Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы педиатрии и гигиены»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы педиатрии и гигиены»
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
профиль Психология образования
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии и гигиены». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 30 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Составитель: | к.м.н., доцент каф. ФБ | Л.А.Сарапульцева |
Рецензент: | Д-р.м.н., ведущий научный сотрудник Института иммунологии и физиологии УрО РАН | М.Ю. Якушева |
Одобрена на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от _________________ г. № ______.
Заведующая кафедройфизиологии и безопасности жизнедеятельности | С.Г.Махнева |
Рекомендована к печати методической комиссией социального института РГППУ. Протокол от _______________ № _________
Председатель методической комиссии ИПс | С.П. Миронова | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор СоИн | А.И. Ткаченко |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
© Сарапульцева Л.А., 2011 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» являются формирование у студентов базиса знаний о закономерностях роста и развития детей и подростков; заболеваниях, возникающих в этом возрасте, их предупреждении, об основных гигиенических требованиях к окружающей среде, а также к различным видам деятельности (учеба, труд, занятия спортом, отдых и др.), направленных на сохранение и улучшение здоровья.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены» преследует решение следующих задач:
1) обучение студентов базовым знаниям о развитии и здоровье детей, основах профилактике заболеваний, гигиенических мероприятиях, способствующих созданию здоровьесберегающей окружающей среды.
2) овладение методами формирования здоровья, рационализации питания и двигательной активности, гигиенического обоснования организации учебно-воспитательного и трудового процесса, организации мероприятий по профилактике утомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся.
3) формирование навыков организации учебно-воспитательного и трудового процесса, приемов оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Основы педиатрии и гигиены» входит в федеральный компонент «Математический и естественнонаучный (общенаучный) цикл».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:изучение в средней общеобразовательной школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплины «Анатомия и возрастная физиология».
2.1. Из курса«Основы безопасности жизнедеятельности»:
Знания:теоретические основы безопасности жизнедеятельности; последствия воздействия на человека вредных и опасных факторов, принципы их идентификации; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Умения:выбирать оптимальную модель поведения с учетом реальной ситуации
Владения:оказывать первую помощь при переломах костей, кровотечениях, утоплении, обмороке, ожогах и других экстремальных ситуациях
2.2. Из курса «Анатомия и возрастная физиология»:
Знания: о строении и функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринной системе, нервной системе, опорно-двигательного аппарата, основные возрастные анатомо-физиологические особенности развития, патологические состояния.
Умения: : оцениватьзакономерности роста и развития организма человека
Владения: организовывать рациональный режим учебы и отдыха, применять гигиенические правила с учетом анатомо-физиологических особенностей человека.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Безопасность жизнедеятельности. Профессиональный цикл, базовая часть.
· Дефектология. Профессиональный цикл, модуль 1.
· Клиническая психология детей и подростков. Профессиональный цикл, модуль 1.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3).
· этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8)
· Знает общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1).
Уметь:
· Выполнять требования гигиены, охраны труда, способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
· Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
· Готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
· Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности. Учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· Владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
· Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10).
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры |
2-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | |
Аудиторные занятия | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
семинарские занятия | ||
лабораторные работы | ||
другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа | ||
изучение теоретического курса | ||
реферативная работа | ||
домашние задания | ||
подготовка к экзамену | ||
Вид контроля | экзамен |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Особенности развития плода. Постнатальный период. | 1,2 | 6,8 | Еженед. | Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2. | |||
2. | Структура заболеваемости и профилактика заболеваний детей и подростков. | 3,4 | 6,8 | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4. | |||
3. | Детские инфекции | 5,6 | 13,6 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6. | |||
4. | Неотложные состояния и первая помощь | 7,8 | 13,6 | Еженед. | Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8. | |||
5. | Гигиеническая оценка здоровья | 9,10,11 | 13,6 | Еженед. | Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10. | |||
6. | Гигиена питания | 12,13 | 6,8 | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13. | |||
7. | Гигиена детских и школьных учреждений. Гигиеническое воспитание | 14,15 | 6,8 | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. | |||
Итого за курс | экзамен | |||||||
4.3. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы педиатрии и гигиены»
Тема 1.1. Введение в педиатрию
Педиатрия как область медицины, изучающая закономерность роста и развития ребенка, подростка, заболевания, возникающие в этом возрасте, их предупреждение и лечение.
Предмет, цель и задачи педиатрии, ее связь с другими науками. Значение педиатрии для обеспечения здоровья подрастающего поколения, решения демографической ситуации.
Связь педиатрии и гигиены с другими направлениями медицины, с проблемами обучения и воспитания детей и подростков.
Методы исследования в педиатрии. Онтогенез. Этапы и периоды онтогенеза.
Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития. Физическое и психическое развитие детей и подростков.
Тема 1.2. Особенности развития плода
Внутриутробные периоды развития: эмбриональный, фетальный. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода. Влияние процесса родов на плод.
Тема 1.3. Постнатальный период
Период новорожденности: особенности раннего и позднего неонатального периода, понятие «недоношенности», причины и признаки недоношенности.
Вскармливание здорового ребенка первого года жизни. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию. Смешанное и искусственное вскармливание. Психическое и физическое развитие детей в различные периоды детства.
Тема 1.4. Структура заболеваемости и профилактика заболеваний детей и подростков.
Структура заболеваемости в различные периоды детства. Болезни кожи, опорно-двигательного аппарата, зрения, хронические расстройства питания,
рахит, гипервитаминоз D, неврозы, заболевания органов дыхания, сердечно-
сосудистой системы, выделительной системы (энурез). Особенности иммунной системы у детей, заболевания иммунной системы.
Первичная и вторичная профилактика заболеваний.
Тема 1.5. Детские инфекции
Общие закономерности возникновения, распространения, проявления и прекращения инфекционных болезней у детей и подростков.
Характеристика детских инфекционных заболеваний: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ. Понятие о карантине. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Национальный календарь профилактических прививок.
Тема 1.6. Неотложные состояния и первая помощь
Краткая характеристика состояний: гипертермия, ложный круп, инородное тело гортани и бронхов, молочница, диспепсия, острый отит, укусы насекомых и животных.
Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма. Особенности оказания первой помощи детям.