Роль семьи в жизни человека
Лекция № 3. «Роль семьи в жизни человека.
Планирование семьи.
Укрепление и охрана репродуктивного здоровья населения».
Цель учебная:
Систематизировать и закрепить знания студентов по данной теме, овладеть умениями и навыками высчитывания плодных дней, регистрации базальной температуры, методы контрацепции.
Студент должен знать:
· значение семьи в жизни человека и охране его здоровья;
· половые гормоны, их биологическое действие на организм;
· гигиену менструального цикла;
· отрицательное влияние факторов окружающей среды на женские половые железы, их функции, фертильность;
· гигиену половых органов;
· проблемы бесплодного брака;
· критерии репродуктивного поведения человека;
· осложнения после абортов;
· методы контрацепции;
· методы и формы консультирования по вопросам планирования семьи;
· значение программы «Планирования семьи» для охраны репродуктивного здоровья;
· средства защиты от ИППП и СПИДа.
Воспитательная:
Продолжить формирование профессионально важных качеств: внимательность, чуткость, сострадание.
Развивающая:
Развивать у студентов клиническое мышление, умение последовательно излагать материал, планировать учебную деятельность, умение работать с медицинской литературой.
Развивать у студентов трудолюбие и терпение к пациентам.
План.
I. Организационный момент - 1 мин
II. Мотивация - 2 мин
III. Изложение нового материала - 80 мин
1. Семья – социальная ячейка общества.
2. Проблемы бесплодного брака.
3. Планирование семьи.
4. Методы контрацепции.
Ø предохранение со стороны мужчин
Ø предохранение со стороны женщины
5. Укрепление и охрана репродуктивного здоровья населения.
IY. Закрепление изложенного материала. - 5 мин
Y. Задание на дом. - 2 мин
Мотивация.
В 1994г. была разработана и принята Федеральная (Президентская) программа «Дети России», одним из разделов этой программы является «Планирование семьи».
Планирование семьи — это государственная программа по охране репродуктивного здоровья населения. В 1994 г. было открыто 214 центров по планированию семьи. Программа способствовала продвижению на рынок противозачаточных средств, снизилось количество абортов.
Центры по планированию семьи — совершенно самостоятельная организация, поэтому лучше их организовывать вне женских консультаций и широко пропагандировать работу центров в средствах массовой информации.
Многие же центры организованы в женских консультациях, при них же работают кабинеты по планированию семьи. Эти центры рассчитаны на все категории женщин и мужчин, на подростков в периоде полового созревания.
Основные направления работы службы «Планирование семьи»: профилактика нежелательной беременности; борьба с абортами; профилактика инфекций, передающихся половым путем (ИГШП и СПИДа); пропаганда методов контрацепции;
половое воспитание и просвещение подростков; пропаганда здорового образа жизни.
Основные методы работы: санитарно-просветительная и консультативная помощь. В центрах работают акушеры-гинекологи, сексологи, сексопатологи, андрологопсихологи. Центр решает проблемы семьи, сюда может прийти не только женщина, но и семейная пара, подросток, мужчина.
Разговор о противозачаточных средствах и сегодня воспринимается как не совсем приличный, что крайне затрудняет контрацептивное поведение. Чаще всего такое восприятие диктуется неосведомленностью, и в свою очередь порождает невежество. Оно обычно ссылается на то, что раньше этого не было. Было! Еще как было! Народная медицина в самых разных уголках земли издавна знала рецепты настоев для предупреждения беременности. Использование современных методов контрацепции, несмотря на их недостатки, способствует сохранению здоровья женщины и снижению материнской заболеваемости и смертности.
Литература для преподавателей:
1. Амакин К.Н. Акушерский стационар: учеб. пособие / К.Н. Амакин.,
Ф.С. Сыроватка. – 3-е изд.. перераб. и доп. –М.: Медицина. 2001. - 418 с.
2. Акушерство: учеб./ под ред. Г.М.Савельевой. – М.: Медицина», 2002. – 402с.
3. Бодяжина В.И. Акушерство: учеб./ В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 496 с.
4. Дуда Н.В. Клиническое акушерство: учеб./ Н.В.Дуда, В.И.Дуда.- Минск: Высшая школа, 2004. – 609 с.
5. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с.
6. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособ./ Д.А.
Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса. - 4-е изд. -Ростов н/Дону: Феникс,
2006. – 382 с.
7. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учеб. пособ. для врачей. – М.:
Изд-во Рос. ун-та Дружбы Народов, 2002.- Ч. I. – 289 с.
8. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,
2008. – 904.: ил.
Список используемой литературы для студентов основной
1. Бодяжина В.И. Акушерство /В.А.Бодяжина.-3-е изд.- М.:»Медицина»,
2005г.- 496с.
2. Кучма В.Р.Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в
разные возрастные периоды / В.Р.Кучма. – М., 2000г. - 396с.
3. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,
2008. – 904.: ил
Список используемой литературы для студентов дополнительный
1. Амакин К.Н. «Акушерский стационар» / К.Н.Амакин, Ф.С.Сыроватка. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Медицина», 2001г. – 418с.
2. Дуда Н.В. Клиническое акушерство./Н.В.Дуда, В.И.Дуда. - Минск:
«Высшая школа», 2004г. – 609с.
3. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с.
4. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение / Д.А.Крюкова,
Л.А.Лысак, О.В.Фурса 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. – 382с.
5. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учебное пособие для врачей /
В.И.Радзинский. - М., Изд-во Ун-та дружбы народов,
2002г. – часть 1 – 289с.
Роль семьи в жизни человека.
Семья — социальная ячейка общества. Среди всех социальных институтов семья является наиболее долговечным, но она в то же время продукт определенного общества. Ее стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных 'отношений, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т.д.) и даже от общественного мнения.
Современная семья переживает своеобразный переходный период. Изменяются старые, традиционные нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношений между родителями и детьми.
В настоящее время сосуществует множество типов семей: традиционные, эголитарные, демократические (порой со скрытым лидером), внебрачные, неполные и сложные (с двумя брачными парами).
Наибольшее распространение в наши дни получили простые, так называемые нуклеарные семьи, состоящие из одной пары с детьми или без них. Семьи же с двумя брачными парами (родители с женатыми детьми) нетипичны. Молодые семьи, прошедшие сложный, но самостоятельный путь, оказываются прочнее. Совместное преодоление первых трудностей скорее сплачивает, чем разобщает супругов.
Любая полноценная семья призвана выполнять свои основные социальные функции: репродуктивную (деторождение), хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоционально-психологическую.
Функция деторождения, воспроизводства новых поколений во все времена была неотъемлемым и естественным условием существования семьи. Каждое уходящее поколение оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как непреходящая жизненная ценность всегда скрепляли семью, давали особый смысл ее существованию.
Потребность в детях, в родительской любви, опеке является наиболее сильной у человека. Лишь ничтожная доля мужчин и женщин, состоящих в браке, ориентированы на бездетность. Чаще всего бездетная семья-результат бесплодия одного из супругов. Безусловно, жизнь семьи без детей существенно обедняется, и одновременно утрачивается еще одна важнейшая функция семьи — воспитательная.
Вместе с тем рождение большого числа детей в современных условиях постепенно теряет свое экономическое и социальное значение. Переход от многодетной семьи к двух-трехдетной, видимо, является необратимым. Однако необходимо признать, что массовое распространение малодетных семей чревато серьезными издержками, как для семьи, так и для общества.
Педагоги, врачи, социологи уже давно бьют тревогу по поводу инфантильности детей, выросших в малодетных семьях, ухудшения здоровья женщин, ограничивающихся рождением одного ребенка. Наконец известно, что для расширенного воспроизводства необходимо иметь в каждой семье не менее троих детей. Демографическое сознание населения весьма инертно. В настоящее время преобладает установка на двоих детей в семье. Преодоление этой установки возможно лишь с помощью эффективных экономических, моральных и социальных стимулов и осознания общественно значимой ценности формирования потребности в троих и более детях в семье.
Важнейшей функцией семьи является экономическая, с помощью которой семья обеспечивает удовлетворение материальных потребностей человека. Большие затраты идут на физическое развитие детей, укрепление их здоровья.
Эмоционально-психологическая функция по своему содержанию весьма разнообразна: непосредственное общение супругов и детей, взаимопомощь, поддержка и опека, интимная жизнь супругов — все это создает нравственный и психологический климат в семье, от которого зависит многое, и прежде всего удовлетворенность браком, семейной жизнью.
Проявление нравственных и эмоциональных отношений в семье многообразно, однако среди них можно выделить те, которые накладывают отпечаток на весь строй семейной жизни. К их числу, прежде всего, относятся такие, как уважение и чувство собственного достоинства.
Очень часто обострение супружеских отношений вызвано злоупотреблением алкоголем и безнравственным поведением одного из супругов.
Борьба против пьянства, алкоголизма, наркомании, курения, безусловно, оказывает позитивное влияние на стабилизацию семьи. Нестабильность семьи прямым образом влияет на уровень рождаемости, закономерно, что такие семьи малодетные или бездетные.
Роль семьи в жизни человека трудно переоценить. Многие важные вопросы решаются именно на семейном уровне: социальная ориентация детей, территориальная подвижность, число детей в семье, профессиональная и социальная мобильность в значительной мере определяются состоянием брачно-семейных отношений, типом семьи.
Участвуя в воспроизводстве новых поколений, семья не только выполняет детородную и воспитательную функции, но и выступает в качестве своеобразного генератора и хранилища взглядов, норм морали, психологических установок и образцов поведения. Репродуктивные установки, ориентация на желаемое число детей в семье формируются уже в детском и юношеском возрасте. Семья является особым передаточным механизмом, обеспечивающим преемственность поколений. Но семья передает по наследству не только позитивные, но и негативные образцы поведения. Следовательно, семья может быть не только источником нравственного и физического здоровья, но и перенимать негативные установки: терпимость к спиртным напиткам, эгоистическое отношение к детям, женщинам и т.д. Многие из правонарушителей являются выходцами из неполных семей.
В отличие от других социальных институтов семья способна воздействовать на человека на всем протяжении его жизни. По мере взросления детей и достижения ими самостоятельности роль семьи несколько ослабевает, но не исчезает, так как только в семье человек может проявить родственные чувства, получив нравственную поддержку в трудную минуту жизни, оказать помощь младшим или престарелым. Молодежи нужно помнить, что семья является непреходящей жизненной ценностью и заменить ее нечем.