Анатомия человека и функции организма
Основы медицинских знаний
«Анатомия человека и функции организма»
Методические указания
для выполнения лабораторной работы № 1
Одесса – 2013
Министерство образования и науки Украины
Одесская национальная морская академия
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
Основы медицинских знаний
«Анатомия человека и функции организма»
Методические указания
для выполнения лабораторной работы № 1
Утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» как методические указания для выполнения лабораторных работ №№ 1-9 по дисциплине «Основы медицинских знаний». Направление подготовки: 6.070104 «Морской и речной транспорт». 27.08.2013 г., протокол № 1 |
Одесса – 2013
УДК 613.68
ББК 52
Г 60
Составители: В.В. Голикова, Г.Г. Роман, О.И. Шевченко
Г60 | Основымедицинских знаний. Анатомия человека и функции организма [Текст]: методические указания для лабораторной работы № 1 / Сост. В.В. Голикова, Г.Г. Роман, О.И. Шевченко / – Одесса: ОНМА, 2013. – 18 с. УДК 613.68 ББК 52 |
© Одесская национальная морская академия, 2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………… | |
Анатомия человека и функции организма: | |
Система органов движения…………………………………………….. | |
Система кровообращения ……………………………………………... | |
Система дыхания ………..……………………………………………... | |
Пищеварительная система и селезенка……………………………….. | |
Система мочевыведения……………………………………………….. | |
Нервная система ……………………………………………………...... | |
Органы чувств ………………………………………………………...... | |
Кожа ………..…………………………………………………………… | |
Контрольные вопросы……………………………………………………... | |
Список литературы ………………………………………………………... |
Цель изучения дисциплины:
Дать теоретические знания и практические навыки приемов медицинской само- и взаимопомощи.
Сфера компетенции:
Принятие немедленных мер при несчастном случае или в иной ситуации, требующей неотложной медицинской помощи (согласно международным нормативным документам, регламентирующие безопасность мореплавания: таблицы А-VI/1-3, А-VI/1-8 и А-VI/1-9 Кодекса STCW 78/95 с Манильскими поправками 2010 года).
Цель работы: иметь теоретическое представление о строении человеческого организма (анатомии) и его жизнедеятельности (физиологии).
Задание: изучить изложенный материал и составить письменный отчет по лабораторной работе, ответив на контрольные вопросы.
ВВЕДЕНИЕ
Международные нормативные документы, регламентирующие безопасность мореплавания (Конвенция ПДМНВ - 78/95 с Манильскими поправками 2010 г. «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты») и требования к охране здоровья членов экипажей морских судов (Конвенция МОТ «О труде в морском судоходстве», 2006 г. раздел 4 «Охрана здоровья, медицинское обслуживание и защита в области социального обеспечения»), налагают на каждого моряка гуманистический долг - оказание первой помощи любому нуждающемуся в ней человеку, т.е предпринять простейшие срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека и предупредить возможные осложнения при травматическом повреждении, внезапном заболевании до прибытия медработника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. По этой причине обучение правилам оказания такой помощи включено в число обязательных элементов на стадии профессиональной подготовки и сертификации моряков.
Упомянутые документы также допускают оказание первой медицинской помощи на борту судна лицами, не имеющими специального медицинского образования, но получившими удовлетворительные знания на курсах теоретической и практической медицинской подготовки по программам, утвержденным компетентными органами власти. При этом уровень знаний у прошедших курс подготовки должен быть достаточным, чтобы принять неотложные эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий. Эти документы также требуют обязательной сертификации специалистов отдельных категорий по вопросам оказания неотложной помощи и уходу за пострадавшими на борту судна, определяют порядок такой сертификации и устанавливают, как обязательное условие, проведение обучения квалифицированными, специально подготовленными врачами, имеющими опыт плавания на судах.
Цель дисциплины «Основы медицинских знаний», включенная в учебные планы по специальности «Морской и речной транспорт» – дать необходимые знания и привить практические навыки оказания первой помощи при травмах и заболеваниях на судах.
