Порядок функционирования рсчс
В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба, прогнозируемой и возникшей ЧС, условия ее распространения РСЧС функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
1. Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометериологической обстановке; при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров.
Основные мероприятия:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-методических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способом защиты и действиям при ЧС;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
2. Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической, ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке; при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Основные мероприятия:
- руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выяснения причин ухудшения обстановки непосредственно в работе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на ПОО, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
3. Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основные мероприятия:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границы зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в работе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Полностью мероприятия, соответствующие каждому режиму, определены в «Положении о РСЧС».
При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской обороне страны.
Задачи и структура ГО
Формулировка (на основе Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. №28-ФЗ):
ГО – система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Формулировка (на основе Федерального закона «Об обороне» от 30.12.99 г. №223-ФЗ, ст.21 Гражданская оборона):
1. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Задача и организация гражданской обороны определяются федеральным законом.
Основными задачами гражданской обороны являются:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными, экологическими и иными бедствиями;
- оповещение населения об опасности, возникающей при ЧС военного и мирного времени, и о порядке действий в сложившейся обстановке;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС;
- разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики; срочное восстановление функционирования жизненнонеобходимых коммунальных служб; выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности систем управления, сил и средств гражданской обороны, а также резервов имущества ГО.
Для решения этих задач МЧС России осуществляет разработку и непосредственной руководство реализаций мероприятий ГО в Российской Федерации, обеспечивает боевую и мобилизованную готовность войск ГО РФ, региональных и территориальных органов управления по делам ГОЧС, планирует и организует их мобилизованную подготовку, разрабатывает и предоставляет в установленном порядке на утверждение Президенту РФ проект Плана гражданской обороны РФ.
Организационная структура ГО представлена на рис. 3
На федеральном, территориальном, местном и объектовом службы ГО.
К федеральным службам ГО относятся (Постановление правительства РФ от 18.09.99 г. №1266 «О федеральных службах ГО»):
Рис. 3
медицинская служба ГО на базе Минздрава РФ; служба ГО охраны общественного порядка и противопожарная служба ГО на базе МВД РФ;
служба защиты сельскохозяйственных животных и растений на базе Минсельсхозпрода РФ;
служба ГО защиты культурных ценностей на базе Минкультуры РФ;
государственная спасательная служба на базе МЧС России.
Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска гражданской обороны, а также гражданские организации ГО.
Задачи и порядок применения Войск ГО в мирное и военное время определены Федеральным законом «Об обороне» и «Положением о Войсках ГО РФ» (Указ Президента РФ от 27.05.96 г. № 784), а также планами действий в ЧС органов управления по делам ГОЧС и формирований Войск ГО.