Организация амбулаторной хирургической службы
Организация амбулаторной хирургической службы
Главная и основная задача хирурга поликлиники - это диагностика, дифференциальная диагностика заболеваний и их рациональное лечение. В приказе N 1000 приведены нормативы амбулаторного обслуживания больных врачами хирургического профиля. На приеме нагрузка составляет 9 человек в час, на профосмотрах - 15, при обслуживании на дому - 1,25. Последнее также представляет собой важный раздел работы. Хирурги обслуживают на дому от 6 до 12% всех врачебных посещений больных на дому. Это чаще всего больные с трофическими язвами, сосудистой патологией нижних конечностей, онкологические заболевания и т.д. При необходимости на дому назначают лабораторные обследования, лечение, что требует в ряде случаев активных посещений.
Значительную долю работы поликлинического хирурга занимает экспертиза временной и стойкой потери трудоспособности работающего контингента. Анализ причин нетрудоспособности дает возможность не только сравнения заболеваемости по различным нозологическим формам, разрабатывать и осуществлять мероприятия по его снижению, но и характеризует степень компетентности врача-хирурга в вопросах тактики ведения и лечения больных.
Диспансеризация больных с хирургическими заболеваниями является практическим осуществлением профилактического направления российского здравоохранения и одним из основных методов в деятельности врачей поликлиник. Как записано в приказе 770 от 30.05.86 года "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения", основной целью диспансеризации является разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, улучшение условий труда и быта, увеличение активного творческого долголетия. При переходе к всеобщей диспансеризации населения в первую очередь планируется проведение профилактических осмотров инвалидов Великой Отечественной войны, организованного и неорганизованного населения.
Основным критерием эффективности диспансерного наблюдения является уровень здоровья населения, который должен определяться методом экспертной оценки по уменьшению факторов риска, снижению заболеваемости, изменению группы диспансерного наблюдения в сторону снижения.
Следует отметить, что амбулаторная хирургическая помощь в настоящее время переживает большие трудности, так как, начиная с 1986 года нет новых нормативных документов.
В основу деятельности поликлиническо-амбулаторных учреждений положен территориально-участковый принцип, то есть, оказание медицинской помощи населению, проживающему на закрепленной территории. Такое закрепление дает много преимуществ, главным из которых является полная осведомленность поликлиники и отдельных врачей о населении, демографической ситуации, заболеваемости, условиях жизни и труда.
Штаты амбулаторно-поликлинических учреждений определяются приказом МЗ СССР № 999 от 11.10.82 года, по которому на 10 тыс. взрослого населения для городов с числом жителей свыше 25 тыс. человек приходится 0,4 ставки врача-хирурга для оказания амбулаторно-хирургической помощи. В поликлиниках городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. амбулаториях сельской местности штатные нормативы устанавливаются в соответствии с приказом МЗ СССР №900 от 26.09.78 года.
Современная поликлиника является крупным многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваний. В ее функции входят:
оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах,
лечение больных при обращении в поликлинику и на дому,
организация и проведение диспансеризации,
экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на МСЭ лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности, направление больных на санаторно-курортное лечение,
своевременная госпитализация больных, нуждающихся в стационарном лечении,
профилактические и противоэпидемические мероприятия,
санитарно-просветительская работа,
изучение здоровья прикрепленного контингента населения,
организация статистического учета и анализа показателей состояния здоровья.
В зависимости от мощности, по приказу № 1000 МЗ СССР от 29.09.81 поликлиники делятся на пять групп:
- I группа - свыше 1200 посещений в смену при обслуживании более 80 тыс. населения
- II группа – 751-1200 посещений при населении 50-79 тыс.
- III группа – 501- 750 посещений, 33-44 тыс. населения,
- IV группа - 251 – 500 посещений, 17-32 тыс. населения,
- V группа - 250 посещений при населении до 17 тыс. человек.
Структуру городской поликлиники также определяет приказ № 1000.
Особые требования предъявляются к устройству и содержанию помещений хирургического отделения. Здесь все должно быть подчинено требованиям асептики и антисептики: окраска полов и стен, мебель и т.д., так как от них в значительной мере зависит исходы оперативных вмешательств. По современным СниП, желательно иметь две перевязочные, которые сообщаются с кабинетом врача. При отсутствии такой возможности можно ограничиться одной, площадью не менее 22 м2 , причем, они должны располагаться вне операционного блока. Стены их окрашиваются масляной краской, лучше их обложить керамической плиткой, как и полы. Мебели должно быть в минимальном количестве, вся она должна быть легко моющейся. Необходимо помнить, что если перевязочная одна, то, кроме регуляции потока больных, нужно иметь отдельные для чистых и гнойных перевязок наборы инструментов.
Распорядок и расписание приемов врачей–хирургов необходимо составить так, чтоб больной лечился от начала до конца у одного врача. Хирургический прием необходимо вести в течение всего рабочего времени поликлиники.
Большое место в деятельности хирургического кабинета занимают оперативные методы лечения. В современных условиях в поликлиниках можно производить значительное количество плановых операций. Весьма часты также операции по поводу гнойных заболеваний мягких тканей, различного рода блокады, пункции суставов конечностей. При планировании рабочего времени хирурга нужно исходить из того, что на каждую плановую операцию требуется в среднем 25-35 минут, гнойную – 15-20, блокады – до 10 минут, включая записи в медицинских документах. Врачам-хирургам следует уделять пристальное внимание полноценному ведению медицинской документации, особенно заполнению амбулаторной карты, так как они в хирургической практике часто имеют не только медицинское, но и юридическое значение.