Необходимость изучения этой дисциплины будущими членами судовых экипажей определяется спецификой предстоящей им трудовой деятельности и быта на судах, характеризующейся действием на плавсостав гораздо большего числа вредных и опасных производственных факторов, нередко и некомфортной обитаемости, чем на представителей других профессий и, соответственно, более высоким риском травматизма и заболеваемости. Особую актуальность изучение дисциплины приобрело в последние годы, в связи с сокращением численности экипажей и исключением из их состава медицинских работников.
Порядок изучения дисциплины, предусматривающий сочетание различных форм (лекции, практические занятия, лабораторные и самостоятельные работы), обеспечивает необходимый уровень знаний и практических навыков по оказанию первой помощи при ранениях, кровотечениях и переломах, шоке и др. неотложных состояниях, а также по уходу за пострадавшими, умению получить консультацию медицинских специалистов с использованием телекоммуникационных средств.
Анатомия человека и функции организма
Оказание первой помощи основывается на элементарных знаниях анатомии и физиологии человека, данных о строении и функциях клеток и тканей, органов и систем, организма в целом.
Основой строения каждого живого организма являются клетки. Совокупность одинаковых по своему строению и функциям клеток составляет отдельные ткани, которых в организме человека различают четыре вида: эпителиальная или покровная (кожа, слизистые оболочки), соединительная или опорная (кости, связки и др.), мышечная и нервная. Сочетание различных в функциональном отношении тканей образуют органы (легкие, почки и др.), которые по общности выполнения основной функции объединяются в системы органов: движения, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, чувств, внутренней секреции, покровную и нервную системы.
Система органов движениясостоит из костей, мышц и связок. Совокупность всех костей образует скелет (рис. 1), который служит опорой человеческого тела и защитой внутренних органов.
Скелет человека обычно подразделяют на череп, позвоночный столб, грудную клетку с верхними конечностями (плечевой пояс) и таз с нижними конечностями (тазовый пояс). Скелет состоит из 34 непарных и 170 симметрично расположенных парных костей.
Череп делится на мозговую (вмещающую головной мозг) и лицевую части, кости которых, за исключением нижней челюсти, посредством швов соединены между собой неподвижно.
Грудная клетка состоит из 12 ребер, грудины и позвоночника. Ребра сочленяются с позвонками посредством суставов, с грудиной - через гибкие хрящевые соединения (синантрозы), что придает грудной клетке относительную подвижность (экскурсию), необходимую для нормального функционирования дыхательной системы. Позвоночный столб образован 33 – 35 сочлененными между собой позвонками, из которых 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 вместе сросшихся позвонков крестца и 4 или 5 недоразвитых позвонков, называемых копчиком. За счет имеющихся на каждом позвонке отростков внутри позвоночного столба формируется канал, в котором расположен спинной мозг. Имеющиеся по ходу позвоночника изгибы, подобно упругим амортизаторам, способствуют сохранению его целостности при разновекторных нагрузках и предохраняют спинной мозг от повреждений.
Кости плечевого пояса соединяются между собой в основном посредством суставов (плечевой, локтевой, лучезапястный, межфаланговые кисти), что позволяет одним сегментам смещаться по отношению к другим и придает конечностям способность осуществлять самые разнообразные движения. Неподвижно соединены с грудиной только обе ключицы.
Кости тазового пояса, подобно верхнему плечевому поясу, соединяются между собой также в основном посредством суставов (тазобедренный, коленный, голеностопный, межфаланговые стопы), однако объем движений в каждом из них несколько меньше, чем в аналогичных суставах верхней конечности. Тазовый пояс состоит из двух симметричных тазовых костей. Сзади они соединены с тремя верхними крестцовыми позвонками, а спереди хрящевой прослойкой – между собой. Тазовые кости при участии крестца образуют костное кольцо, которое переносит тяжесть туловища на соединенные с ним нижние конечности.
Рис. 1. Скелет человека
К костям скелета посредством сухожилий крепятся так называемые поперечно-полосатые мышцы, способные сокращаться и расслабляться, приводя в движение тот или иной сегмент тела в ответ на импульс, поступающий к ней по нерву. Работа поперечно-полосатых мышц контролируется и управляется центральной нервной системой (головным мозгом) и в большинстве случаев, кроме чисто рефлекторных реакций, подчиняется воле человека.