Палубные механизмы и устройства, их безопасность
Якорные и швартовные устройства (брашпили, шпили, кнехты, клюзы и т. п.) на судне должны обеспечивать безопасность их эксплуатации. Так, безопасность эксплуатации якорного устройства наиболее эффективно обеспечивается при дистанционном управлении отдачей и выборкой якорей. На расстоянии не менее 600 мм от брашпилей, шпилей и в районе движения якорной цепи до клюза не должно быть выступающих над палубой конструкций, комингсов, люков, вентиляционных головок и др. Пост управления брашпилем (шпилем) нужно располагать так, чтобы обеспечивались хороший обзор всех элементов устройств и проходы шириной не менее 600 мм.
Швартовные кнехты, устанавливаемые у фальшборта, должны находиться от него на расстоянии не менее 200 мм. Вырезы в фальшборте для прохода швартовных канатов предусматривают по длине на 300 мм и по высоте на 150 мм больше соответственно длины и высоты кнехтов.
Швартовные канаты во время хода судна наматываются на специальные вьюшки, которые имеют поворотные основания и тормоз. Высота оси вьюшки и длина рычага ее рукоятки подбираются таким образом, чтобы в своем нижнем положении рукоятка находилась не ниже 0,5 м, а в верхнем положении – не выше 1,2 м от палубы.
Электродвигатели шпилей и брашпилей оборудуют максимальной и минимальной защитой от перегрузок.
Для выполнения якорных и швартовных операций в темное время суток рабочие места у шпилей, брашпилей, кнехтов освещаются, причем освещение не должно мешать судоводителю.
Обслуживание швартовных устройств, обеспечивающее безопасность труда, заключается в наблюдении за швартовными канатами, состоянием кнехтов, вьюшек шпилей и брашпилей. Износ стальных канатов определяется числом разорванных проволок и каболок на длине, равной шести диаметрам каната, которое не должно превышать 20 %. Необходимо периодически проверять исправность и степень износа цепей стопоров, клюзов, звездочек и тормозных элементов шпилей и брашпилей
Якоря поднимают и отдают только по распоряжению вахтенного начальника. Перед их выборкой и отдачей следует убедиться в отсутствии людей на линии якорной цепи и. в цепном ящике. Кроме того, при отдаче якоря необходимо убедиться в отсутствии под носовым подзором шлюпок, катеров и т. п.
У швартовных механизмов и кнехтов во время швартовки могут находиться только лица, занятые ее выполнением.
На шлаг стального каната, закрепленного на кнехтах, необходимо накладывать схватку из растительного тонкого шкерта. Все работы со стальными канатами надо выполнять в рукавицах.
Шлюпбалки и лебедки шлюпочных устройств оборудуют электрическим или гидравлическим приводом. На малых судах допускается устанавливать ручные лебедки.
Конструкция шлюпочного устройства должна обеспечивать безопасный подъем и спуск шлюпок, исключать возможность выхода человека в сторону открытого борта во время подъема и спуска шлюпки, иметь стопорные устройства и приспособления, которые предотвращают удары шлюпки о борт судна.
С рабочего места у шлюпбалок должен быть хороший обзор. Ширину проходов в районе шлюпочных устройств предусматривают не менее 800 мм; на малых судах допускается их ширина 600 мм.
Электроприводы шлюпочных устройств оборудуют конечными выключателями, ограничивающими движение шлюпки вверх, максимальной и минимальной защитой от перегрузок, электромагнитным тормозным устройством и блокировками, исключающими включение электропривода при работе лебедки на ручном режиме. Обслуживание шлюпочного устройства, обеспечивающее безопасность труда, заключается в поддержании всех элементов в исправном техническом состоянии. Периодически проверяют состояние шлюпбалок, талей, лебедок, шлюпок; все замеченные неисправности немедленно устраняют. Малейшая неисправность шлюпок и шлюпочных устройств в аварийных ситуациях может привести к гибели людей.
Спуском и подъемом шлюпки руководит вахтенный начальник или боцман. Перед спуском шлюпки надо убедиться в том, что отверстия в ее днище закрыты пробками, а лебедка и тормозное устройство исправны. Шлюптали стравливают равномерно, и в момент, когда шлюпка касается воды, они должны быть быстро развернуты и выложены.
Буксирные устройства и автосцепы. Чтобы при использовании метода буксировки обеспечить безопасность труда и облегчить его, на судах устанавливают буксирные лебедки, управляемые дистанционно с поста управления судном.
Безопасная эксплуатация буксирных устройств предусматривает целый ряд организационных мер, специально оговариваемых правилами и инструкциями: в зоне действия буксирного каната не должно быть людей, персоналу запрещается находиться между канатом и бортом при поворотах судна и др.
При автоматической сцепке с толкаемым составом и во время волнения запрещается находиться людям вблизи сцепных устройств. Переходные устройства с толкача на толкаемое судно устанавливают только после окончания сцепки. Не допускается выполнять какие-либо ремонтные работы по автосцепу на ходу судна. Расцепка осуществляется только при полной остановке состава.
Люковые закрытия. На современных грузовых судах люковые закрытия имеют электрический или гидравлический привод. Конструкция металлических люковых закрытий должна обеспечивать свободный и безопасный доступ для проведения контроля, ухода и ремонта механизма подъема (передвижения) крышек.
Движением люковых крышек управляют из рубки или со специального поста управления. В обоих случаях обеспечивается обзор всего пространства, где перемещаются люковые закрытия. Открываются и закрываются люки под руководством вахтенного начальника.
При передвижении люковых крышек тяговыми канатами необходимо исключить перекосы и заедание последних. Несоблюдение данного условия может привести к перекосу крышек, обрыву каната и, как следствие, к несчастному случаю. Люковые крышки после открытия и закрытия закрепляют специальными стопорами или другими устройствами.