Принципы и методы социальной реабилитации

Институт социальной реабилитации инвалидов реали­зуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, соб­ственно реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных ор­ганов и учреждений социальной защиты, образования, здра­воохранения, других сфер в сотрудничестве с негосудар­ственными органами.

Деятельность как государственных, так и негосудар­ственных структур, реализация различных моделей помо­щи инвалидам в социальной политике по отношению к ли­цам с ограниченными возможности в своей основе имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться. к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.

В основе таких мероприятий должна лежать базовая реабилитационная программа, разработка которой предус­мотрена законодательными актами 1995 г. Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей дея­тельности субъекты реабилитации, общество в целом, го­сударство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компен­сации.[5] Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению ин­валидов, формированию разного рода фобий и предрассуд­ков по их адресу. Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегре­гированных от общих систем: специальных домов для по­стоянного, иногда пожизненного проживания, особых учеб­ных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удов­летворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной фор­ме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способ­ствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне про­житочного минимума или ниже его). Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в де­нежной форме, а восстановление социального статуса, пол­ноценность интеграции в общество лишь опосредованно свя­зана с материальным фактором.

Все более влиятельно заявляет о себе принцип ак­тивного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации го­сударственной социальной политики по отношению к ли­цам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде

 
  Принципы и методы социальной реабилитации - student2.ru

международных правовых документов, в том числе в Стан­дартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов,[6] этот принцип в последнее время активно воп­лощается в практике реабилитационных служб ряда зару­бежных стран в качестве программы "Shape your life" — "Формируй свою жизнь". В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государ­ственными или муниципальными органами для их реабили­тации. Они охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботли­вое и компетентное отношение.[7] Зарубежные исследовате­ли практики социальной работы признают, что сами инва­лиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов.

Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограни­ченными возможностями, который заключается в их мак­симальном развитии и использовании способностей к само­обслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учрежде­ниями и организациями, должны быть адекватными его со­стоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и по­буждать к ней.

Независимая жизнь — это не только социально-психологическая установка на полноценную интеграцию инва­лидов в социальное и творческое развитие. Идеология независимой жизни рассматривает инвалид­ность как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обус­ловленное психологическими, физиологическими, функци­ональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осу­ществлении этих функций человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руко­водствуется принципом равенства прав человека.

Поскольку каждый индивид многими нитями связан со своим социальным окружением и воздействие на него ве­дет к изменению в микросоциуме, социальные перемены ведут за собой личностные изменения. К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды.Разу­меется, среда влияет на инвалида по многим направлени­ям — через общие социальные связи и чувства, через бли­жайшую социальную сеть, через общественные настрое­ния, предрассудки и ожидания. Даже в стационарном соци­альном учреждении индивиды находятся под воздействием своего социального окружения — однообразного, монотон­ного и бедного. Личность инвалида формируется в конкрет­ных социальных условиях.

Принцип связи индивида и социальной среды позволя­ет избежать сведения всех проблем лиц с физиологически­ми, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения вклю­чаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удов­летворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных, витальных.

Одним из основополагающих является принцип изуче­ния и сохранения семейных и социальных связей инвалида,ибо для каждого индивида его семья должна являться наи­более совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не при­нести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых на­правлений сокращают возможности реализации индивиду­ального реабилитационного потенциала.[8]

Несмотря на серьезные требования к целостности процесса реабилитации, этот последний представляет собой совокупность относительно обособленных и структуриро­ванных элементов, которые могут быть отделены друг от друга в пространстве или во времени. Структура социаль­ной реабилитации является предметом дискуссии. Так, Л. П. Храпылина предлагает выделять медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профес­сиональную реабилитацию.2

Законодательство о социальной помощи инвалидам включает достаточно противоречивую совокупность элемен­тов, начиная с медицинской реабилитации. К сожалению, в нем менее всего проявлена специфика именно социальных компонентов реабилитационного процесса. Тем не менее практически все источники признают, что начальным зве­ном системы общей реабилитации инвалидов является ме­дицинская реабилитация, которая представляет собой ком­плекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замеще­ние утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом:

- восстановительная терапия;

- реконструктивная хирургия;

- протезирования;

- трудотерапия.

Психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятель­ности, направленным на преодоление страха перед действи­тельностью, изживание социально-психологического ком­плекса "калеки", укрепление активной, деятельной позиции. Методами реализации психологической реабилитации являются консультации, различные тренинги, проведение мероприятий, направленных на взаимодействие общества и инвалидов.

Педагогическая реабилитация включает в себя, в пер­вую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтро­ля и осознанного поведения, самообслуживания, получить необходимый уровень общего или дополнительного школь­ного образования.

Важнейшая цель этой деятельности, ее психологичес­кая составляющая — выработка у ребенка уверенности собственных возможностях, создание установки на актив­ную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.

В отношении взрослых инвалидов педагогическая реа­билитация должна включать подготовку или переподготов­ку к новой профессии, основанной на доступных для них видах продуктивной деятельности. Также это осуществля­ется параллельно с внушением этим лицам уверенности, что полученные ими знания и навыки помогут в трудоуст­ройстве, в сохранении ими социального статуса и матери­ального достатка.

Федеральное российское законодательство далее вклю­чает такое направление реабилитационной деятельности, как "социальная реабилитация инвалидов", что подразуме­вает деятельность по социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации. Социальная реабилитация предусматривает комплекс мер и методик, облегчающих жизнедеятельность инвалида. К ним относятся: денежная материальная помощь (дотации, пенсии, целевое единовременное пособие, компенсации); натуральная материальная помощь лекарствами, вещами, продуктами, техническими средствами и т.д.; социально-средовая интеграция (приспособление квартиры к нуждам инвалида); социальное обслуживание (дневной стационар, обслуживание на дому, интернат); культурно-досуговый патронаж.[9]

Необходимость социалъно-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалид­ность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от по­сторонней помощи в самых повседневных, простых, интим­ных потребностях. Поэтому должны проводиться два па­раллельных процесса: организация жилища, среды обита­ния инвалида соответствующими приспособлениями, кото­рые обеспечат ему относительно самостоятельное выпол­нение бытовых функций, осуществление санитарно-гигие­нических мероприятий, с одной стороны, и обучение инва­лида пользованию этими приспособлениями — с другой сто­роны. Методика взаимопомощи представляет собой широкое участие в работе добровольных помощников и добровольную взаимную поддержку – является важнейшей методикой социально-средовой реабилитации.[10]

Эти меры необходимы для поддержания приемлемого уровня жизни инвалидов, для преодоления средовых барьеров и приспособление среды обитания, для интеграции инвалида в общество.

Подводя итог теоретико-методологическому анализу содержания и структуры процесса социальной реабилита­ции лиц с ограниченными возможностями, следует сделать вывод о том, что процесс этот является целостным и комп­лексным; выпадение или пропуск того или иного направ­ления или формы реабилитации не только ведут к ущем­лению возможностей социального функционирования для индивида с ограничениями возможностями, но также неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Это объясняется как целостностью человеческой личности, все стороны и проявления которой взаимосвязаны, так и целостностью социального бытия. Дифференциация процесса социальной реабилитации по различным формам, выделение различных направлений является действием в известной мере условным объясняемым требованиями и рамками отдельных организаций и учреждений.

Наши рекомендации