Антропометрическая карта (профиль развития)
-3б -2б -1б М +1б +2б +3б | ||||||||
Длина тела, см | ||||||||
Вес тела, кг | ||||||||
Окружность грудной клетки, см | ||||||||
Низкое среднее высокое физическое развитие |
12. На основании каких данных определяют необходимое организму количество пищи?
13. Чем отличаются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста?
14. Используя данные (приложение 3), рассчитать калорийность и биологическую ценность собственного пищевого рациона за сутки. Сделать вывод.
15. Задание на выбор: подготовить научное сообщение (реферат, эссе) или электронную презентацию.
Приложение 3
Содержание основных пищевых веществ и энергетической ценности продуктов в пересчете на 100 г съедобной части продукта
(Покровский А.А. Химический состав пищевых продуктов.М., 1977)
Продукт | Кол-во ккал | Содержание | |||
Са, мг | Р, мг | F, мг | Вит. С, мг | ||
Пшеница | 5,1 | ||||
овес | 11,0 | ||||
рис | 2,6 | ||||
греча | 16,7 | ||||
горох | 9,4 | ||||
Мука пшеничная | 1,2 | ||||
Крупа манная | 2,3 | ||||
Крупа гречневая | 8,0 | ||||
Крупа рисовая | 1,8 | ||||
Крупа овсяная | 3,9 | ||||
Крупа перловая | - | 1,6 | |||
Макароны | 2,1 | ||||
Хлеб ржаной | 2,6 | ||||
Хлеб пшеничный | 2.8 | ||||
Булка (сдоба) | 1,0 | ||||
Сухари | 1,1 | ||||
Сахар | - | 0,3 | |||
Какао | - | 1,1 | |||
Печенье | 1,0 | 2,0 | |||
Молоко | 0,1 | ||||
Сливки | 0,1 | 1,0 | |||
Сметана | 0,1 | 0,5 | |||
Творог | 0,4 | 0,3 | |||
Кефир | 0,1 | 0,7 | |||
Сыр (гол.) | 0,2 | ||||
Сыр (плав.) | - | 2,4 | |||
Масло раст. | - | - | - | ||
Капуста | - | - | - | ||
Картофель | 1,0 | ||||
Лук | 0.9 | ||||
Морковь | 0,9 | ||||
Огурцы | 1,2 | ||||
Яблоки | 1,4 | ||||
Мясо говядина | 2.2 | ||||
Свинина | 2,6 | - | |||
Кура | 1,4 | ||||
Рыба | 2.7 | ||||
Яйцо | 3,0 |
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1. Здоровая беременность.
2. Спорт и беременность.
3. Группы продуктов питания беременной женщины.
4. Молочные смеси, их разновидности, показания к применению.
5. Закаливание детей и подростков.
6. Личная гигиена детей и подростков.Методыгигиеническоговоспитания.
7. Критические периоды в онтогенезе. Анатомо-физиологические особенности детского организма.
8. Анатомо-физиологические особенности организма подростка.
9. Особенностифизическогоразвитиядетей и подростков.
10. Особенностипсихическогоразвитиядетей и подростков.
11. Мутагенные и тератогенныефакторыокружающейсреды.
12. Влияниеалкоголя на организмподростков и женщин.
13. Влияниенаркотиков на организмподростков и женщин.
14. Воспитаниеполовойкультуры в семье и школе.
15. Профилактикадетскоготравматизма.
16. Санитарно-гигиеническоевоспитание в семье.
17. Санитарно-гигиеническоевоспитание в школе.
18. Профилактиканаркомании в подростковой бреде.
19. Роль семьи в гигиеническомвоспитаниидетей и подростков.
20. Цели и содержаниеработы «Школымолодыхродителей», «школы материнства».
21. Психопрофилактическая работа психотерапевтического кабинета женской консультации.
6.3. Задания к контрольной работе
1. Общая характеристика, базовые понятия, содержание, комплексный характер дисциплины «Основы педиатрии и гигиены».
2. Объект, предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками.Роль дисциплины в подготовке бакалавра физической культуры.
3. Нормативно-правовое обеспечение в области педиатрии и гигиены.
4. Методы исследования в педиатрии.
5. Онтогенез. Этапы и периоды онтогенеза. Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития.
6. Внутриутробные периоды развития: эмбриональный, фетальный. Физическое и психическое развитие детей и подростков.
7. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода. Влияние процесса родов на плод.
8. Система физических упражнений ушу: общая характеристика, основные требования к занятиям ушу. Направления ушу.
9. Период новорожденности: особенности раннего и позднего неонатального периода, понятие «недоношенности», причины и признаки недоношенности.
10. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни.
11. Смешанное и искусственное вскармливание.
12. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию.
13 Структура заболеваемости в различные периоды детства. Болезни кожи, опорно-двигательного аппарата.
14. Хронические расстройства питания у детей, рахит, гипервитаминоз D.
15. Заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, выделительной системы (энурез) у детей.
16. Особенности иммунной системы у детей, заболевания иммунной системы у детей.
17. Первичная и вторичная профилактика заболеваний у детей.
18.Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей и подростков.
19. Детские инфекционные заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ.
20. Понятие о карантине. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Национальный календарь профилактических прививок.
21. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: гипертермия, ложный круп, инородное тело гортани и бронхов
22. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: диспепсия, острый отит, укусы насекомых и животных.
23. Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма.
24. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения.
25. Предмет, цель и задачи гигиены, ее связь с другими науками. Значение гигиены в пропаганде гигиенических знаний.
26. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.
27. Определение понятия «здоровье». Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
28. Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья детей и подростков.
29. Критерии групп здоровья у детей.
30. Диагностика готовности детей к обучению в школе.
