Анатомия человека и функции организма

Основы медицинских знаний

«Анатомия человека и функции организма»

Методические указания

для выполнения лабораторной работы № 1

Одесса – 2013



Министерство образования и науки Украины

Одесская национальная морская академия

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Основы медицинских знаний

«Анатомия человека и функции организма»

Методические указания

для выполнения лабораторной работы № 1

  Утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» как методические указания для выполнения лабораторных работ №№ 1-9 по дисциплине «Основы медицинских знаний». Направление подготовки: 6.070104 «Морской и речной транспорт». 27.08.2013 г., протокол № 1  

Одесса – 2013

УДК 613.68

ББК 52

Г 60

Составители: В.В. Голикова, Г.Г. Роман, О.И. Шевченко

  Г60 Основымедицинских знаний. Анатомия человека и функции организма [Текст]: методические указания для лабораторной работы № 1 / Сост. В.В. Голикова, Г.Г. Роман, О.И. Шевченко / – Одесса: ОНМА, 2013. – 18 с. УДК 613.68 ББК 52  

Анатомия человека и функции организма - student2.ru Анатомия человека и функции организма - student2.ru © Одесская национальная морская академия, 2013

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
Анатомия человека и функции организма:  
Система органов движения……………………………………………..
Система кровообращения ……………………………………………...
Система дыхания ………..……………………………………………...
Пищеварительная система и селезенка………………………………..
Система мочевыведения………………………………………………..
Нервная система ……………………………………………………......
Органы чувств ………………………………………………………......
Кожа ………..……………………………………………………………
Контрольные вопросы……………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………...

Цель изучения дисциплины:

Дать теоретические знания и практические навыки приемов медицинской само- и взаимопомощи.

Сфера компетенции:

Принятие немедленных мер при несчастном случае или в иной ситуации, требующей неотложной медицинской помощи (согласно международным нормативным документам, регламентирующие безопасность мореплавания: таблицы А-VI/1-3, А-VI/1-8 и А-VI/1-9 Кодекса STCW 78/95 с Манильскими поправками 2010 года).

Цель работы: иметь теоретическое представление о строении человеческого организма (анатомии) и его жизнедеятельности (физиологии).

Задание: изучить изложенный материал и составить письменный отчет по лабораторной работе, ответив на контрольные вопросы.

ВВЕДЕНИЕ

Международные нормативные документы, регламентирую­щие безопасность мореплавания (Конвенция ПДМНВ - 78/95 с Манильскими поправками 2010 г. «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты») и требования к охране здоровья членов экипажей морских судов (Конвенция МОТ «О труде в морском судоходстве», 2006 г. раздел 4 «Охрана здоровья, медицинское обслуживание и защита в области социального обеспечения»), налагают на каждого мо­ряка гуманистический долг - оказание первой помощи любо­му нуждающемуся в ней человеку, т.е предпринять простейшие срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека и предупредить возможные осложнения при травматическом повреждении, внезапном заболевании до прибытия медработника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. По этой причине обучение прави­лам оказания такой помощи включено в число обязательных элементов на стадии профессиональной подготовки и сертифи­кации моряков.

Упомянутые документы также допускают оказание пер­вой медицинской помощи на борту судна лицами, не имеющи­ми специального медицинского образования, но получившими удовлетворительные знания на курсах теоретической и практи­ческой медицинской подготовки по программам, утвержденным компетентными органами власти. При этом уровень знаний у прошедших курс подготовки должен быть достаточным, чтобы принять неотложные эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий. Эти документы также требуют обязательной сертификации специалистов от­дельных категорий по вопросам оказания неотложной помощи и уходу за пострадавшими на борту судна, определяют порядок такой сертификации и устанавливают, как обязательное условие, проведение обучения квалифицированными, специально под­готовленными врачами, имеющими опыт плавания на судах.

Цель дисциплины «Основы медицинских знаний», включен­ная в учебные планы по специальности «Морской и речной транспорт» – дать необходимые знания и при­вить практические навыки оказания первой помощи при трав­мах и заболеваниях на судах.

Необходимость изучения этой дисциплины будущими членами судовых экипажей определяется спецификой предстоя­щей им трудовой деятельности и быта на судах, характеризую­щейся действием на плавсостав гораздо большего числа вред­ных и опасных производственных факторов, нередко и неком­фортной обитаемости, чем на представителей других профессий и, соответственно, более высоким риском травматизма и заболе­ваемости. Особую актуальность изучение дисциплины приобре­ло в последние годы, в связи с сокращением численности экипажей и исключением из их состава медицинских работников.

