Развитие эмоциональной сферы человека
Ещё в 1919 году бихевиорист Дж. Уотсон высказал гипотезу о том, что ребёнок рождается с набором эмоциональных реакций, а последующее развитие эмоциональной сферы осуществляется в соответствии с классическими законами образования условных связей, то есть по законам научения.
В 1927 году Шерман провёл экспериментальное исследование для подтверждения теории Уотсона. Снял на плёнку реакцию новорожденных малышей на падение с небольшой высоты, ограничение движения, голод, укол булавкой. Показал экспертам. Эксперты при оценке ориентировались на ситуацию. Таким образом, эксперимент опроверг предположение Уотсона о врождённости эмоций.
Линии развития эмоциональной сферы.
1) Расширение репертуара эмоций. Первичные проявления эмоций – удовольствие-неудовольствие. Потом следуют базовые эмоции (гнев, страх, радость), к которым несколько позже добавляется отвращение (пока только к пище). Затем, от двух до пяти лет, формируются социальные эмоции (стыд, вина, обида и т.д.) и появляются чувства. Таким образом, базовые эмоции с возрастом дифференцируются и формируются социальные эмоции.
2) Совершенствование языка эмоций.
· От использования врождённых мимических схем к усвоению конвенциональной мимики (+ формирование индивидуального языка эмоций путём слияния врождённого и приобретённого).
· От недифференцированных комплексных проявлений – к дифференцированным. Вот есть у детей комплекс оживления, в котором участвует всё тело: ручки, ножки, мимика и т.п. А потом мимика дифференцируется, интонации становятся разнообразными и т.д. В первый месяц жизни интонация ребёнка сходна с недовольством взрослого. В два месяца можно уловить удовольствие, спокойное гуление и неудовольствие. В три месяца удовольствие дифференцируется от спокойной радости до восторга. В семь месяцев появляется эмоциональная просьба. В десять – настойчивая интонация убеждения.
· От невербального к вербальному.
· Соотношение экспрессии и импрессии. Удивление и презрение распознаются позже базовых эмоций. Печальные дети чувствительнее к чужим эмоциям, чем весёлые. Удивление лучше определяется более интеллектуально продвинутыми детьми.
3) Социализация эмоций:
· Интенсивное формирование и развитие социальных эмоций.
· Усвоение социально выработанных мимических схем.
· Использование социально приемлемых форм выражения эмоций.
· Использование эмоций для воздействия на окружающих.
4) Совершенствование контроля над эмоциями.
5) Осознанность и вербализация эмоций. Осознание эмоций – результат научения. В его основе лежит развитие органических ощущений, приучение связывать свои переживания с определёнными понятиями. Осознание может иметь разный уровень. Существует три составляющих полного осознания эмоции:
· Осознание самой эмоции.
· Понимание связей между эмоциональными переживаниями и их причинами;
· Понимание связей между эмоцией и действиями, к которым она побуждает.
Низкая интенсивность эмоций, высокие пороги чувствительности, включение защитных механизмов при переживаниях, наказание за проявление эмоций, в свою очередь, способствуют преобладанию неосознанных эмоциональных реакций.
Случается, что мы ошибаемся при идентификации переживания. Обида может превратиться в моральное возмущение, а боязнь неуспеха – в отсутствие интереса. Бывает неверная интерпретация причин. Поведение часто интерпретируется неверно, особенно в детско-родительских отношениях. Бывает неправильное понимание связи эмоций и поступков. Полное осознание эмоций – один из показателей эмоциональной зрелости.
Исследование роли эмоций в регуляции поведения привело к тому, что эмоциональная сфера долгое время находилась в центре внимания психологов. Было даже сформулировано понятие «эмоциональный интеллект». Уровень интеллекта не служит надёжным основанием для прогноза жизненного успеха человека. Эмоциональная сфера, согласно многим исследованиям, играет в этом вопросе более важную роль. Она обеспечивает возможность реализации интеллектуального потенциала. Неспособность к осознанию собственных эмоциональных переживаний можно рассматривать как потерю контакта со своей идентичностью.
Понятие эмоционального интеллекта было предложено Сэловеем. Он отталкивался от понятий Гарднера: личностный и межличностный интеллект. Эмоциональный интеллект, по Сэловею, охватывает следующие способности:
· Распознавание собственных эмоций.
· Владение эмоциями.
· Самомотивация.
· Понимание эмоций других людей.
Проявлением эмоциональной зрелости очень часто считают формирование индивидуального стиля эмоционального реагирования и типичных способов переживаний, основанных на изменении соотношения между эмоциями и другими психическими образованиями. Чем старше человек, тем сложнее эти взаимосвязи.
Ф. Василюк в своей «Психологии переживания» выделяет типы переживаний, основанные на соотношении эмоций, интеллекта, креативности и воли:
· Гедонистические переживания.
· Реалистические переживания (доминирует рациональный подход, интеллект, логика).
· Творческие переживания.
· Ценностные переживания.