Система обеспечения безопасности при опасных и чрезвычайных ситуаций различного происхождения
Одной из важнейших задач безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины является разработка системы обеспечения безопасности социума при опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Необходимость создание такой системы обусловлена наличием на территории РФ большого количества весьма опасных промышленных, ядерных, химических, энергетических, гидротехнических и иных объектов, а также стремительным ростом аварий, катастроф, стихийных бедствий и других опасных для жизни и благополучия социума явлений и процессов.
Так, в настоящее время на территории России действует девять АЭС (в их 30-километровой зоне находится 1300 городов и населенных пунктов с населением свыше миллиона человек), 113 исследовательских ядерных установок, 13 предприятий ядерно-топливного цикла. В научно-исследовательских организациях, использующих ядерные материалы, имеется 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также 13 тыс. различных подразделений, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. В 424 городах и населенных пунктах РФ действует 3401 химически опасный объект, По территории пяти областей проходит магистральный аммиакопровод «Тольятти-Одесса» общей протяженностью 1252 км. И вместимостью 128 тыс. тонн аммиака. Общая площадь территории России, на которой могут возникнуть очаги возможного химического заражения, составляет 300 тыс. километров с населением более 60 млн. человек.
Вышеуказанные примеры свидетельствуют, что создание надежной системы обеспечения безопасности социума при опасных и чрезвычайных ситуаций различного происхождения – настоятельная необходимость. И сегодня такая система существует. Ее правовую основу составляет законодательные и иные нормативные акты, регулирующие функционирование системы обеспечение безопасности населения и территорий при ЧС различного происхождения.
Одним из основополагающих документов, определяющих современную систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, о которой уже шла речь ранее.
Важное значение для формирования и функционирования системы обеспечения безопасности при ЧС имеют нормативные документы.
Федеральные законы:
- «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г., в котором определяются основные понятия и категории, связанные с ЧС, принципы защиты от них, полномочия органов государственной власти РФ, ее субъектов и местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, механизм государственного управления ею и порядок ее финансирования, а также права и обязанности граждан и порядок их подготовки к защите от ЧС.
- «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14 июля 1995 г., который наряду с основными понятиями, характеризующими содержание деятельности аварийно-спасательных служб, определяются ее правовые основы, принципы, задачи, состав и комплектование аварийно-спасательных служб, виды аварийно-спасательных работ, порядок привлечения аварийно-спасательных служб к ликвидации ЧС т порядок руководства ими, права, гарантии деятельности и обязанности спасателей и т.д.
- «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г.
Федеральный конституционный закон«О чрезвычайном положении» от 30 июня 2003 г., определяющий обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения при ЧС социального (попытки изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, террористические акты, межнациональные и межконфессиональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями и т.д.), природного, техногенного и экологического характера.
Постановления Правительства РФ:
- «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1994 г.
- «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794
- «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 декабря 2003 г. № 547 и др.
Однако, несмотря на наличие вышеуказанных нормативных документов, как ученые, так и практики, работающие в сфере безопасности сходятся во мнении, что действующая в настоящее время система обеспечения национальной и региональной безопасности недостаточно плодотворно решает проблемы защиты личности, общества и государства от опасных и чрезвычайных ситуаций различного происхождения. По их мнению, она не является целостной, достаточно рационально организованной и эффективно управляемой, и что особенно важно, функционирующая в основном в оперативном режиме.
Формирование системы обеспечения безопасности при опасных и чрезвычайных ситуаций с точки зрения как теоретической, так и практической, процесс многоплановый, объемный, состоящий из целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. В этом процессе следует выделить организационную и функциональную стороны2.
Организационная сторонавключает в себя установление и совершенствование организационной структуры системы обеспечения безопасности. Этостатический (структурный) срез, призванный придать взаимодействию ее элементов устойчивость, определенность и последовательность. В качестве приоритетного направления здесь выделяется установление системы постоянно действующих специально уполномоченных органов управления в области защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях организации государственной власти и местного самоуправления, их задачи и функции.
