Информационное (просветительское) направление
Основные мероприятия этого направления способствуют информированию клиентов о внешних событиях и создают условия для познавания нового. Кроме того, они нацелены на устранение или смягчение недостатков существующего отношения некоторых слоев современного общества к инвалидам, на развитие коммуникативной компетентности.
В интернате используются следующие виды информационного (просветительского) направления:
- тематические беседы;
- экскурсии;
- чтение (с возможным последующим обсуждением прочитанного материала);
- занятия по социально-бытовой ориентации;
- просмотр телевизионных программ.
Для читающих клиентов работает библиотека, где можно выбрать книгу. В библиотеке ведется изучение читательских интересов и постепенно формируется интерес к чтению; регулярно проводятся обзоры центральной и местной прессы с возможным обсуждением событий; вместе с клиентами оформляются книжные выставки, посвященные праздничным и знаменательным датам. Необходимо отметить, что для пациентов с ограниченными возможностями передвижения многие мероприятия проводятся непосредственно в отделениях.
Таким образом, все вышеназванные направления деятельности (или блоки работы) входят в систему адресной организации социально-реабилитационных мероприятий для клиентов интерната. В реабилитационных целях важно составить эффективную программу с использованием конкретных видов каждого из направлений и подбором веера мероприятий для клиента с учетом его психосоматического состояния, адаптационного потенциала и реабилитационного прогноза.
Для выполнения задач социально-средовой реабилитации необходимо участие и взаимодействие специалистов различного профиля: медицинский персонал, инструктор по труду, инструктор ЛФК, библиотекарь, воспитатель, юрист, социальный работник и так далее. Особенностью работы всего персонала по реабилитации клиентов с помощью милиотерапии является повседневное общение и постоянное взаимодействие по всем указанным выше направлениям работы. Персонал отделения, который представляет полипрофессиональную бригаду, состоящую из психолога, социального работника, врачей, медицинских сестер, младшего обслуживающего персона, обязан видеть в каждом клиенте равноправного человека, а, следовательно, быть не только специалистом своего дела, но и владеть технологиями психологии общения.
Важная роль в данной полипрофессиональной бригаде специалистов учреждения отводится медицинским сестрам и медицинскому персоналу в целом, так как именно они круглосуточно находятся в обществе клиентов, регулируя различные стороны их быта, координируя выполнение медицинского плана, являясь главным связующим звеном между клиентом и врачом, между клиентом и внешним миром. При таком подходе медицинские сестры становятся не просто «механическими исполнителями» врачебных назначений, а самостоятельными специалистами, осуществляющими профессионально качественный уход и взаимодействие с клиентом. Благодаря сестринской опеке и заботе, они ощущают большую безопасность и защищенность. Высокая квалификация медицинских сестер создает благоприятную почву для организации процесса работы других специалистов полипрофессиональной бригады по социально-бытовой, трудовой, педагогической, психологической реабилитации на основе милиотерапии. Таким образом, обучение персонала, повышение его профессионализма – самое главное условие для реализации любого проекта.
Важную роль в формировании благоприятного психологического климата отделения играют представители администрации, их личностные качества, стили управления, профессионализм и компетентность.
Организация работы полифункциональной бригады меняет отношение клиентов к себе и своим заболеваниям. Клиенты интерната из пассивных потребителей услуг становятся активными помощниками социальных и медицинских работников.
Для эффективной реализации проекта социальное обслуживание, организованное деятельностью полифункциональной бригады, должно быть профессиональным, плановым и системным, что находит свое отражение в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации (ИПР).
ИПР – это четкий конкретный план, схема совместных действий клиента (инвалида) и специалистов, способствующих оздоровлению и социальной адаптации.
ИПР клиента состоит из трёх программ:
- программы медицинской реабилитации;
- программы профессиональной реабилитации;
- программы социальной реабилитации.
Посредством индивидуальной программы реабилитации реализуется дифференцированный подход к реабилитации инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей и методики активной социальной работы.
Основными целями ИПР в рамках «терапии средой» являются:
- создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);
- организация жизнедеятельности клиентов (социальной среды);
- социальная адаптация и реабилитация клиентов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Заметим, что главным в реализации «терапии средой» является создание соответствующего психологического климата, способствующего социально-психологической реабилитации и адаптации человека. Основными условиями для решения этой задачи являются:
- поддержание соматического и психического здоровья;
- сохранение физической и социальной активности;
- активизация интеллектуальной деятельности;
- создание положительного эмоционального фона;
- обеспечение условий содержания, ухода и лечения, которые создавали бы у клиента ощущение достойного качества жизни.
Необходимо отметить, что благоприятный психологический микроклимат в отделениях и установление реабилитационного режима способствуют восстановлению психофизических функций, повышению самосознания и социальной компетенции личности. Применение дифференцированных, в зависимости от психического состояния, реабилитационных режимов, а также социоориентированных методов содействуют существенному снижению длительности госпитализации, что имеет немаловажное значение для предотвращения явлений «госпитализма» и социальной дезадаптации.
Указанный подход является основополагающим в «терапии средой», он придает осмысленность работе персонала, позволяет раскрыть творческий потенциал работников, развить сотрудничество всех специалистов полипрофессиональной бригады.
Отдельно хотелось бы выделить работу с персоналом, которая проводилась по двум направлениям:
1. Вовлечение в процесс терапии всего персонала, организация реализации мероприятий в рамках милиотерапии мультипрофессиональной бригадой, обеспечение ее оптимального и слаженного взаимодействия.
2. Мотивирование персонала на клиентоориентированность, реализацию индивидуального подхода, персональное сопровождение клиента интерната. Для этого были проведены консультации со специалистами, занятыми в милиотерапии, а также разработаны индивидуальные программы/карты сопровождения клиентов с планом мероприятий на каждый день с отметкой о выполнении (ФИО, режим (тип занятости), медикаментозное воздействия (дата назначения и отмены), мероприятия (длительность), ответственный, подпись).
Необходимо отметить, что ввиду таких изначальных и, в большинстве случаев, естественных и неустранимых особенностей социальной среды интерната, как ограниченность жизненного пространства, недостаток бытового комфорта, ограниченные возможности занятости, формальное отношение персонала к проживающим, одной из основных идей милиотерапии является создание поддерживающей и стимулирующей к развитию резервов личности среды. Отдельно можно выделить использование в практике работы с клиентами отделения «Милосердие» терапию движением, которая в зависимости от физического состояния человека и его ограниченных возможностей реализуется в прогулках, ЛФК, психогимнастики, мероприятия, связанные с обучением навыкам самообслуживания, личной гигиены, здоровому образу жизни. Данные занятия позволяют максимально активизировать проживающего, стимулировать его адаптационные возможности, сформировать у него ответственное поведение, получить позитивный опыт самостоятельной деятельности.
Эффективность внедрения милиотерапии подтверждает положительная динамика по следующим показателям: приобретение и укрепление навыков самообслуживания у клиентов, расширение круга их интересов, восстановление и развитие коммуникативных способностей, активизация в проведении досуга, участие в общественных мероприятиях, повышение степени удовлетворенности жизнью и позитивное мировосприятие в целом. У клиентов наблюдается стабилизация эмоционального фона, снижение частоты появления депрессивных состояний, отмечаются тенденции к снижению проявлений агрессивности и конфликтности.