Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы педиатрии и гигиены»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы педиатрии и гигиены»

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология образования

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии и гигиены». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 30 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Составитель: к.м.н., доцент каф. ФБ Л.А.Сарапульцева
     
     
Рецензент: Д-р.м.н., ведущий научный сотрудник Института иммунологии и физиологии УрО РАН   М.Ю. Якушева

Одобрена на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от _________________ г. № ______.

Заведующая кафедройфизиологии и безопасности жизнедеятельности   С.Г.Махнева

Рекомендована к печати методической комиссией социального института РГППУ. Протокол от _______________ № _________

Председатель методической комиссии ИПс   С.П. Миронова
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор СоИн   А.И. Ткаченко

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Сарапульцева Л.А., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» являются формирование у студентов базиса знаний о закономерностях роста и развития детей и подростков; заболеваниях, возникающих в этом возрасте, их предупреждении, об основных гигиенических требованиях к окружающей среде, а также к различным видам деятельности (учеба, труд, занятия спортом, отдых и др.), направленных на сохранение и улучшение здоровья.

Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» преследует решение следующих задач:

1) обучение студентов базовым знаниям о развитии и здоровье детей, основах профилактике заболеваний, гигиенических мероприятиях, способствующих созданию здоровьесберегающей окружающей среды.

2) овладение методами формирования здоровья, рационализации питания и двигательной активности, гигиенического обоснования организации учебно-воспитательного и трудового процесса, организации мероприятий по профилактике утомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся.

3) формирование навыков организации учебно-воспитательного и трудового процесса, приемов оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Основы педиатрии и гигиены» входит в федеральный компонент «Математический и естественнонаучный (общенаучный) цикл».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:изучение в средней общеобразовательной школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплины «Анатомия и возрастная физиология».

2.1. Из курса«Основы безопасности жизнедеятельности»:

Знания:теоретические основы безопасности жизнедеятельности; последствия воздействия на человека вредных и опасных факторов, принципы их идентификации; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Умения:выбирать оптимальную модель поведения с учетом реальной ситуации

Владения:оказывать первую помощь при переломах костей, кровотечениях, утоплении, обмороке, ожогах и других экстремальных ситуациях

2.2. Из курса «Анатомия и возрастная физиология»:

Знания: о строении и функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринной системе, нервной системе, опорно-двигательного аппарата, основные возрастные анатомо-физиологические особенности развития, патологические состояния.

Умения: : оцениватьзакономерности роста и развития организма человека

Владения: организовывать рациональный режим учебы и отдыха, применять гигиенические правила с учетом анатомо-физиологических особенностей человека.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Безопасность жизнедеятельности. Профессиональный цикл, базовая часть.

· Дефектология. Профессиональный цикл, модуль 1.

· Клиническая психология детей и подростков. Профессиональный цикл, модуль 1.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3).

· этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8)

· Знает общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1).

Уметь:

· Выполнять требования гигиены, охраны труда, способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

· Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

· Готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

· Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности. Учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

· Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10).

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
  2-й
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108)
Аудиторные занятия
лекции  
практические занятия
семинарские занятия  
лабораторные работы  
другие виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
реферативная работа
домашние задания
подготовка к экзамену
Вид контроля   экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Особенности развития плода. Постнатальный период. 1,2 6,8 Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2. Структура заболеваемости и профилактика заболеваний детей и подростков.   3,4 6,8 Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
3. Детские инфекции   5,6 13,6 Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
4. Неотложные состояния и первая помощь 7,8 13,6 Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
5. Гигиеническая оценка здоровья   9,10,11 13,6 Еженед. Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10.
6. Гигиена питания   12,13 6,8 Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
7. Гигиена детских и школьных учреждений. Гигиеническое воспитание 14,15 6,8 Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
Итого за курс   экзамен

4.3. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы педиатрии и гигиены»

Тема 1.1. Введение в педиатрию

Педиатрия как область медицины, изучающая закономерность роста и развития ребенка, подростка, заболевания, возникающие в этом возрасте, их предупреждение и лечение.

Предмет, цель и задачи педиатрии, ее связь с другими науками. Значение педиатрии для обеспечения здоровья подрастающего поколения, решения демографической ситуации.

Связь педиатрии и гигиены с другими направлениями медицины, с проблемами обучения и воспитания детей и подростков.

Методы исследования в педиатрии. Онтогенез. Этапы и периоды онтогенеза.

Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития. Физическое и психическое развитие детей и подростков.

Тема 1.2. Особенности развития плода

Внутриутробные периоды развития: эмбриональный, фетальный. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода. Влияние процесса родов на плод.

Тема 1.3. Постнатальный период

Период новорожденности: особенности раннего и позднего неонатального периода, понятие «недоношенности», причины и признаки недоношенности.

Вскармливание здорового ребенка первого года жизни. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию. Смешанное и искусственное вскармливание. Психическое и физическое развитие детей в различные периоды детства.

Тема 1.4. Структура заболеваемости и профилактика заболеваний детей и подростков.

Структура заболеваемости в различные периоды детства. Болезни кожи, опорно-двигательного аппарата, зрения, хронические расстройства питания,

рахит, гипервитаминоз D, неврозы, заболевания органов дыхания, сердечно-

сосудистой системы, выделительной системы (энурез). Особенности иммунной системы у детей, заболевания иммунной системы.

Первичная и вторичная профилактика заболеваний.

Тема 1.5. Детские инфекции

Общие закономерности возникновения, распространения, проявления и прекращения инфекционных болезней у детей и подростков.

Характеристика детских инфекционных заболеваний: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ. Понятие о карантине. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Национальный календарь профилактических прививок.

Тема 1.6. Неотложные состояния и первая помощь

Краткая характеристика состояний: гипертермия, ложный круп, инородное тело гортани и бронхов, молочница, диспепсия, острый отит, укусы насекомых и животных.

Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма. Особенности оказания первой помощи детям.

Наши рекомендации