Классификация конфликтов в организации
Типы и виды конфликтов в организации выделяются по семи наиболее существенным признакам — источникам и непосредственным причинам возникновения,
формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной
направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих
сторон, способам урегулирования, функциональной значимости.
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первомслучае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников,просто в силу складывающихся в организации или его подразделении
обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию
которой стремятся конфликтующие стороны. Им может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда — все то, что представляет собой предмет личных, групповых или общественных интересов. Субъекты конфликта — работники организации
со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях. По непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением вовзглядах и т.п.; социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей
отдельных лиц и социальных групп.
По формам и степени столкновенияпротивоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка,маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е спонтанно возникшим, или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо
вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными,
лишенными всякой целесообразности.
Конфликты по коммуникативной направленностиразделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и
неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как ≪сверху вниз≫, так и ≪снизу вверх≫), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель — подчиненный, работодатель — работник и т.п.). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.
По масштабам и продолжительностиконфликты бывают локальными, вовлекая в свою орбиту часть персонала предприятия, какого-то региона или отдельно взятой отрасли, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборство всех (или большинство) работниковорганизации, либо основную массу наемных лиц региона или занятых
в той или иной отрасли народного хозяйства. Обычно такого рода конфликты приобретают затяжной характер, возникают из-за разногласий и противоречий по поводу недостатков в организации, включая безопасность, охрану, оплату и другие условия труда, выполнение коллективных договоров и трудовых соглашений, исполнение работодателями и органами власти законодательных актов о социальных гарантиях и социальной защите работников, введение новых или существенное изменение действующих правил и инструкций. Большим разнообразием форм проявления характеризуется типология конфликтов по составу конфликтующих сторон,затрагивающих в большинстве случаев их интересы, целеполагание, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости
конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутри личностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты.
Хотя конфликт по своим причинам и структуре предполагает
противостоящие стороны, он вполне может быть личностным, присушим
лишь отдельному человеку. Объяснение этому сводится к
тому, что конфликт может быть либо с окружающими человека людьми,
либо внутренним для него.
По способам урегулирования(разрешения) конфликты разделяетсяна антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разно вариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей.
Существенно значим еще один признак классификации конфликтов — по функциональной значимости,т.е. восприятию результатов, оьчем уже шла речь в связи с характеристикой функций конфликта. По сфере проявления названный конфликт относится, безусловно,
к производственным. Непосредственная причина его возникновения
эмоциональная, отразившая совестливое отношение рабочих
к условиям, результатам и оценке своего труда. По форме столкновения
конфликт следует рассматривать как открытый, спонтанный,
направленный вертикально — ≪снизу вверх≫, потребовавший вмешательства
заинтересованных посредников. Способом разрешения конфликта
стал компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни
(руководство стройуправления) — по существу проблемы, другие
(рабочие участка) — по вызывающей форме протеста.