Тарифы морского транспорта
Перевозки грузов водным транспортом в отличие от перевозок железнодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов, так же загрузке и разгрузке.
Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом подразделяются по видам плавания на тарифы каботажного плавания между морскими портами страны и на тарифы на перевозку грузов между отечественными и иностранными портами. Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу: ставка по движенческой операции за одну тонну-милю и ставка по стояночной операции в портах. Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза. Ставки по стояночным операциям дифференцируются по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и разгрузку судна (Таб. №1).
№ п/п | Наименование груза | (Руб. за тону) На погрузку и выгрузку |
1. | Песок и песчано-гравийная смесь | 26,6 |
2. | Щебень, гравий и песчано-гравийная смесь | 53,8 |
3. | Прочие насыпные и навалочные грузы | 92,0 |
4. | Лес круглый и пиломатериалы | 154,7 |
5. | Грузы в транспортных пакетах и специальных контейнерах | 353,0 |
6. | Тарно-штучные грузы | 434,1 |
7. | Контейнеры груженные | (руб. за единицу) |
7.1. | 3т. | 456,4 |
7.2. | 5т. | 684,5 |
7.3. | 20т. | 1825,4 |
8. | Контейнеры порожние: | |
8.1. | 3т. | 211,7 |
8.2. | 5т. | 428,5 |
8.3. | 20т. | 699,0 |
Таблица №1. Тарифы на погрузочно - разгрузочную работу.
В соответствии с принципом построения тарифы разделяются на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, при разработке поясных - для половины расстояния пояса.
По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.
Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза. Различия в уровне себестоимости движенческой операции вследствие использования в разных бассейнах судов неодинаковой грузоподъемности и скорости хода, неодинаковых эксплуатационных расходов обусловливают разный уровень тарифов по бассейнам. Ставки по стояночным операциям дифференцируются по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и выгрузку судна.
Морские порты преобразованы в акционерные общества и учреждения государственных предприятий - морских администраций портов. Доходы в виде портовых сборов поступают в морские администрации портов, а в морских портах остались погрузо-разгрузочные работы и работы, связанные с обслуживанием грузов и судовладельцев.
(Таблицы № 2,3,4 - примеры цен на морские перевозки)
Таблица №2. Порт назначение - Клайпеда / Рига
ПОРТ ОТГРУЗКИ | ТИП КОНТЕЙНЕРА | ||
20’DC | 40’DC | 40’HC | |
Ningbo / Shanghai / Yantian / Xiamen / Hong-Kong | 2080 $ | 3375 $ | 3375 $ |
Qingdao / Dalian / Xingang / Kaohsiung | 2080 $ | 3375 $ | 3375 $ |
Taichung | 2130 $ | 3375 $ | 3375 $ |
Zhuhai | 2250 $ | 3650 $ | 3650 $ |
Вывоз контейнера из порта на автотранспортной платформе, оформление товарно-сопроводительных документов и процедуры МДП с последующей доставкой в Москву – 1800 Евро.
Таблица №3. Порт назначения - Котка
ПОРТ ОТГРУЗКИ | ТИП КОНТЕЙНЕРА | ||
20’DC | 40’DC | 40’HC | |
Ningbo / Shanghai / Yantian / Xiamen / Hong-Kong | 2120 $ | 3315 $ | 3315 $ |
Qingdao / Dalian / Xingang / Kaohsiung | 2120 $ | 3315 $ | 3315 $ |
Taichung | 2170 $ | 3315 $ | 3315 $ |
Zhuhai | 2290 $ | 3540 $ | 3540 $ |
Вывоз контейнера из порта на автотранспортной платформе, оформление товарно-сопроводительных документов и процедуры МДП, оформление обеспечения на границе, не превышающей по стоимости 3500 руб., с последующей доставкой в Москву – 75000 руб.
Таблица №4. Порт назначения - Санкт-Петербург
ПОРТ ОТГРУЗКИ | ТИП КОНТЕЙНЕРА | ||
20’DC | 40’DC | 40’HC | |
Ningbo / Shanghai / Yantian / Hong-Kong / Qingdao / Dalian | 2345 $ | 3710 $ | 3710 $ |
Taichung | 2395 $ | 3810 $ | 3810 $ |
Zhuhai | 2515 $ | 3935 $ | 3935 $ |
Вывоз контейнера из порта, оформление товарно-сопроводительных документов с последующей доставкой в Москву – 45 000 руб.
