Создание инвалидами труда в соответствии с ИПР инвалидов
1. ПРАВО ИНВАЛИДОВ НА ТРУД
Конституция РФ предусматривает, что:
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.
Глава II Конституции РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди этих норм особо следует остановиться на ст. 37, которая гласит:
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Важное место занимает также право работника на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Вышеуказанные права и свободы являются правами и свободами каждого человека, распространяются на всех, вне зависимости от степени трудоспособности, состояния здоровья. Поэтому каждый инвалид обладает правом на труд.
Важное значение в деле устройства инвалида на работу имеет индивидуальная программа реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Нужно помнить, что содержащиеся в ней рекомендации будут учитываться при трудоустройстве.
Но если у инвалида есть желание, силы он может попробовать себя в иной сфере деятельности, нежели указано в ИПР.
Основные положения, закрепленные Конституцией, находят свое реальное воплощение в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ
В ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
организации обучения инвалидов новым профессиям.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда.
Дальнейшие положения относительно квотирования рабочих мест содержатся в законе Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области"
Квота - минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций) для приема на работу определенных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации (далее - организация), включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. В данном случае квоты для приема на работу, устанавливаются организациям независимо от организационно-правовой формы, численность работников в которых составляет более 30 человек.
Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно либо по направлениям территориальных органов службы занятости.
Работодатели, не выполнившие условия квотирования рабочих мест для инвалидов, обязаны перечислить на субсчет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты и представлять ежемесячные сведения о перечислении обязательной платы в территориальные органы службы занятости.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять в территориальные органы службы занятости сведения о выполнении квот по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Следует отметить, что работодатель получает поощрение от государства в виде налоговых льгот. Согласно статье 8 закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 "О квотировании рабочих мест в Тюменской области" налоговые льготы в части средств, зачисляемых в областной бюджет, предоставляются для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств дополнительные рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными нормативными актами и Законом Тюменской области "О льготном налогообложении в Тюменской области". Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места для указанных лиц, органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Говоря о трудоустройстве невозможно не отметить деятельность службы занятости. В соответствии с федеральным законом "О занятости населения в РФ" федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.
Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
В отношении квотирования органы службы занятости осуществляют следующую деятельность:
формируют банк данных о вакансиях для трудоустройства в счет установленных квот;
направляют в организации лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, для трудоустройства в счет установленных квот;
контролируют выполнение установленных квот;
осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением обязательной платы в счет выполнения установленных квот.
Органы службы занятости информируют органы местного самоуправления, работодателей, население о расходовании средств, поступивших в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в виде платы за невыполнение или невозможность выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов осуществляется в соответствии с переченем приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150, разумеется с учетом пожеланий инвалида и рекомендаций ИПР. Кроме того, служба занятости выдает субсидии инвалидам, если это не противоречит ИПР, па общих основаниях, предусмотренных в приказе Министерства труда и социального развития № 21 от 16 февраля 2001 года.