Лекция 7. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс
7.1. Образование как общечеловеческая ценность Образование является предметом изучения многих наук. Так, философия исследует, прежде всего, цели и общее предназначение образования, социология — способность личности адаптироваться к социальной среде, психология — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Однако ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является центральной категорией.
В педагогике (Б.С.Гершунский) образование как категория рассматривается в нескольких аспектах, а именно:
образование как ценность;
образование как система;
образование как процесс;
образование как результат.
Истинная сущность образования может быть понята лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик. Остановимся далее на кратком раскрытии выделенных аспектов образования.
Характеристика образования как ценности предполагает рассмотрение, как отмечает Б.С.Гершунский, трех блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.
Суть образования как ценности государственной заключается в том, что потенциал любого государства (нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный) самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Поэтому от отношения государства к положению дел в системе образования во многом зависит сила и мощь самого государства и благополучие его граждан. В современных условиях роль образования как государственной ценности возрастает и поэтому не случайно в России среди четырех приоритетных национальных проектов важное место занимает проект «Образование». Реальное отношение государства к образованию в стране определяется тем, каковы вложения в систему образования в бюджете страны. От этого зависит престиж образования, престиж профессии учителя и преподавателя, социальный статус всех работников системы образования.
Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассмотрения сферы образования в экономическом отношении лишь как потребляющей национальный доход, но не участвующей в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народно-хозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом, ведь оно связано с воспроизводством людей.
В чем суть образования как общественной ценности? Государство и общество – не идентичные понятия. Далеко не все устремления государства и общества в развитии образования совпадают. Часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество, кровно заинтересованное в развитии образования, вынуждено то и дело подталкивать государство к выполнению собственных обещаний. Зрелость общества в этом смысле определяется тем, насколько ему удается лоббировать образовательные приоритеты в высших государственных инстанциях. Общественная ценность образования проявляется и в том, что общество все более активно начинает участвовать в управлении образованием через, например, такую форму как попечительские советы. Государственно-общественный характер управления образованием становится одним из принципов развития образования в России.
Отношения между образованием и обществом опосредуются понятием «культура». Общество обеспечивает свое существование передачей культуры от поколения к поколению. Процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей – это и есть образование. Содержание образования формируется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и соответственно выполняет социокультурные функции (оно один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; практика социализации человека и преемственности поколений; механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства и др.).
Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.
Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек. Экономическую эффективность образования можно рассмотреть как в системе общественного производства, так и с точки зрения лучших образовательных результатов при минимуме финансовых, материально-технических затрат со стороны как педагогов, так и учащихся.
Образование как личностная ценность проявляется в мотивированном отношении человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Однако образование, наряду с другими общечеловеческими ценностями, на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и, прежде всего, чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Иными словами, образование — это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека.
На современном этапе развития России каждый человек должен осознать мысль о том, что образование, как общее, так и, особенно, профессиональное – это объективно необходимый фактор для успешного существования и развития личности. Только образованный человек может быть востребован современным рынком труда, который предъявляет к работнику все более высокие требования.
На отношение человека к образованию как к личностной ценности влияет и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих этапах образования, отношение к образованию «значимых других».
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т. е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценностных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в разработке образовательных проектов.
Образованность – одна из важнейших жизненных ценностей большинства населения развитых стран мира. Вместе с тем в разных странах по-разному осмысливают значение и цель образования. Так в США преобладает прагматический подход, а в Германии и Франции – стремление к интеллектуальному образованию. В Великобритании считают, что основная задача образования – научить преуспевать («научиться достигать успеха»). Английский ученый М. Садлер описывает сложившиеся национальные традиции: Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз – какие будут экзамены, американец – что будет уметь, англичанин – какой будет карьера.