Пассажирские тарифы морского транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду. Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом в местном сообщении и на переправах регулируются государством (Таб. №5).
Таблица №5. Тарифы действующие с 18.01.2015. по 31.12.2015г(Компании САНЭС). Стоимость проезда пассажира (с учетом всех налогов)
Типы кают | Стоимость (в рублях)* |
Каюта "Люкс +" ** | |
Каюта "Люкс" | |
2-х местная каюта верхней палубы | |
4-х местная каюта верхней палубы ** | |
2-х местная каюта главной палубы | |
4-х местная каюта главной палубы | |
8-ми местная каюта главной палубы | |
Сидячее место | |
Проезд сопровождающего грузы (2-х местная каюта верхней палубы) | |
Проезд сопровождающего грузы (4-х местная каюта главной палубы) | |
* - в тариф включено одноразовое питание ** - распространяется на паромы, имеющие данный тип пассажирских кают Льготы: - Дети в возрасте до двух лет, не занимающие отдельные места, перевозятся бесплатно. - Дети в возрасте от двух до двенадцати лет, занимающие отдельное место, пользуются 50% скидкой с цены билета (скидка с комиссионных сборов и стоимости питания не предоставляется) |
Необходимость дифференциации тарифов по пароходствам обусловлена различиями в условиях работы в связи с разным климатом, особенностями водных путей и др. По видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки, тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения - на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест.
В соответствии с принципом построения тарифы разделяют на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных - для половины расстояния пояса. По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.
Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транспортных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной комфортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы.
На водоизмещающих судах повышенной комфортабельности пассажирские каюты делятся на группы в соответствии со следующими факторами: степенью отдаленности от палубы, населенности и площади каюты, ярусности коек, наличием тех или иных бытовых удобств и др. Тарифы при проезде на обычных водоизмещающих судах дальних линий установлены для спальных и сидячих мест. В отношении последних они дифференцированы по категориям. На перевозки в судах пригородных и внутригородских линий тарифы разрабатываются с учетом местных условий. Тарифы на туристические перевозки определяются в зависимости от формы реализации путевок. При реализации их туристическими фирмами применяются договорные тарифы. Если туристические путевки реализуются непосредственно судовладельцем, то тариф рассчитывается исходя из себестоимости содержания судна и получения необходимой рентабельности.
При установлении пассажирских тарифов на морском транспорте учитываются комфортабельность судна и категория места, которое занимает пассажир, а также дополнительные удобства, имеющиеся в каюте.
Заключение
Транспорт, наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.
Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязано. Ведь характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Также транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развитие производительных сил.
На водном транспорте, как и на железнодорожном, основными элементами системы грузовых тарифов являются те же: тарифные схемы, номенклатура грузов, тарифные руководства по определению тарифных расстояний, провозных платежей и сборов.
Перевозки грузов водным транспортом в отличие от перевозок железнодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов.
Морские порты преобразованы в акционерные общества и учреждения государственных предприятий морских администраций портов. Доходы в виде портовых сборов поступают в морские администрации портов, а в морских портах остались погрузо-разгрузочные работы и работы, связанные с обслуживанием грузов и судовладельцев.
Список литературы
1. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В., Авдиенко О.Б.; Ценообразование учебное пособие. 2-е изд.,- М.; КНОРУС, 2005;
2. Есипов В.Е.; Цены и ценообразование: Учебник для вузов 3-е изд., - СПб: "Питер",2000;
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.; Современный экономический словарь,- М.: ИНФРА, 2006;
4. Слепова В.А.; Ценообразование, -М.: Экономисть, 2005;
5. Салимжанов И.К., Португалова О.В., Новиков В.Е.; Цены и ценообразование, - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003
6. Шуляк П.Н.; Ценообразование: учебное пособие- 6-е изд., -М.: Дашко и К, 2003
Список сайтов
1. http://newtariffs.ru/otrasli/transport/morskoi-transport
(Морской транспорт. Тарифы);
2. http://www.rusconsult.ru/common/glossary/?word=Транспортныетарифы (Глоссарий. Руссконсалт. Транспортные тарифы)
3. http://www.tis-logistic.ru/info/pravila/morkont/
(Tis Logistic)