Подача воды в перекачку
Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором развертывание обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих веществ пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и, в первую очередь, от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. При наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля, для организации подачи воды в перекачку рациональным можно считать расстояние до 2 км, при наличии двух рукавных автомобилей – до 3 км.
При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км. В других случаях организуют подвоз воды автоцистернами.
Перекачка воды на пожар и ликвидацию последствий ЧС может осуществляться следующими основными способами (рис. 4.1):
– из насоса ПА в насос ПА;
– из насоса ПА в цистерну ПА;
– через промежуточную емкость.
Рис. 4.1. Основные способы перекачки.
Перекачка осуществляется как по одной, так и по двум рукавным линиям.
Для устойчивой работы систем перекачки необходимо на водоисточник устанавливать ПА с наиболее мощным насосом;
Подпор в конце магистральной рукавной линии при перекачке должен быть: из насоса в насос – не менее 10 м; вод. ст.; из насоса в цистерну – не менее 3,5…4 вод. ст.; через промежуточную емкость – не менее 2 м. вод. ст.
Возможные расстояния и необходимое количество пожарных автомобилей при подаче воды в перекачку можно определить расчетным путем, при помощи справочных таблиц и пожарно-технических экспонометров.
Порядок определения требуемого количества пожарных автомобилей для перекачки воды к месту пожара (ликвидации последствий ЧС):
1. В зависимости от схемы расхода воды на тушение пожара, определяем предельное количество напорных пожарных рукавов в магистральной линии от головного ПА – до места пожара (места установки разветвления), шт.:
, (4.1)
где – напор на насосе ПА, м. вод. ст. (табл. 3.1…3.5);
– напор у разветвления ПА. Напор у разветвления принимается на
10 м. вод. ст. больше, чем у насадка ствола (пеногенератора)
;
– напор у ствола, м. вод. ст. (табл. 2.3), у пеногенератора (табл. 2.4);
– наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности, м;
– наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) приборов тушения
пожара, м;
– сопротивление пожарного рукава в магистральной рукавной
линии (табл. 3.7);
– количество ОВ, проходящих по пожарному рукаву в наиболее
загруженной магистральной рукавной линии от головного ПА
(расход), л/с;
2. Определяем длину ступени перекачки – в рукавах (предельное расстояние между пожарными автомобилями), шт.:
, (4.2)
где – напор в конце магистральной линии ступени перекачки (подпор),
м. вод. ст.
– количество ОВ, проходящих по пожарному рукаву в наиболее
загруженной магистральной рукавной линии между ПА в ступени
перекачки, (расход), л/с.
3. Определяем общее количество рукавов в магистральной линии – (от водоисточника до места установки разветвления головного автомобиля, с учетом рельефа местности), шт:
, (4.3)
где – расстояние от места возникновения ЧС до водоисточника, м;
20 – длина стандартного рукава, м;
1,2 – коэффициент, учитывающий неровности местности.
4. Определяем число ступеней перекачки – :
. (4.4)
5. Определяем требуемое количество пожарных автомобилей:
. (4.5)
При установке головного автомобиля у места пожара (ликвидации последствий ЧС) расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки.
6. Определяем фактическое расстояние от головного автомобиля до места установки разветвления – (в рукавах) с учетом количества рукавов в ступени перекачки:
. (4.6)
Полученные значения числа рукавов, при вычислении по формулам (4.1…4.3), округляем до целого числа в меньшую сторону. При определении числа ступеней (формула 4.4) округление производим в большую сторону.