7.2. Образование как система.Перейдем к рассмотрению следующего аспекта образования – образования как системы. Образование как социальная система — это, в соответствии с Законом «Об образовании», совокупность преемственно взаимосвязанных образовательных программ, Государственных образовательных стандартов, реализующих их учебных заведений, а также органов управления образованием на различных уровнях. Система образования представляет собой важнейший социальный институт, однако прежде чем она сложилась в ее современном виде, был пройден долгий и сложный путь исторического развития. Об этом мы будем говорить во втором семестре в курсе «История образования и педагогической мысли». Но, чтобы вам было более понятна логика рассуждений, мы кратко изложили основные вехи исторического пути развития системы образования. Этот материал вы читаете самостоятельно, в тексте лекции он изложен другим шрифтом.
Образование стало особой сферой деятельности с того момента, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.
Процессы социализации подрастающих поколений у первобытных народов значительно отличаются, но вместе с тем имеют общие черты, что позволяет говорить о системе обучения и воспитания в первобытную эпоху как исторически сложившемся архаичном типе образования, для которого характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе (осуществлялось в процессе повседневной общественной (прежде всего производственной) жизни).
С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному, главной целью которого являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям.
Со временем приходит понимание того, что материальное благополучие свободных жителей рабовладельческих государств зависело не только от их собственного благосостояния, но и от могущества государства. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ.
Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменилось и содержание образования. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это привело к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.
Процесс образования превратился в специфический вид умственной деятельности, связанной с передачей и восприятием знаний. Появляется специфическая социальная группа людей, профессионально занятых образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях. Образование, дающее возможность участвовать в государственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством, да к тому же требующее больших расходов, отвлечения подростков на учебу, стало привилегией господствующих классов. Распространенность образования в различные периоды древней истории у разных народов была неодинаковой.
В Средние века развитие системы образования в Западной и Центральной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился. Однако с усложнением общественной жизни и государственного механизма требовалось все больше образованных людей. Их подготовкой занимались городские школы, независимые от церкви.
В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, пользовавшиеся известной автономией по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это отставание. Эффективность образования повысилась в десятки раз, за счет чего снизилась стоимость обучения, повысилась его доступность.
Характер образования в докапиталистическую эпоху обусловлен развитием торговли, мореплавания, промышленности, но долгое время образование не оказывало существенного влияния на экономику. Ситуация изменилась после первой промышленной революции. Вместе с тем развитие промышленности, городов, мирового рынка сделало необходимым всеобщую грамотность трудящихся как одного из условий высокопроизводительного труда. Кроме того, по мере технического прогресса требования к общеобразовательной подготовке рабочих стали быстро возрастать.
Перед второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями все чаще стало требоваться среднее образование, а затем и профессиональная подготовка рабочих. К 50—60-м гг. XX в. образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы.
С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобретает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации. В содержании образования превалируют математические и технические дисциплины.
Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения, образовательным взрывом. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе. Школьное образование в современном мире является общим. Оно доступно большинству населения и является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества. В школе человек получает тот минимум научных знаний и представлений о разных сферах жизни, который общество считает обязательным для любого цивилизованного человека. Образование, полученное в школе, социальную основу, на которую затем накладывается специальное профессиональное образование, среднее или высшее. В школе впервые выявляются природные способности человека и перспективы их развития.
Образование как педагогическая система обладает рядом свойств, в числе которых целенаправленность, историчность, функциональность, целостность, непрерывность и др. Рассмотрим некоторые из них.
1. Целенаправленность образования. Образование служит цели передачи от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных |ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка человека на позитивное созидание.
2. Историчность образования.
3.Функциональность образования. Образование как социальный институт решает ряд важных задач: передача (трансляция) знаний от поколения к поколению; распространение культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализация личности; определение статуса личности; социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования; социокультурные инновации; разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений.
С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической.
Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности.
Культуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формировании характера и моральной ответственности за принимаемые решения, совершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации и др.
4. Целостность образования. Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности. Существуют различные подходы к проблеме целостности образовательного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный образовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитательных функций. Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстетического, физического и др.).
Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятельности. С этих позиций его целостность представляется как единство компонентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса.
5. Непрерывность образования. На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в общении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах.
Образование как процесс. Любой процесс — это движение от целей к его результатам, последовательная смена одного состояния другим. Образованию как процессу уделено много внимания в работах таких известных ученых-педагогов, как Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, И.Я. Лернер, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый и др.
