоспособность человека. Значение двигательной активности в жизни человека. Закаливание организма.

Рациональное питание и здоровье. Особенности питания при различных физических и умственных нагрузках. Школьная патология, причины возникновения.

Значение режима дня и двигательной активности для профилактики школьной патологии. Взаимоотношения полов, профилактика болезней, передающихся половым путем. СПИД и его профилактика. Инфекционные заболевания, механизм их передачи. Профилактика инфекционных заболеваний.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания и токсикомания), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного, природного и социального характера. Правила поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС). Вынужденная автономия человека в природных условиях. Последовательность действий в условиях вынужденной автономии. Сигналы бедствия и сигнальные средства.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История ее создания, предназначение и задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона – составная часть системы безопасности населения во время ведения военных действий или вследствие этих действий. Структура гражданской обороны и ее задачи.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Правила поведения населения в зоне вооруженных конфликтов. Основные мероприятия по защите населения от средств поражения. Приборы радиационной и химической разведки. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации, международное гуманитарное право в области безопасности жизнедеятельности. Государственные органы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Виды травм. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, ушибах, растяжениях и переломах. Медицинская помощь при отравлениях, тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, поражении электрическим током и молнией.

Правила наложения повязок и оказания первой медицинской помощи при переломах. Применение подручных средств для транспортировки пострадавших.

Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации на месте происшествия.

Основы военной службы.

Основы обороны государства и ее организации. Законодательство Российской Федерации в области обороны. Правовые основы военной службы.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны, их предназначение. Виды Вооруженных Сил, рода войск, их предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе. Вооруженные Силы и порядок подготовки граждан к военной службе в ряде развитых стран. Боевые традиции и история Вооруженных Сил России, символы воинской чести.

Воинская обязанность граждан и воинский учет. Обязательная подготовка к военной службе. Виды добровольной подготовки к военной службе. Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по призыву. Пребывание в запасе. Виды воинской деятельности и их особенности. Общие требования к воинской деятельности, духовным, физическим качествам и уровню образования призывников.

Права и свободы военнослужащих. Альтернативная гражданская служба. Военные аспекты международного права. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих. Социальная защищенность военнослужащих и их семей на период прохождения военной службы.

Более подробно обязательный минимум содержания по ОБЖ раскрывается в примерной программе, а также в рабочих программах, разрабатываемых и утверждаемых образовательными учреждениями.

Содержание курса ОБЖ в учебнике раскрывается в следующих темах: «Не погибай по неведению», «Экстремальные ситуации и безопасность человека», «Безопасность населения в чрезвычайных, ситуациях», «Военная служба – особый вид деятельности человека», «Эмоционально-волевая и физическая подготовка к деятельности в экстремальных условиях».

Наши рекомендации