Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
Принципы, способы и основные мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
· защита населения и территорий организуется и проводится на всей территории государства заблаговременно;
· к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно готовиться все население;
· защита населения организуется и проводится дифференцировано с учетом экономических, природных и других характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации. Исходя из этого для населения категорированных городов, рабочих и служащих объектов особой важности и первой категории предусматривается защита от всех поражающих факторов, для населения не категорированных городов и сельской местности - от радиоактивного, химического, бактериологического заражения;
· защита населения планируется и осуществляется в комплексе с планами экономического и социального развития территорий, регионов, областей, районов и объектов;
· защита населения и территорий опирается на ресурсы всего государства. Объем и содержание мероприятий по защите населения определяется из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств, но при этом все планы должны четко отображать содержание и объем работ по защите населения и быть согласованными на всех уровнях по целям, месту и времени;
· при проведении мероприятий по защите населения предусматривается централизованное и децентрализованное управление;
· ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
· ответственность за проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложена на исполнительные органы государственной власти и должностных лиц.
Проблема безопасности человека в чрезвычайных ситуациях может быть решена следующими способами и мероприятиями:
· непрерывное наблюдение за окружающей средой;
· своевременное оповещение населения;
· проведение мероприятий по противохимической и противорадиационной защите;
· укрытие населения в защитных сооружениях;
· использование средств индивидуальной защиты;
· проведение эвакуационных мероприятий;
· проведение мероприятий по морально-психологической защите населения;
· проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Оповещение населения
Л И Т Е Р А Т У Р А :
• Приказ МЧС России от 16.02.2012 № 70 (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, № 23622) «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)»в редакции приказа МЧС России от 04.06.2013 № 362 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июля 2013 г. № 29015).
• Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06 августа 2012 г. № 798 "Об организации оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».
• Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.09.2013г №669 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2013 №473».
Порядок передачи информации по сети централизованного оповещения следующий:
предупреждающий сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ !»
- однотонное звучание электрических сирен в течение трех минут, а за ним передается сигнал оповещения или речевая информация.
Для предупреждения населения об опасности установлено четыре сигнала оповещения:
· сигнал «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» подается для всего населения в случае непосредственной угрозы нападения противника в речевой информации: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога !»; по этому сигналу население обязано немедленно укрыться в защитных сооружениях;
· сигнал «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ» извещает о том, что опасность миновала; за этим сигналом будут передаваться объявления о дальнейших действиях населения;
· сигнал «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»подается по сети оповещения при непосредственной угрозе радиоактивного заражения территории или при обнаружении такого заражения; по этому сигналу необходимо привести в готовность СИЗ, взять подготовленный запас продуктов, предметы первой необходимости, нужные медикаменты и убыть в защитное сооружение; если обстоятельства вынудили укрываться в квартире, необходимо, не теряя времени, провести ее герметизацию; выходить на открытую территорию можно с разрешения местных органов власти;
· сигнал «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА»подается при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражений; по этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, средства защиты кожи и укрыться в защитном сооружении или выйти из зоны заражения; направление выхода укажут местные органы власти; при отсутствии указаний, выходить необходимо перпендикулярно направлению ветра, а также не забыть принять антидот или при бактериологическом заражении - противобактериальное средство №1 из аптечки индивидуальной; о том, что опасность химического или бактериологического заражения миновала и о порядке дальнейших действий будет объявлено по сети оповещения.
|
При локальных и местных чрезвычайных ситуациях для оповещения населения в масштабе района разрабатывается на базе имеющихся средств связи своя схема оповещения района. Ответственность за своевременное оповещение населения района возложена ДДС района.
Оповещение и информирование населения Санкт-Петербурга об угрозе и возникновении ЧС включает в себя доведение в сжатые сроки заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти города.
Оповещение населения производится централизованно на всей территории города (или выборочно по группам районов) в соответствии с единым порядком передачи сигналов или речевой информации оповещения.
Для оповещения населения используются следующие типы каналов:
· Городская радиотрансляционная сеть (по трем программам);
· Радиовещательные станции:
1. «Европа Плюс» (72,68 МГц); 4. «Маяк» (67,45 МГц);
2. «Радио Петербург» (69,47 МГц); 5. «Европа Плюс» (100,5 МГц);
3. «Радио России» (66,3 МГц); 6. «Радио Балтика» (104,8 МГц);
7. «Маяк-24» (107,0 МГц); 8. «Радио Шансон» (104,4 МГц);
9. «Петербург FM» (88,4 МГц).