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия произошедших в личности изменений тем требованиям и нормам, которые к ним предъявляются. В педагогической действительности эта последовательная смена состояний является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Поэтому образование как процесс есть специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение потребностей самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой образования как процесса (образовательного процесса) является именно взаимодействие его участников, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие реализуется при условии, с одной стороны, целенаправленного педагогического влияния, а с другой - активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм социокультурного опыта. Немаловажное значение имеет среда, в которой осуществляется образовательный процесс: гуманные взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса, создание атмосферы творческого поиска, напряженного заинтересованного учебного труда, стимулирование и мотивация самостоятельной познавательной деятельности и т.д.
Образовательный процесс характеризуется интегративными свойствами, присущими как обучению, так и воспитанию, в том числе: двусторонность взаимодействия педагога и учащегося; направленность процесса на реализацию в единстве трех функций: обучения, воспитания и развития человека; единство содержательной и процессуальной сторон; взаимосвязь всех структурных элементов: целей, содержания, форм, методов и средств реализации содержания, результата образования.
Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической деятельности. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования.
Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании условий для достижения воспитанником отдельного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.
Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, профессионально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности являются важным фактором эффективного решения задач образования.
7.4. Образование как результат. Само образование как социальное явление является совокупным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельности результатом ее тоже является образование конкретных людей, проявляющееся как характеристика их образованности. Образование как результат — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний, способов практической и познавательной деятельности, а также социально и личностно значимых качеств.
Образованный человек – это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г.Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить, благородство чувств.
Понятие «образованный человек» - культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.
Результаты образования всегда имеют отсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но, тем не менее, результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, несмотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие.
Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:
• знания, умения, навыки;
• показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности;
• сформированность устойчивой мотивации познания;
• уровень креативности уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей и др.
Главным результатом образовательного процесса в современном мире признается готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и за общество в целом.
В этой связи В. В. Краевский предлагает основным результатом деятельности учебного заведения сделать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Овладение ими дает человеку способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или общественной жизни.
Различают следующие виды компетентностей:
—компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
—компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности — выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
—компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации;
—компетентность в бытовой сфере, включая заботу о собственном здоровье, умение устроить жизнь в семье и т.д.;
—компетентность в сфере досуга, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Такой подход соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация целей и содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это практически все развитые страны). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
Таким образом, результатом направленности образования на выполнение целей, изложенных выше, должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельным, компетентным и ответственным действиям в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и нестандартной мысли.
7.5. Непрерывное образование и самообразование. В условиях резкого ускорения социокультурного развития, информационного насыщения и усложнения всех сфер жизнедеятельности человека, привычные модели получения образования, обеспечивающие необходимый уровень готовности к осуществлению производственных, служебных, хозяйственно-бытовых, досуговых функций претерпевают существенные изменения. Успешный переход к экономике и обществу, основанному на знании, жизнь человека в информационном обществе должны сопровождаться процессом непрерывного образования.
Право на образование, по мнению ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию — оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование.
Непрерывное образование становится основополагающим принципом существования глобальной образовательной системы, в которой человек участвует в течение всей своей жизни, получая равные возможности адаптироваться к требованиям, возникающим в связи с социально-экономическими переменами, и активно участвуя в формировании будущего общества.
В отечественной педагогике вопросы непрерывного образования нашли отражение в работах А.М.Новикова, Ю.А.Кустова, Владиславлева, Е.М.Ибрагимовой и др. Существуют различные подходы к определению самого понятия «непрерывное образование», а также к принципам и механизмам реализации идеи непрерывного образования. С нашей точки зрения наиболее обоснованную и развернутую характеристику идеи непрерывного образования дал академик РАО А.М.Новиков. Раскроем ниже основное содержание данного подхода.
Главный смысл непрерывного образования - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Это влечет за собой и процветание всего общества.