Функциональная сторона,илидинамический (функциональный) срезсистемы обеспечения безопасности при ЧС, связана с реальным практическим взаимодействием, вследствие которого возникает совокупный результат всей управленческой деятельности в области защиты от ЧС. Эта сторона требует постоянного внимания, коррекции, стимулирования и контроля, так как в функционировании системы безопасности нет автоматизма, раз и навсегда заданной предопределенности, поскольку объект управления постоянно видоизменяется и развивается. Поэтому без сильного внешнего организующего воздействия система будет все время давать сбои, дисфунцировать.
В связи с этим, важнейшей составляющей методологии построения системы обеспечения безопасности населения и защиты важных объектов инфраструктуры той или иной территории от ЧС является обоснование концепции управления этой системой. Основываясь на положении общей теории управления сложными системами, управление безопасностью при ЧС следует рассматривать в рамках определенной социально-экономической сферы, объединяющей устойчивыми внутренними связями население, объекты экономики, инфраструктуры, территории, а также управленческие структуры.
В процессе управления безопасностью при ЧС можно выделить два уровня, две иерархически связанные составляющие, каждая из которых имеет свое содержание.
Первый уровень (составляющая), включает управленческую деятельность аналитического, научно-прогностического и организационного характера. Ее результат – это, прежде всего, определение стратегии управления при внешних (природных, техногенных, экологических, социальных и т.д.) воздействиях, а также организация механизма реализации этой стратегии с учетом социальных, экономических и других факторов.
Второй уровень (составляющая)процесса управления системой обеспечения безопасности касается организационно-технических систем. Базовыми элементами здесь являются функциональный контур и информационные технологии, методы и средства подготовки и принятия управленческих решений, методологический аппарат анализа и оценки риска, также как и на первом уровне с учетом социальных, экономических и иных факторов.
Факторы формирования системы обеспечения безопасности социума, территории и объектов его инфраструктуры при ЧС тесно связаны с процессом выработки основных направлений региональной политики в данной области. Выработка такой политики – широкомасштабный и многоуровневый процесс. Здесь необходимо учитывать огромное количество факторов и явлений. И, естественно, чем выше положение организации в государственной иерархии, тем больший спектр факторов она должна учитывать.
На уровне высшего руководства, в том числе того или иного субъекта РФ, на основе анализа угроз жизненно важным интересам в природной, техногенной, экономической, экологической, социальной и других сферах, оценки имеющихся для устранения этих угроз людских, финансовых, информационных, сырьевых, энергетических и других ресурсов вырабатываются приоритетные направления обеспечения безопасности при ЧС в различных сферах. Они закрепляются в нормативных правовых документах РФ и региона и служат в свою очередь основой для определения основных направлений государственной и региональной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и т.д. Эти документы служат также основой для формирования механизмов реализации государственной и региональной политики при обеспечении безопасности от ЧС различного происхождения.
На уровне правительства субъекта РФ требования по обеспечению безопасности при ЧС приводятся в соответствие с реальными возможностями данного субъекта, по их выполнению, определяются основные направления формирования системы обеспечения безопасности от ЧС. Они реализуются в целевых региональных и научно-технических программах развития территориальной подсистемы РСЧС.
Формирование системы обеспечения безопасности населения и защиты территорий субъекта при ЧС подчинено действию широкого круга закономерностей, тесно связанных между собой, которые можно объединить в две группы по социально-экономическому и организационному основаниям.
Группа закономерностей социально-экономического характераотражает связь формирования системы с внешними и внутренними условиями развития общества и государства, важнейшими из которых являются:
· соответствие организации системы безопасности уровню развития субъекта, его экономическому потенциалу;
· соответствие направлений формирования системы реальным опасностям личности, обществу и государству в природной, техногенной, социальной, экологической и других сферах, а также целям государственной политики устойчивого развития;
· единство интересов всех групп населения в области зашиты от ЧС.
