Сущность валеологии, особенности и ее проблемы. Особенности методологии валеологии
В начале 80-х годов прошлого столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И.И. Брехман ввел термин «валеология».
Под валеологией (лат. уаlео - быть здоровым) понималась наука о профилактически-оздоровительные основы медицины, пути и методы сохранения и укрепления здоровья.
Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает в содружестве с медицинской наукой.
90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии как системы знаний о здоровье здорового человека.
Валеология - наука об индивидуальном здоровье человека, наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях воздействия на него переменных факторов внешней и внутренней среды.
Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами, умением адаптироваться к условиям среды, способностью к самоорганизации, саморазвитию и самосохранению. Объектом валеологии выступает относительно здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.
Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности - сохранение и укрепление здоровья человека.
В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины и гигиены, лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма человека в целом.
Основными задачами валеологии как науки является прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция, разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем, определение методов и средств развития и сохранения здоровья.
Основными проблемами валеологии являются:
1) здоровье как биосоциальная категория;
2) механизмы формирования здоровья;
3) методы определения конституциональных особенностей индивида;
4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида;
5) практические способы сохранения и укрепления здоровья;
6) теория и методика валеологического образования.
Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий.
Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как медико-биологической категории, но и с позиций культуры - необходимо и правомерно.
Валеологию нужно рассматривать как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основу здорового образа жизни.
Валеология включает в себя две составные части: теоретическую и практическую валеологию.
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический, культурологический и т.д.
В рамках практической валеологии следует выделять два относительно самостоятельных раздела: диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья) и собственно практическая валеология (оздоровление организма).
С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологйю. Специальная валеология - это возрастная, семейная и профессиональная валеология.
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:
1) дошкольную;
3) школьную;вузовскую;
4) поствузовскую.
Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здравствования человека, и в частности - индивидуального здоровья. Общественное здоровье - предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошо представляют себе роль социально -гигиенических факторов в сохранении и укреплении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.
Потребность в здоровье носит общий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обусловливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Это все накладывает на человека определенную ответственность по отношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).
Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека.
Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую:
1) знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма;
2) знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;
3) умение распространять валеологические знания на социальную среду своего окружения.
Формирование валеологической культуры – сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, охватывающий систему государственного образования в стране, семье, специализированных учреждениях и организациях.
В целом можно сказать, что валеология - это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.
Рис. 1. Взаимодействие валеологии с другими науками.
Валеология - научная дисциплина, влияющая не только на сохранение физического здоровья нации, но и на моральное состояние личности, на правовое воспитание личности.
Валеология имеет сложную структуру и направленность знаний.
Валеология имеет перспективы развития и включения ее в образовательную программу не только студентов физкультурных и медицинских вузов, но и в образовательные программы средних школ и других учебных заведений.
Действительно, наука о здоровье, доступная для понимания не только медикам и спортсменам, а для любого человека, не важно, специалистом в какой области он является, - вещь уникальная и нужная.
Зная о влиянии на наш организм различных факторов, как-то: неблагоприятная экологическая ситуация, игнорирование занятий физкультурой, увлечение вредными привычками, мы можем самостоятельно и осознанно сделать выбор в своем образе жизни, повысить свой жизненный тонус, улучшить состояние своего здоровья, не прибегая к средствам медицины, если, конечно же, состояние здоровья не столь запущено.