Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, индивидуальные

Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ.

Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются государственные образовательные стандарты, национально-региональный компонент (например, включение региональной тематики), принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, индивидуальные предпочтения учеников и их родителей.

Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и соотносятся с обучением отдельных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих работ, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т. д. Индивидуальные образовательные программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса.

Образовательная программа школы составляется ежегодно и включает в себя: общие сведения о школе, анализ предыдущей деятельности, основные достижения и проблемы, образовательные потребности учащихся и родителей, специфику педагогического коллектива, структуру школы, режим работы, образовательную концепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функциональную схему образовательного процесса, специфику отдельных образовательных направлений и программ, характеристику общеобразовательного процесса на разных уровнях, функции отдельных структурных подразделений и должностных лиц, план опытно-экспериментальной и методической работы, план общешкольных мероприятий, связь с другими организациями и учреждениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок проведения аттестации учеников и педагогов и др.

Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания (ОБЖ).

Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа – это средство достижения цели. Сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда носит прикладной характер, то есть имеет своего автора (или авторов) и отражает прежде всего содержание его деятельности.

Каждый учитель на каждую учебную четверть и год корректирует примерную программу по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на заседаниях районных методических объединений. После чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.

Итак, основными компонентами учебной программы по общеобразовательным курсам являются следующие элементы:

- Смыслы учебного курса.

- Цели и задачи курса.

- Развиваемые личностные качества учеников (умения и способности).

- Основные виды деятельности учеников.

- Деятельностное содержание образования (технологии, формы и методы обучения).

- Тематическое содержание программы, группируемое вокруг:

а) фундаментальных образовательных объектов;

б) фундаментальных образовательных проблем;

в) культурно-исторических знаний;

г) ритмической основы конструирования программы.

- Личностное содержание образования (образовательная продукция учеников).

- Формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

Наши рекомендации