Группа закономерностей организационного характера выражает то, что внутренне присуще только рассматриваемой системе обеспечения безопасности, составляет особенности ее формирования по сравнению с другими государственными системами (например, социального обеспечения, здравоохранения и т.д.) и характеризует взаимосвязь между составляющими ее элементами, внутреннюю логику развития каждого из них. Основными закономерностями этой группы являются:
· непосредственная зависимость эффективности ее функционирования от уровня развития экономических и правовых механизмов деятельности в области обеспечения безопасности населения и защиты важных объектов инфраструктуры региона и территорий при ЧС различного происхождения;
· зависимость организационной структуры сил системы от решаемых задач и уровня их технического оснащения;
· зависимость эффективности управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС от организации системы на всех уровнях;
· соответствие организации, состава сил и средств, финансовых и материальных ресурсов степени опасности последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Закономерности формирования системы обеспечения безопасности при ЧС реализуются на практике через соответствующие принципы – общественно-экономические и организационные.
Общественно-экономические принципы учитывают сложившиеся реалии текущего момента, такие как государственное переустройства России, ход экономических реформ, всеобщий характер материалов защиты населения и территорий от ЧС. Основными принципами здесь выступают:
· единство мероприятий в сфере обеспечения безопасности населения и защиты важных объектов инфраструктуры и территорий субъекта РФ при ЧС и мероприятий по региональной безопасности, который является одним из ведущих принципов;
· обеспечение единства государственного строительства в сфере безопасности и формирования системы региональной безопасности и безопасности субъекта;
· всеобщий характер мер по защите населения и территорий от ЧС и др.
Организационные принципы отражают закономерности функционирования и развития системы обеспечения безопасности при ЧС как особого вида государственной деятельности и требования к ее организации. Важнейшими из этих принципов являются:
· оправданность практической деятельности системы;
· оптимизация мер защиты;
· интегральная оценка опасности;
· устойчивость экологических систем;
· рациональность (экономическая целесообразность);
· правовая обеспеченность;
· разделение ответственности и др.
Кроме того, система обеспечения безопасности при ЧС на уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления должна строиться по единым принципам, в соответствии с которыми все эти субъекты и органы имели бы равные полномочия.
Таковы основные концептуальные принципы, позволяющие разработать конкретные меры в целях формирования реалистической и доступной для практического использования региональной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий при различных ЧС.
Под обеспечением региональной безопасностипонимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз и противодействию им. Это обязательное и непременное условие защиты интересов субъекта РФ.
Основными направлениями региональной безопасности по конкретным сферам жизнедеятельности являются следующие.
В экономической сфере:
· обеспечение устойчивого роста экономического потенциала субъекта и уровня социальной защищенности населения;
· ограничение концентрации производства в отдельных промышленных зонах;
· перевод трудоемких, энерго- и ресурсоемких производств на более прогрессивные и высокотехнологичные с использованием мирового опыта;
· организация поддержки товаропроизводителей;
· проведении приватизации и акционирования с учетом интересов субъекта;
· обеспечение конкурентноспособности предприятий, поддержка процессов их реформирования;
· содействие финансовому обеспечению программ развития промышленных предприятий;
· укрепление производственно-экономических связей с регионами России и странами ближнего зарубежья;
· дальнейшее развитие транспортных магистралей.
В социальной сфере:
· стабилизация и подъем уровня жизни населения, обеспечение его социальной защиты;
· охрана здоровья граждан;
· развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
· организация общественных работ с целью максимальной занятости трудовых ресурсов;
· реализация мер по улучшению санитарно-эпидемиологическогой обстановки в регионе;
· оптимизация соотношений государственной, муниципальной и частной собственности в создании текущих запасов материальных ресурсов, в организации торговли продуктов питания и предметов первой необходимости;
· реализация комплексной программы мер социальной защиты населения субъекта РФ.