В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция развития человека, общества, общественного производства обусловливала относительное постоянство структуры и содержания образования. Имел место тип "конечного" образования, при котором полученные человеком знания и умения сохраняли свою ценность на протяжении всей его жизни - "образование на всю жизнь".
Порожденная научно-технической революцией стремительная гуманитаризация общества, социальный прогресс, темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали значительно превосходить темпы смены поколений людей. В условиях "конечного" образования во всем мире обострились проблемы функциональной неграмотности, квалификационной безработицы, в мире возник дефицит политических, экономических, правовых, социально-психологических, экономических и других знаний.
Динамизм современной цивилизации, наращивание се культурного слоя, усиление роли личности в обществе и производстве, рост ее потребностей, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы "образование на всю жизнь" на формулу "образование через всю жизнь".
Характерно, что понятие «непрерывное образование» впервые прозвучало в 1972 году, т. е. практически одновременно с зарождением рыночной экономки. Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться - и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время - к этому его вынуждают постоянные поиски возможностей производства новых товаров или услуг, повышения их качества, удешевления технологий в условиях острейшей конкуренции.
Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. Во многих развитых странах резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обучающихся в различных формах образования, превысило число школьников и студентов. Также актуальна проблема непрерывного образования и в нашей стране.
В очень многих публикациях, посвященных непрерывному образованию, просматривается довольно опасный упрощенный подход к решению этой проблемы, который условно можно назвать "надстроечным". Суть его заключается в предложениях дополнить, надстроить существующую сеть учебных заведений всех типов — от детского сада до вуза, аспирантуры и докторантуры - различного рода институтами, курсами повышения квалификации взрослых. Тогда, якобы, все занятое население будет иметь возможность всю жизнь учиться, повышать свою квалификацию.
В рамках такого "надстроечного" подхода довольно широко к тому же распространены мнения, отражающие ведомственное мышление, когда на первое место выдвигается высшая школа в силу того, что только она и способна обеспечить подготовку кадров специалистов в соответствии с последним словом науки, а также осуществлять их переподготовку и повышение квалификации. Эти специалисты, якобы, смогут обеспечить стране научно-технический и социальный прогресс. Это позиция элитарности в образовании. Ее адепты забывают очень простое правило: "скорость флота определяется скоростью самого медленного судна".
Страна сможет пойти по пути прогресса и процветания, только если все ее население будет достаточно образованным, если каждый без исключения человек получит возможности для достойного саморазвития, раскрытия своих задатков и способностей. Именно поэтому настало время для реализации очень широкого подхода, опирающегося на представление о непрерывном образовании как самом широком социальном процессе, требующем коренной перестройки всех звеньев народного образования. Необходимо переосмысление целей и функций образования как системы, задач ее отдельных ступеней. Нужно пересмотреть традиционное представление о человеческой и социальной сущности образования, его месте и роли как социального института в жизни каждого человека и общества в целом.
Правы Ф. И. Перегудов и Н. Н. Нечаев, заявляя, что обучение взрослых - это лишь вершина "айсберга", основание которого уходит в общеобразовательную подготовку, в раннее детство. В непрерывном образовании человека в течение всей жизни общеобразовательная школа призвана играть роль базового звена. Именно она должна дать каждому человеку общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить к богатствам отечественной и мировой культуры.
Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную "энциклопедичность" содержания, перегруженность информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами общества. Предстоит переориентировать учебно-воспитательный процесс с воспроизводства только образцов прошлого опыта человечества на освоение способов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования, умением учиться.
Образование должно быть обращено к будущему, к тем проблемным ситуациям, разрешение которых предполагает использование научных знаний в качестве средства практической деятельности. Такая постановка целей общего образования, естественно, должна вывести на ведущее место трудовую подготовку школьников. Ведь основы будущей трудовой деятельности учащихся (не профессиональной, а именно трудовой в широком смысле этого слова) должны быть заложены уже в базовой школе. В процессе трудового обучения у школьников должны быть сформированы такие важнейшие качества личности как: предприимчивость, самостоятельность в труде, ответственность, добросовестное отношение к работе и т. д.