Методические особенности патриотического воспитания учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Задачи по патриотическому воспитанию учащихся, это:
- участие в реализации государственной политики в области патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;
- воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооруженной защите;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества;
- передача и развитие лучших традиций российского воинства;
- противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
- физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни;
- участие в подготовке учащихся к военной службе.
Исходя из этих задач, составляется годовой школьный план по проведению мероприятий патриотического воспитания. Системность и целенаправленность работы по патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием. Поэтому учитель-организатор «Основ безопасности жизнедеятельности», при составлении проекта плана, должен работать в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитывая рекомендации военного комиссариата, общественных организаций. Только после этого план представляется директору школы на утверждение. Патриотическое воспитание учащихся и выполнение плана осуществляется учителем «Основ безопасности жизнедеятельности» и всем педагогическим коллективом.
Патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в программы курса ОБЖ для X-XI классов вводится раздел «Основы военной службы».
Раздел «Основы военной службы» органически связан с подразделом о национальной безопасности и направлен на подготовку молодежи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. В качестве основы военной службы рассматриваются: история и боевые традиции Вооруженных Сил России, правовые основы военной службы, воинская обязанность, сведения о Вооруженных Силах РФ, порядок призыва на военную службу, порядок поступления в военные училища, особенности военной службы, честь и достоинство воина Вооруженных Сил России, права и обязанности военнослужащих.
Действующие программы курса ОБЖ предусматривают изучение в X-XI классах одних и тех же вопросов одновременно для девушек и юношей. Учитывая, что изучение основ военной службы является обязательным для юношей и добровольным для девушек, в новых программах курса ОБЖ по отдельным темам целесообразно предусмотреть деление класса на две группы: девушек и юношей. Деление класса на две группы предусмотрено нормативными документами.
В X классе время, выделенное на проведение пятидневных учебных сборов (40 часов), может быть использовано для проведения раздельных занятий с девушками по программе, направленной на формирование понятий нравственного и физического здоровья женщин.
На занятиях по ОБЖ в разделе «Основы военной службы» учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме использовать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников уважение к Вооруженным Силам.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чем заключается воспитание школьников в процессе обучения?
2. Раскройте основы обучающего воспитания учащихся на уроках ОБЖ.
3. Охарактеризуйте базовые компоненты воспитания в области ОБЖ.
4. В чем сущность патриотического воспитания учащихся в процессе обучения ОБЖ?
5. Как осуществляется патриотическое воспитание в процессе обучения ОБЖ?
6. Значение раздела «Основы военной службы» для патриотического воспитания учащихся X-XI классов.
Литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.
2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / Авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 303 с.
3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 128 с.
4. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с.
5. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы.: Учебно-метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2005. – 76 с.
6. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004. – 192 с.
7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – 168 с.
8. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.
9. Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
10. Планирование воспитательной работы в классе: Метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
11. Сборник нормативных документов и материалы по подготовке к военной службе / Сост. В.С.Добровольский, М.П.Фролов, Б.И.Мишин. – М.: Высш. шк., 2002. – 203 с.
12. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 классы: Учебно-метод. пособие / С.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
14. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Метод. пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
Лекция 12. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальных классах
План:
1. Методические подходы к преподаванию вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе.
2. Организация и методика проведения уроков по теме «Опасности, подстерегающие дома».
3. Организация и методика проведения уроков по теме «Двор и улица – места повышенной опасности».
4. Организация и методика проведения уроков по теме «Безопасное поведение в школе».
5. Организация и методика проведения уроков по теме «Город (село) как источник опасностей».
6. Организация и методика проведения уроков по теме «Природная среда и безопасность».