Нормирование в области безопасности жизнедеятельности
Лекция № 13
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правовое регулирование в области безопасности жизнедеятельности.
Правовое регулирование представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности различных объектов и сфер деятельности.
В экономически развитых странах правовая система обеспечения безопасности жизнедеятельности складывалась в течение многих лет (некоторым законам более 100 лет) и достаточно хорошо отлажена. За годы ее практического применения многие правовые документы удалось скоординировать между собой и отладить механизмы их реализации. Особенность отечественной правовой базы в области безопасности жизнедеятельности в целом состоит в том, что она по многим вопросам находится в стадии формирования.
В общем виде структуру правовой базы можно представить следующим образом:
Конституция
РФ
Совокупность
федеральных законов в
различных сферах БЖД
Указы Президента РФ,
Постановления Правительства РФ
Общегосударственные нормативные документы
(РД, СанПиНы, СНиПы, ГОСТы, ГН, СП, СН и т.п.)
Ведомственные акты(нормы, правила, положения и т.п.)
Локальные нормы(техническая документация предприятий,
инструкции по охране труда, том ПДВ, том ПДС и т.п.)
Рис.1. Структура правовой базы в области безопасности жизнедеятельности
Основу правовой базы составляют общефедеральные законы в различных областях безопасности жизнедеятельности.
На основе законов разрабатываются нормативные правовые документы. Они содержат конкретные требования безопасности и способы их обеспечения. Эти документы предназначены для руководителей предприятий и инженерно-технических служб, которые обеспечивают и организуют их исполнение.
К числу основных нормативных документов относятся:
- система ГОСТов по охране труда 12.Х.ХХХ-ХХ (ССБТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности.),
- система ГОСТов по охране природы 17.Х.Х.ХХ-ХХ (ГОСТ 17.2.2.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.),
- система ГОСТов по безопасности в ЧС Р 22.Х.ХХ-ХХ (ГОСТ Р 22.0.05-94 Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.),
- строительные нормы и правила (СНиП)
(СНиП 23-03-95 Естественное и искусственное освещение),
- санитарные нормы, санитарные правила и нормы (СН, СанПиН)
(СанПиН 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ.),
- руководства, руководящие документы, общегосударственные нормативные документы (РД, ОНД)
(ОНД –86 Расчет концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.).
Нормирование в области безопасности жизнедеятельности
Принцип нормирования является одним из основополагающих в безопасности жизнедеятельности. Его суть состоит в установлении таких значений параметров системы, соблюдение которых должно обеспечить ее безопасность.
На сегодняшний день в мировой и отечественной практике основными видами нормирования являютсясанитарно-гигиеническое и нормативно-техническое. В последнее время все активнее решаются задачиэкологического нормирования.
История развития нормирования наглядно демонстрирует господство принципа антропоцентризма в мировоззрении современного человека: значительно ранее прочих были установлены нормативыприемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной). Тем самым было положено начало работам в областисанитарно-гигиенического нормирования.
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и/или качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды с позиций егобезопасности для человека. Однако человек - не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «защищен человек - защищена природа» оказался неверен.
Экологическое нормирование предполагает учет так называемойпредельно допустимой нагрузки (ПДН) на экосистему.Предельно допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния экосистемы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.
Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается наконцепции пороговости воздействия.
Порог вредного действия - это минимальная доза вещества или фактора физической природы, при воздействии которых в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая патология. Пороговость всех типов действия - ведущий принцип отечественной гигиены. Вместе с тем, для ряда загрязнителей, обладающих специфическим действием (канцерогенным, иммунотоксическим и т.д.) практически невозможно определить порог воздействия, так как даже незначительные его количества уже способны вызвать этот эффект. В этом случае речь идет о так называемом беспороговом воздействии. Исследования самого последнего времени привели к выводу об отсутствии безопасных нижних порогов (а, следовательно, ПДК) при воздействиях канцерогенов и ионизирующей радиации. Любое превышение ими привычных природных фонов опасно для живых организмов хотя бы генетически, в цепи поколений.
Основными гигиеническими нормативами являютсяпредельно допустимая концентрация ПДК (для химических и биологических загрязнителей) ипредельно допустимый уровень ПДУ (для факторов физической природы - шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений).
Предельно допустимые концентрации - нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.
В качестве предельно допустимого уровня принимаются такие значения, которые при ежедневном воздействии источника излучения физической природы не вызывает у населения без ограничения пола и возраста заболеваний или отклонений в состоянии здоровья в период воздействия или в отдаленные сроки после его прекращения.
Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливатьсявременно допустимые концентрации (ВДК), ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Это полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.
В последние годы в санитарно-гигиеническом нормировании развивается новая тенденция - так называемыйдозовый подход к нормированию вредных факторов среды обитания человека. Пока он нашел применение для некоторых факторов физической природы (шум, вибрация, ЭМИ радиочастотного диапазона), а также аэрозолей фиброгенного действия. Его суть состоит в том, что нормируется не собственно интенсивность фактора (ПДК/ПДУ), а доза (экспозиция) воздействия.Экспозиция - это количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора. Такой подход позволяет активно использовать принцип защиты временем для предотвращения негативных воздействий на организм человека.
Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражаютнаучно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, конструктивные, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране здоровья человека и окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов параметры среды обитания человека должны удовлетворять требованиям гигиенических норм.
Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта. Зафиксированное превышение величин ПДК в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).
Научно-технические (иногда их называют еще производственно-хозяйственные) нормативывоздействия на окружающую среду разрабатываются для хозяйственных объектов в форме томов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС).
Предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени. ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения таким образом, чтобы выбросы вредных веществ от данного источника с учетом перспективы развития предприятия и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создавали приземную концентрацию, превышающую ПДК.
Если значения ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты, для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и вводится поэтапное снижение показателей выбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ.
Предельно допустимый сброс (ПДС)- масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения качества воды в контрольном пункте.
Если значения ПДС по объективным причинам не могут быть достигнуты, для таких предприятий устанавливаются временно согласованные сбросы вредных веществ (ВСС)и вводится поэтапное снижение показателей сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДС.
К категориинаучно-технических (производственно-хозяйственных) нормативов относятся такие понятия как санитарно-защитная зона промышленного предприятия и водоохранная зона водоема.
Санитарно-защитная зона - зона, окружающая предприятие в качестве буфера, на границе которого уровень загрязнения окружающей среды должен соответствовать нормативам.
Водоохранная зона - полоса вдоль берега водоема или водотока с ограниченным режимом природопользования, создаваемая с целью охраны водного объекта от негативного антропогенного воздействия. Размер устанавливается органами исполнительной власти в зависимости от размера водотока и его народнохозяйственного значения.