Роль семьи в жизни человека

Лекция № 3. «Роль семьи в жизни человека.

Планирование семьи.

Укрепление и охрана репродуктивного здоровья населения».

Цель учебная:

Систематизировать и закрепить знания студентов по данной теме, овладеть умениями и навыками высчитывания плодных дней, регистрации базальной температуры, методы контрацепции.

Студент должен знать:

· значение семьи в жизни человека и охране его здоровья;

· половые гормоны, их биологическое действие на организм;

· гигиену менструального цикла;

· отрицательное влияние факторов окружающей среды на женские половые железы, их функции, фертильность;

· гигиену половых органов;

· проблемы бесплодного брака;

· критерии репродуктивного поведения человека;

· осложнения после абортов;

· методы контрацепции;

· методы и формы консультирования по вопросам планирования семьи;

· значение программы «Планирования семьи» для охраны репродуктивного здоровья;

· средства защиты от ИППП и СПИДа.

Воспитательная:

Продолжить формирование профессионально важных качеств: внимательность, чуткость, сострадание.

Развивающая:

Развивать у студентов клиническое мышление, умение последовательно излагать материал, планировать учебную деятельность, умение работать с медицинской литературой.

Развивать у студентов трудолюбие и терпение к пациентам.

План.

I. Организационный момент - 1 мин

II. Мотивация - 2 мин

III. Изложение нового материала - 80 мин

1. Семья – социальная ячейка общества.

2. Проблемы бесплодного брака.

3. Планирование семьи.

4. Методы контрацепции.

Ø предохранение со стороны мужчин

Ø предохранение со стороны женщины

5. Укрепление и охрана репродуктивного здоровья населения.

IY. Закрепление изложенного материала. - 5 мин

Y. Задание на дом. - 2 мин

Мотивация.

В 1994г. была разработана и принята Федеральная (Президентская) программа «Дети России», одним из раз­делов этой программы является «Планирование семьи».

Планирование семьи — это государственная програм­ма по охране репродуктивного здоровья населения. В 1994 г. было открыто 214 центров по планированию семьи. Программа способствовала продвижению на рынок про­тивозачаточных средств, снизилось количество абортов.

Центры по планированию семьи — совершенно само­стоятельная организация, поэтому лучше их организо­вывать вне женских консультаций и широко пропаган­дировать работу центров в средствах массовой информа­ции.

Многие же центры организованы в женских консуль­тациях, при них же работают кабинеты по планирова­нию семьи. Эти центры рассчитаны на все категории женщин и мужчин, на подростков в периоде полового созревания.

Основные направления работы службы «Планирова­ние семьи»: профилактика нежелательной беременности; борьба с абортами; профилактика инфекций, передающихся половым путем (ИГШП и СПИДа); пропаганда методов контрацепции;

половое воспитание и просвещение подростков; пропаганда здорового образа жизни.

Основные методы работы: санитарно-просветительная и консультативная помощь. В центрах работают акуше­ры-гинекологи, сексологи, сексопатологи, андрологопсихологи. Центр решает проблемы семьи, сюда может прийти не только женщина, но и семейная пара, подросток, мужчина.

Разговор о противозачаточных средствах и сегодня вос­принимается как не совсем приличный, что крайне зат­рудняет контрацептивное поведение. Чаще всего такое восприятие диктуется неосведомленностью, и в свою оче­редь порождает невежество. Оно обычно ссылается на то, что раньше этого не было. Было! Еще как было! Народ­ная медицина в самых разных уголках земли издавна знала рецепты настоев для предупреждения беременнос­ти. Использование современных методов контрацепции, несмотря на их недостатки, способствует сохранению здо­ровья женщины и снижению материнской заболеваемос­ти и смертности.

Литература для преподавателей:

1. Амакин К.Н. Акушерский стационар: учеб. пособие / К.Н. Амакин.,

Ф.С. Сыроватка. – 3-е изд.. перераб. и доп. –М.: Медицина. 2001. - 418 с.

2. Акушерство: учеб./ под ред. Г.М.Савельевой. – М.: Медицина», 2002. – 402с.

3. Бодяжина В.И. Акушерство: учеб./ В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 496 с.

4. Дуда Н.В. Клиническое акушерство: учеб./ Н.В.Дуда, В.И.Дуда.- Минск: Высшая школа, 2004. – 609 с.

5. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с.

6. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособ./ Д.А.

Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса. - 4-е изд. -Ростов н/Дону: Феникс,

2006. – 382 с.

7. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учеб. пособ. для врачей. – М.:

Изд-во Рос. ун-та Дружбы Народов, 2002.- Ч. I. – 289 с.

8. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,

2008. – 904.: ил.

Список используемой литературы для студентов основной

1. Бодяжина В.И. Акушерство /В.А.Бодяжина.-3-е изд.- М.:»Медицина»,

2005г.- 496с.

2. Кучма В.Р.Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в

разные возрастные периоды / В.Р.Кучма. – М., 2000г. - 396с.

3. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,

2008. – 904.: ил

Список используемой литературы для студентов дополнительный

1. Амакин К.Н. «Акушерский стационар» / К.Н.Амакин, Ф.С.Сыроватка. –

2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Медицина», 2001г. – 418с.

2. Дуда Н.В. Клиническое акушерство./Н.В.Дуда, В.И.Дуда. - Минск:

«Высшая школа», 2004г. – 609с.

3. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с.

4. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение / Д.А.Крюкова,

Л.А.Лысак, О.В.Фурса 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. – 382с.

5. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учебное пособие для врачей /

В.И.Радзинский. - М., Изд-во Ун-та дружбы народов,

2002г. – часть 1 – 289с.