· Телевизионные каналы:
1. ОРТ (1 твк); 5. 7 ТВ (25 твк);
2. ТРК Санкт-Петербург (3 твк); 6. ТВ-3 (27 твк); 7. НТВ (33 твк);
3. РТР (8 твк); 7. Рен. ТВ (40 твк);
4. 6 канал (6 твк); 8. Муз-ТВ (38 твк).
· Подвижные звуковещательные станции ГУВД
· Операторы мобильной связи
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН представляет собой совокупность федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.
Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
• 43 терминальных комплексов ОКСИОН
• 14 пунктов уличного информирования и оповещения населения (ПУОН)
• 29 плазменных панелей,
• 88 бегущих строк
· информационные центры различного уровня;
· терминальные комплексы, такие как:
-пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);
-пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пре быванием людей (ПИОН);
-мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
- распределенные автоматизированные подсистемы;
- другие средства информирования и оповещения населения.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:
· видеокамер; светодиодных экранов;
· датчиков уровня радиации и химического контроля;
· плазменных экранов; бегущих строк;
· аудиосистем оповещения.
·
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
· пункты уличного информирования и оповещения населения;
· пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
· пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;
· мобильный комплекс информирования и оповещения населения.
Защитные сооружения.
Литература:
– Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации Государственных и муниципальных предприятий в РФ».
– Постановление Правительства РФ от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».
– Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 227 « О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО».
– Приказ МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «№Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации ЗС ГО».
– Приказ МЧС РФ от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время».Приказ МЧС России от 16.02.2012 № 70 (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012, № 23622) «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» в редакции приказа МЧС России от 04.06.2013 № 362 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июля 2013 г. № 29015 приложение №13
– С В О Д П Р А В И Л СП 88.13330.2014 «СНиП 11-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны» распространяется на проектирование новых и обследование существующих защитных сооружений гражданской обороны
Сооружения, предназначенные для защиты людей от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях называются защитными.
Защитные свойства сооружений определяются:
· коэффициентом ослабления дозы излучения, Кос;
· пределом устойчивости к избыточному давлению, ΔР , кг/см2;
· пределом устойчивости к световому импульсу (возгорание), кал/см2 или Дж/м2;
· пределом огнестойкости сооружения, который определяется временем нахождения в сплошном огне до разрушения; (например, перекрытия из железобетонных элементов в кирпичном здании имеют предел огнестойкости 1 ч, несущие стены из кирпича - 2,5 ч);
· системой подачи и очистки воздуха;
· местом расположения: затопляемость территории, наличие рядом опасных объектов, плотность застройки).
3.1. Убежища, их устройство и оборудование
Убежищами называют защитные сооружениягерметичного типа, обеспечивающие защиту укрывающимся в них людям от всех поражающих факторов.
По своим защитным свойствам они делятся на пять классов: (Таблица 10.1)
Защитные свойства убежищ Таблица 10.1
Класс убежища | Р, кгс/см2 | Косл. | Для укрытия населения в районе расположения АЭС строятся убежища с параметрами: -на территории АЭС: Р = 2 кгс/см2 и Косл. = 5000; -на прилегающей территории в радиусе 30 км: Р = 1 кгс/см2 и Косл. = 3000 |
0,5 |
|
На территории государства основным типом убежища является убежище 4 класса. Метрополитен можно отнести к убежищу 2 класса.
Как правило, все убежища 4 класса строятся по типовому проекту
из монолитного железобетона. Такая конструкция обеспечивает высокую механическую прочность и огнестойкость. Для повышения защитных свойств от проникающей радиации по наружной стороне железобетонный монолит покрывается жидким стеклом, полиэтиленом и делается грунтовая отсыпка. Такое конструктивное исполнение позволяет получить заданное значение Косл по гамма-излучению и нейтронному потоку. Монолитная конструкция облегчает решение проблемы герметизации убежища.
В убежище имеются основные и вспомогательные помещения. Основными помещениями являются залы для укрываемых и медпункт. Вспомогательными - фильтровентиляционная камера, санузел, помещения для автономной электростанции, помещение для баков с водой и скважины, помещение для хранения продуктов питания, помещение для хранения инструментов и приборов (склад), входные тамбуры. Количество входов определяется емкостью убежища, но не менее двух. По защитным свойствам они должны быть на уровне убежища. Поэтому в дверных проемах тамбуров устанавливаются защитно-герметические двери (ЗГД) и герметические двери (ГД) с резиновыми прокладками и клиновыми затворами, что обеспечивает плотное прижатие дверного полотна к дверной коробке.
