Классификация типов социального действия по Веберу и Парсонсу
Само понятие «социальное действие» является одним из центральных понятий в социологии. Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или группы, изменить их поведение. Итак, социальные действия - это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Впервые понятие социального действия ввел в оборот немецкий социолог Макс Вебер. Он же разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись:
· целерациональное,
· ценностно-рациональное,
· традиционное,
· аффективное.
У другого известного социолога, Т. Парсонса, проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
· нормативность, которая зависит от общепринятых ценностей и принятых норм;
· волентаричность, иначе говоря, связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды;
· наличие знаковых механизмов регуляции.
Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы:
· субъект действия, им выступает воздействующий индивид или общность людей;
· объект действия, т.е. индивид или общность, на которых направлено действие;
· средства и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
· результат действия, т.е. ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.
Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние, то действие - это только некоторые виды поведения. Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели - изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия. Согласно мнению Вебера, социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:
· целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. Ценностно-рациональная ориентация действия может, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией;
· ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную, эстетическую, религиозную или любую другую ценность определенного поведения как такового. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были;
· аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Чисто аффективное действие находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому;
· традиционным, то есть основанным на длительной привычке. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени.
Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Основой социального действия выступают разнообразные контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реакции индивида или целой группы, изменить их поведение. Итак, социальные действия - это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. М.Вебер подчеркивал, что не все действия людей представляют собой социальные действия, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. В своей работе «Основные социологические понятия» он писал: «Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. „Другие“ могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей». Таким образом, по М.Веберу, социальное действие представляет собой синтез двух необходимых моментов, таких как субъективная мотивация действия индивида или группы и ориентация на поведение других в различных временных промежутках.