31.Требования к организации и качеству пищевого рациона, рекомендации по употреблению различных групп пищевых продуктов
32. Основы рационального питания детей и подростков.
33.Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня детей и подростков.
34.Гигиенические требования к детским и общеобразовательным учреждениям.
35. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе.
36. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в детских учреждениях.
37.Гигиеническое воспитание детей и подростков. Санитарное просвещение родителей.
38. Роль педагога а санитарно-гигиеническом просвещении.
39. Влияниеалкоголя на организмподростков и женщин.
40. Влияниенаркотиков на организмподростков и женщин.
6.4. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Общая характеристика, базовые понятия, содержание, комплексный характер дисциплины «Основы педиатрии и гигиены».
2. Объект, предмет, цель и задачи дисциплины, ее связь с другими науками.Роль дисциплины в подготовке бакалавра физической культуры.
3. Нормативно-правовое обеспечение в области педиатрии и гигиены.
4. Методы исследования в педиатрии.
5. Онтогенез. Этапы и периоды онтогенеза. Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития.
6. Внутриутробные периоды развития: эмбриональный, фетальный. Физическое и психическое развитие детей и подростков.
7. Последствия отрицательных воздействий на плод во время внутриутробного периода. Влияние процесса родов на плод.
8. Система физических упражнений ушу: общая характеристика, основные требования к занятиям ушу. Направления ушу.
9. Период новорожденности: особенности раннего и позднего неонатального периода, понятие «недоношенности», причины и признаки недоношенности.
10. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни.
11. Смешанное и искусственное вскармливание.
12. Естественное вскармливание. Состав грудного молока. Диета кормящей матери. Противопоказания к грудному вскармливанию.
13 Структура заболеваемости в различные периоды детства. Болезни кожи, опорно-двигательного аппарата.
14. Хронические расстройства питания у детей, рахит, гипервитаминоз D.
15. Заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, выделительной системы (энурез) у детей.
16. Особенности иммунной системы у детей, заболевания иммунной системы у детей.
17. Первичная и вторичная профилактика заболеваний у детей.
18.Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей и подростков.
19. Детские инфекционные заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, коклюш, дифтерия, ОРВИ.
20. Понятие о карантине. Закон об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Национальный календарь профилактических прививок.
21. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: гипертермия, ложный круп, инородное тело гортани и бронхов.
22. Первая помощь при следующих неотложных состояниях: диспепсия, острый отит, укусы насекомых и животных.
23. Характеристика детского травматизма. Профилактика травматизма.
24. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения.
25. Предмет, цель и задачи гигиены, ее связь с другими науками. Значение гигиены в пропаганде гигиенических знаний.
26. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды.
27. Определение понятия «здоровье». Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
28. Комплексная гигиеническая оценка состояния здоровья детей и подростков.
29. Критерии групп здоровья у детей.
30. Диагностика готовности детей к обучению в школе.
31.Требования к организации и качеству пищевого рациона, рекомендации по употреблению различных групп пищевых продуктов
32. Основы рационального питания детей и подростков.
33.Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня детей и подростков.
34.Гигиенические требования к детским и общеобразовательным учреждениям.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Учеб.пособие для высшей школы.-4-е изд., перераб. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. – 560с.
2. ГолубевВ.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. дошк. факультетов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 412 с.
3. ГолубевВ.В., Лещенко М.В., Голубев С.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. дошк. факультетов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 200 с.
4. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. Пособие. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 398 с.
5. Рзянкина М.Ф., Молочной В.Г. Здоровье детей в образовательных учреждениях: Учеб.пособие. – Ростов Н ∕Д Феникс, 2005. – 376 с.
6. Малафеева С.Н., Сапельцева И.В. Школьная гигиена и здоровье школьников. Методические рекомендации для студентов. – Изд. УрГПУ, 2001.- 34 с.
7. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: Учеб.пособие для ср. мед. работников. 4-е изд., – Ростов Н∕Д Медицина, 2009. – 347 с.
Дополнительная литература
1. Агапова И.А. Комплексная подготовка детей к школе: Кн. для детей и взрослых. – М.: Сфера, 2003. – 192 с.
2. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. Пособие.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.
3. Барчтейл Б.А., Сыроплатов Б.Л. Распространенные болезни и современные лекарственные средства при их лечении. М.: Медицина, 1997. 158с.
4. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб.: Фолиант, 2002. 560с.
5. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов на Дону, Феникс, 1999.
6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., Учебная литература, 1997.
7. Демирчоглян Г. Г. Тренируйте зрение [Текст] / Г.Г. Демирчоглян. М., 1990.
8. Иванченко В.А. Как быть здоровым [Текст] / В.А. Иванченко. СПб. 1994.
9. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб.пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2001.
10. Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. – М., Изд-во УРАО, 1998.
11. Основы психофизиологии /под ред. Ю.И.Александрова. М., Инфра-м, 1997.
12. Педагогика и психология здоровья [Текст] / под ред. Н.К. Смирнова. М., 2003.
13. Резанова Е.А. и др. Биология человека. Анатомия. Физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии в таблицах и схемах. М., Медицина, 1988.
14. Сапин М.Р., Сивоглазов Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М., Академия, 2000.
15. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., Академия, 2000.
16. Фарафонтов М.Г. основы рационального питания: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений ∕ Урал.гос.пед.ун.-т Екатеринбург, 2000. – 121 с.
17. Чумаков Б.Н. Валеология: курс лекций, - 2-е изд., доп. и испр. – М.: Пед. о-во России, 1999, 406 с.
18. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М., 2004.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории и технических средств обучения (мультимедийной установки), муляж для обучения проведению комплекса мероприятий по сердечно-сосудисиой реанимации, перевязочный материал.
Рабочая программа дисциплины
«Основы педиатрии игигиены»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.