Все встроенные убежища имеют аварийный выход в виде галереи размерами в поперечнике 90х100 см с выходом на не заваливаемую территорию через вертикальную шахту, которая оканчивается оголовком высотой 120 см. В вертикальной части оголовка имеются окна размером 60х80 см , закрытые изнутри решетками. Оголовок удаляется от окружающих зданий на половину их высоты плюс 3 метра, что исключает его завал.
Чтобы предотвратить проникновение воздуха через не плотности конструкций, в убежище поддерживается избыточное давление (подпор) 0,1 атмосферы. Его контроль осуществляется тягомером наклонным жидкостным (ТНЖ), который представляет собой изогнутую стеклянную трубку, закрепленную на стене. Один конец этой трубки связан с наружным воздухом, второй - с атмосферой убежища. Разность уровней определяется по меткам и должна быть равна при укрытии людей не менее 5 мм, что соответствует избыточному давлению в убежище 0,1 атмосферы.
В помещениях для людей устанавливают двухъярусные нары: нижние полки предназначаются для сидений, верхние - для лежания, а также в необходимом количестве другая мебель. Минимальная норма площади на одного укрываемого свободной от оборудования является 0,5 м2 и по объему 1,5 м3.
Внутреннее оборудование убежища включает: систему воздухоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, средств связи, табельное оснащение (инструменты, средства пожаротушения, приборы для дозиметрического контроля, радиационной и химической разведки, расходные и ремонтные материалы).
Система воздухоснабжения состоит из приточной и вытяжной вентиляции. Общая схема и перечень ее основных элементов приведены на рис.10.4.
Чтобы исключить затекание ударной волны в убежище через систему вентиляции, устанавливаются
противовзрывные устройства МЗС служат для защиты вентиляционных устройств сооружений специального назначения от воздействия ударной волны большой длительности, с давлением от 0,3 до 10 кг/см2
Для очистки подаваемого в убежище воздуха от радиоактивной пыли установлены радиоактивные противопыльные фильтры в специальной камере, отделенной от основных помещений. Они представляют собой пакет из металлических сеток, пропитанных минеральным маслом. Поэтому любая пыль, содержащаяся в воздухе, при прохождении через фильтр прилипает к масляной пленке.
Для очистки воздуха от газообразных радиоактивных частиц, ОВ и БС в убежище установлены фильтры-поглотители типа ФП-100 или ФП-300. Устроены и работают они по принципу фильтрующего противогаза. Для очистки воздуха от окиси углерода (СО), процентное соотношение которого при пожарах в воздухе резко возрастает, в убежище установлены фильтры типа ФМШ, снаряженные гопкалитовыми кассетами ФК-Г.
Температура воздуха в жаркую погоду и при пожарах значительно возрастает. Для его охлаждения при подачи в убежище применяются гравийные фильтры и воздухоохладитель водяной.
В экстремальной ситуации непродолжительное время регенерация воздуха в убежище (поглощение углекислого газа СО2, влаги и выделение кислорода О2) может быть осуществлена регенеративной установкой конвекционного типа РУКТ. Она состоит из корпуса, в котором размещены кассеты с надперекисью натрия и калия. В нижней части корпуса имеются отверстия для входа отработанного воздуха, в верхней части - отверстие для выхода очищенного воздуха.
Электроснабжение убежищ осуществляется от общей сети и необходимо для освещения, питания электродвигателей вентиляторов, откачки фекальных вод, питания насоса скважины. В качестве резервного источника электроэнергии во многих убежищах установлены автономные электростанции с дистанционным управлением. В убежищах вместимостью до 150 человек аварийное электропитание предусматривается от аккумуляторных батарей и велогенераторов. В этом случае работа вентилляторных установок осуществляется от ручного привода.
Водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе общих, водопроводных и канализационных сетей. На случай их отключения или повреждения в убежище имеется аварийный трехсуточный запас воды из расчета 3 л на человека в сутки и аварийные резервуары для сбора стоков. Аварийный запас воды хранится в стационарных баках, которые 1 раз в год промываются и проверяются санэпидемстанцией. Убежища большой вместимости для получения воды могут иметь свою скважину.
Отопление убежищ осуществляется от общей отопительной сети. При заполнении убежищ людьми отопительная сеть убежищ отключается.
Каждое убежище имеет телефонную связь с пунктом управления объекта и громкоговорители, подключенные к городской сети или местной радиотрансляционной сети. Для резервной связи убежище может иметь радиостанцию. В стенку убежища вмонтировано переговорное устройство - труба, закрытая снаружи заглушкой. В аварийной ситуации по ней можно очень быстро подать воздух.
В современных городах имеются многочисленные подземные сооружения различного значения, которые можно использовать в качестве убежищ после некоторого дооборудования. Одним из самых надежных убежищ является метрополитен.