Роль семьи в жизни человека.

Семья — социальная ячейка общества. Среди всех со­циальных институтов семья является наиболее долговеч­ным, но она в то же время продукт определенного обще­ства. Ее стабильность и полноценность зависят не только от супругов, но и от характера общественных 'отноше­ний, материального благосостояния, от непосредственной социальной среды (коллектива, друзей, родственников и т.д.) и даже от общественного мнения.

Современная семья переживает своеобразный переход­ный период. Изменяются старые, традиционные нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоот­ношений между родителями и детьми.

В настоящее время сосуществует множество типов се­мей: традиционные, эголитарные, демократические (по­рой со скрытым лидером), внебрачные, неполные и слож­ные (с двумя брачными парами).

Наибольшее распространение в наши дни получили про­стые, так называемые нуклеарные семьи, состоящие из од­ной пары с детьми или без них. Семьи же с двумя брачны­ми парами (родители с женатыми детьми) нетипичны. Мо­лодые семьи, прошедшие сложный, но самостоятельный путь, оказываются прочнее. Совместное преодоление первых труд­ностей скорее сплачивает, чем разобщает супругов.

Любая полноценная семья призвана выполнять свои основные социальные функции: репродуктивную (деторож­дение), хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоцио­нально-психологическую.

Функция деторождения, воспроизводства новых поко­лений во все времена была неотъемлемым и естественным условием существования семьи. Каждое уходящее поко­ление оставляет новое, которое замещает его в жизни. Дети как непреходящая жизненная ценность всегда скреп­ляли семью, давали особый смысл ее существованию.

Потребность в детях, в родительской любви, опеке является наиболее сильной у человека. Лишь ничтожная доля мужчин и женщин, состоящих в браке, ориентиро­ваны на бездетность. Чаще всего бездетная семья-ре­зультат бесплодия одного из супругов. Безусловно, жизнь семьи без детей существенно обедняется, и одновременно утрачивается еще одна важнейшая функция семьи — вос­питательная.

Вместе с тем рождение большого числа детей в совре­менных условиях постепенно теряет свое экономическое и социальное значение. Переход от многодетной семьи к двух-трехдетной, видимо, является необратимым. Одна­ко необходимо признать, что массовое распространение малодетных семей чревато серьезными издержками, как для семьи, так и для общества.

Педагоги, врачи, социологи уже давно бьют тревогу по поводу инфантильности детей, выросших в малодет­ных семьях, ухудшения здоровья женщин, ограничиваю­щихся рождением одного ребенка. Наконец известно, что для расширенного воспроизводства необходимо иметь в каждой семье не менее троих детей. Демографическое со­знание населения весьма инертно. В настоящее время преобладает установка на двоих детей в семье. Преодоле­ние этой установки возможно лишь с помощью эффек­тивных экономических, моральных и социальных стиму­лов и осознания общественно значимой ценности форми­рования потребности в троих и более детях в семье.

Важнейшей функцией семьи является экономическая, с помощью которой семья обеспечивает удовлетворение материальных потребностей человека. Большие затраты идут на физическое развитие детей, укрепление их здоро­вья.

Эмоционально-психологическая функция по своему со­держанию весьма разнообразна: непосредственное обще­ние супругов и детей, взаимопомощь, поддержка и опека, интимная жизнь супругов — все это создает нравственный и психологический климат в семье, от которого зависит многое, и прежде всего удовлетворенность браком, семейной жизнью.

Проявление нравственных и эмоциональных отноше­ний в семье многообразно, однако среди них можно выде­лить те, которые накладывают отпечаток на весь строй семейной жизни. К их числу, прежде всего, относятся та­кие, как уважение и чувство собственного достоинства.

Очень часто обострение супружеских отношений выз­вано злоупотреблением алкоголем и безнравственным по­ведением одного из супругов.

Борьба против пьянства, алкоголизма, наркомании, курения, безусловно, оказывает позитивное влияние на стабилизацию семьи. Нестабильность семьи прямым образом влияет на уро­вень рождаемости, закономерно, что такие семьи малодетные или бездетные.

Роль семьи в жизни человека трудно переоценить. Многие важные вопросы решаются именно на семейном уровне: социальная ориентация детей, территориальная подвиж­ность, число детей в семье, профессиональная и социальная мобильность в значительной мере определяются состояни­ем брачно-семейных отношений, типом семьи.

Участвуя в воспроизводстве новых поколений, семья не только выполняет детородную и воспитательную фун­кции, но и выступает в качестве своеобразного генерато­ра и хранилища взглядов, норм морали, психологичес­ких установок и образцов поведения. Репродуктивные установки, ориентация на желаемое число детей в семье формируются уже в детском и юношеском возрасте. Се­мья является особым передаточным механизмом, обеспе­чивающим преемственность поколений. Но семья переда­ет по наследству не только позитивные, но и негативные образцы поведения. Следовательно, семья может быть не только источником нравственного и физического здоро­вья, но и перенимать негативные установки: терпимость к спиртным напиткам, эгоистическое отношение к де­тям, женщинам и т.д. Многие из правонарушителей яв­ляются выходцами из неполных семей.

В отличие от других социальных институтов семья способна воздействовать на человека на всем протяжении его жизни. По мере взросления детей и достижения ими самостоятельности роль семьи несколько ослабевает, но не исчезает, так как только в семье человек может про­явить родственные чувства, получив нравственную под­держку в трудную минуту жизни, оказать помощь млад­шим или престарелым. Молодежи нужно помнить, что семья является непреходящей жизненной ценностью и заменить ее нечем.

Наши рекомендации