В экологической сфере:
· совершенствование административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью, природоохранительного законодательства и экологических стандартов;
· снижение техногенного воздействия на окружающую природную среду и на здоровье людей;
· широкое участие общественности в принятии и реализации решений, оказывающих влияние на состояние окружающей среды;
· развитие системы мониторинга за ее состоянием и контроля за источниками загрязнения;
· совершенствование эколого-просветительской деятельности и системы непрерывного экологического образования в интересах формирования у граждан бережного отношения к природе.
В оборонной сфере:
· поддержание гражданской обороны на уровне, обеспечивающем эффективную защиту населения, материальных и культурных ценностей от угроз военного характера;
· активная реализация положений и норм Федерального закона «О гражданской обороне» и других нормативных правовых актов Правительства РФ по вопросам ГО;
· поддержание мобилизационной подготовки на уровне требований Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», принятие мер по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время;
· организация тесного взаимодействия с органами военного командования, оказание им всемерной помощи в выполнении возложенных на них функций.
Опираясь на вышеизложенные методологические положения, представляется целесообразным определить структуру и основные направления деятельности системы обеспечения региональной безопасности субъекта РФ. Ее следует рассматривать как совокупность структур в сфере государственной власти РФ и ее субъекта, органов местного самоуправления, организаций и граждан, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредственно участвующих в реализацию целей и задач обеспечения региональной безопасности. Эта система включает в себя:
· высшее должностное лицо субъекта РФ;
· комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности субъекта и соответствующую комиссию муниципального образования;
· исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований субъекта;
· государственные органы и организации, непосредственно обеспечивающие безопасность населения и защиту важных объектов инфраструктуры городов и населенных пунктов субъекта РФ;
· контрольные и надзорные организации;
· организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности;
· общественные организации и объединения граждан.
Основу системы обеспечения безопасности при ЧС составляют органы управления и силы территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ, основными направлениями функционирования которой в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются:
· защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
· проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по выявлению закономерностей возникновения ЧС, зависимостей уровней рисков и снижения величин ущерба от действий органов исполнительной власти, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности;
· создание областной системы выявления, оценки, прогнозирования и наблюдения (мониторинга) различных ЧС;
· повышение эффективности мероприятий по их ликвидации;
· повышение уровня подготовки населения и специалистов территориальной подсистемы РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС;
· разработка и применение экономических механизмов управления безопасностью (лицензирование, декларирование, страхование, определение льгот и дифференцированных ставок платежей и др.) на потенциально опасных объектах и регулирование их деятельности по решению проблем безопасности;
· осуществление компенсационных мер (возмещение ущерба за счет выплат по страховым полисам из благотворительных, стабилизационных и других специальных фондов, государственная помощь) при возникновении ЧС;
· принятие и реализация областных целевых программ в сфере обеспечения безопасности, предупреждение и ликвидация ЧС;
· управлению безопасностью на основе согласованной деятельности органов государственной власти на федеральном, региональном и производственном уровнях.
Таков в общих чертах политический и административный ресурс в осуществлении мер по защите населения и важных объектов инфраструктуры и территорий от ЧС различного происхождения.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, чрезвычайные ситуации выступает центральным понятием безопасности жизнедеятельности, которое достаточно четко и определенно сформулировано в официальных нормативных документах, научной и учебной литературе. Вместе с тем, крайне важное значение для характеристики ЧС имеет и их классификация, которая является предметом дискуссий, однако обобщение основных подходов и оснований все-таки позволяет дать достаточно определенное представление о ней, что сделано в данной главе учебного пособия.
Во-вторых, важнейшей задачей безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины является создание надежной системы обеспечения безопасности социума при опасных и чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Сегодня такая система существует. Ее правовую основу составляет законодательные и иные нормативные акты, регулирующие функционирование системы обеспечение безопасности населения и территорий при ЧС различного происхождения. Однако формирование подобной системы, как с теоретической, так и практической точек зрения, процесс многоплановый, объемный, состоящий из целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, требующий постоянного совершенствования и развития.