Порядок изучения дисциплины, предусматривающий со­четание различных форм (лекции, практические занятия, лабораторные и самостоятель­ные работы), обеспечивает необходимый уровень знаний и прак­тических навыков по оказанию первой помощи при ранениях, кровотечениях и переломах, шоке и др. неотложных состояни­ях, а также по уходу за пострадавшими, умению получить кон­сультацию медицинских специалистов с использованием теле­коммуникационных средств.

Анатомия человека и функции организма

Оказание первой помощи основывается на элементарных знаниях анатомии и физиологии человека, данных о строении и функциях клеток и тканей, органов и систем, организма в целом.

Основой строения каждого живого организма являются клетки. Совокупность одинаковых по своему строению и функ­циям клеток составляет отдельные ткани, которых в организме человека различают четыре вида: эпителиальная или покров­ная (кожа, слизистые оболочки), соединительная или опорная (кости, связки и др.), мышечная и нервная. Сочетание различ­ных в функциональном отношении тканей образуют органы (легкие, почки и др.), которые по общности выполнения основ­ной функции объединяются в системы органов: движения, кро­вообращения, дыхания, пищеварения, выделения, чувств, внут­ренней секреции, покровную и нервную системы.

Система органов движениясостоит из костей, мышц и связок. Совокупность всех костей образует скелет (рис. 1), ко­торый служит опорой человеческого тела и защитой внутрен­них органов.

Скелет человека обычно подразделяют на череп, позво­ночный столб, грудную клетку с верхними конечностями (пле­чевой пояс) и таз с нижними конечностями (тазовый пояс). Скелет состоит из 34 непарных и 170 симметрично расположенных парных костей.

Череп делится на мозговую (вмещающую головной мозг) и лицевую части, кости которых, за исключением нижней че­люсти, посредством швов соединены между собой неподвижно.

Грудная клетка состоит из 12 ребер, грудины и позвоночника. Ребра сочленяются с позвонками посредством суставов, с грудиной - через гибкие хрящевые соединения (синантрозы), что придает грудной клет­ке относительную подвижность (экскурсию), необходимую для нормального функционирования дыхательной системы. Позвоночный столб образован 33 – 35 сочлененными между собой позвонками, из которых 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 вместе сросшихся позвонков крестца и 4 или 5 недоразвитых позвонков, называемых копчиком. За счет имеющихся на каждом позвонке отростков внутри позвоночно­го столба формируется канал, в котором расположен спинной мозг. Имеющиеся по ходу позвоночника изгибы, подобно упру­гим амортизаторам, способствуют сохранению его целостнос­ти при разновекторных нагрузках и предохраняют спинной мозг от повреждений.

Кости плечевого пояса соединяются между со­бой в основном посредством суставов (плечевой, локтевой, лучезапястный, межфаланговые кисти), что позволяет одним сегментам смещаться по отношению к другим и придает ко­нечностям способность осуществлять самые разнообразные движения. Неподвижно соединены с грудиной только обе ключицы.

Кости тазового пояса, подобно верхнему пле­чевому поясу, соединяются между собой также в основном по­средством суставов (тазобедренный, коленный, голеностопный, межфаланговые стопы), однако объем движений в каждом из них несколько меньше, чем в аналогичных суставах верхней ко­нечности. Тазовый пояс состоит из двух симметричных тазовых костей. Сзади они соединены с тремя верхними крестцовыми позвонками, а спереди хрящевой прослойкой – между собой. Тазовые кости при участии крестца образуют костное кольцо, которое переносит тяжесть туловища на соединенные с ним нижние конечности.

Анатомия человека и функции организма - student2.ru

Рис. 1. Скелет человека

К костям скелета посредством сухожилий крепятся так называемые поперечно-полосатые мышцы, способные сокра­щаться и расслабляться, приводя в движение тот или иной сег­мент тела в ответ на импульс, поступающий к ней по нерву. Работа поперечно-полосатых мышц контролируется и управля­ется центральной нервной системой (головным мозгом) и в боль­шинстве случаев, кроме чисто рефлекторных реакций, подчи­няется воле человека.

Наши рекомендации